«Реформа» образования: Кудрин, Греф и... Гиммлер

Работаю я в неплохой школе, имею высшую учительскую категорию. Настало время переаттестации, и отправился я на курсы повышения квалификации учителей. Первая же лекция повергла меня в такой ужас, какой я не испытывал, наверное, с 1993 года. Два очень благополучных человека лет пятидесяти бодро рассказывали вещи, от которых у меня волосы встали дыбом 

Они излагали цели и задачи среднего образования в России. Главными авторами их являются Греф, Кудрин и Фурсенко. Фурсенко - министр образования, но появление в этом списке Грефа и Кудрина нуждается в пояснении. Оказывается, в 2004 г. правительство РФ пришло к выводу, что система образования не может сама себя реформировать. Следовательно, надо «сломать эту систему извне» (все места в кавычках являются точными цитатами речи лекторов - К.Л.). Поэтому пригласили Грефа и Кудрина.

Итак, руководство страны решило сделать наше образование «современным». Прежде всего, было четко сформулировано желаемое (реформаторами) место России в мире. Россия - это государство, в котором производится то, что изобретается в «первом мире». Следовательно, России нужны не научные работники, а квалифицированные рабочие. Официально была поставлена задача сделать так, чтобы в ВУЗ поступало не более 30% выпускников. Одновременно ставится задача свести высшее образование к бакалавриату, причем в перспективе не четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему. Количество магистров должно быть не более 10% от выпущенных бакалавров. Простой расчет - и мы видим, что полноценное высшее образование получат менее 3% выпускников школ. При этом в магистратуре придется учиться за деньги - государство обещает сохранить бесплатные места только для недоученных специалистов - бакалавров.

Для школы установлен новый стандарт среднего образования - объем образования «примерно на три с минусом». Именно этот стандарт и будет финансироваться государством. Он официально «не предусматривает возможности поступления в ВУЗ». Все дополнительные занятия будет оплачиваться родителями. То есть подготовка к получению высшего образования станет исключительно платной. По новому стандарту следует отказаться от: научности, фундаментальности и системности образования старой советской школы. Среди необходимых качеств новых учеников лектор назвал «критическое мышление». Кто-то спросил: «Если школа теперь должна воспитывать сборщика автомобилей, то зачем нужно критическое мышление?» Лектор разъяснил, что под «критическим мышлением» здесь понимается умение рационализировать свою производственную операцию, и более ничего!

С этой целью было решено ввести несколько любопытных новшеств, которые мы и рассмотрим ниже.

«Внедрение в образование «идеологии системы услуг»

То есть учитель продает услуги, а государство или родители их покупают. В рамках этой «идеологии» проводится, например, закрытие сельских школ. Детей возят в большой поселок на автобусе, а то, что деревня без школы умрет - конечно, никого в правительстве не волнует.

«Независимость оценки качества образования»

Это, понятно, ЕГЭ. В 2009 году ожидается полная победа этой системы тестирования. Пятнадцать основных предметов будут повсеместно переведены на ЕГЭ. На вопрос о том, как быть с Дагестаном, где, как известно, оказались лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в России, при том, что эти «отличники» еле знают русские буквы, ответа мы не дождались.

«Государственно-общественное управление образовательными учреждениями»

Подразумевает создание Управляющего совета школы, состоящего на 50% из родителей, на 25% из учителей и на 25% из «представителей общественности». Этот совет может решать - будет это бесплатная школа для бедных, без всяких шансов на поступление выпускников в ВУЗ, или это будет дорогая школа для богатых.

«Новая система оплаты труда педагогов»

Это просто шедевр. Теперь стаж не будет учитываться вообще. Зарплата учителя будет состоять из трех частей:

- базовая часть - оплата по 2 р. 50 коп. за каждого ребёнка в классе за 1 урок. В нынешних классах в среднем в месяц выходит (за вычетом налогов) 2815 руб.

- компенсационная часть - надбавка до 15% за особые условия труда, до 25% - за квалификацию. При этом будет проведена переаттестация учителей с тем, чтобы понизить количество учителей высшей категории с 20% от общего числа учителей до 3-5%. Ну а «кандидаты наук и разные заслуженные учителя вообще вредны для школы» - поделился с нами лектор.

- стимулирующая часть - 30% от общего фонда зарплаты данной школы по решению Управляющего совета школы. «Учитель может получить практически второй оклад, но только за счет других учителей» - сообщили нам.

Я шел с лекции о «реформе образования» и вспоминал меморандум Генриха Гиммлера «Об обращении с инородцами на Востоке», написанный в мае 1940 года: «Для ненемецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что господь бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть».

Что ж, гитлеровский «реформатор» нашел достойных преемников...

Кирилл ЛАДОГИН

Код для вставки в блог: