Кто убивает Высшую школу?

Говоря о реформе высшего образования, чаще всего обращаются к теме «болонского процесса», который многим видится главным, смертельным ударом, нанесенным «реформаторами» нашим вузам и всей системе воспроизведения научных кадров в России. Однако внедрение болонской (западной) системы высшего образования - это лишь своего рода ловкий маневр, отвлекающий внимание общества от самого процесса убийства Высшей школы, которое, как в классических детективах, готовится совсем с другой стороны.  

 

« Существование науки в государствах, недружественных США,
рассматривается как стратегическая угроза США»
Г. Киссинджер, 2004 год

Чтобы понять, кто же в действительности убивает вузы, рассмотрим некоторые новые явления в сфере высшего образования. Начнем с того, о чем все громче говорят преподаватели всех вузов независимо от научного профиля - о базовой подготовке абитуриентов. В вузы приходят студенты, почти не знающие основ естественных дисциплин - математики, физики, да что там - многие из них элементарно не умеют грамотно писать! И если еще лет 10 назад таких ребят можно было растормошить, привить им вкус к знаниям, то в последние годы они попросту отказываются от сложных научных знаний в пользу сиюминутных практических навыков.

Причина такого неприятия науки проста, имя ей - Рынок.

Рынок же определяет плачевное состояние «чистой» науки - его интересуют только сферы, приносящие быструю прибыль, в крайнем случае - через 2-3 года. Государство же, чьим долгом и является финансирование длительных исследований, основой безопасности и прогресса которого всегда была фундаментальная наука, душит ее «за ненадобностью».

Итак, государство оставляет студента один на один с Рынком, который предъявляет спрос либо на представителей сферы услуг, где не требуется особых знаний и умений, либо на узких специалистов-операторов, чьей доблестью является хорошее знание конкретного продукта (оборудования).

Но диплом о высшем образовании по-прежнему требуется, этому способствуют негласные установки, перешедшие еще из эпохи социализма. В результате многие студенты не видят смысла забивать голову знаниями, которые им завтра на работе не понадобятся. Про послезавтра они, к сожалению, думать еще не научились...

Кажущаяся «ненужность» широких знаний вкупе с условиями, в которые государство поставило вузы, требуя самостоятельно изыскивать средства к существованию, родила жуткого монстра - платное обучение по системе «Чего изволите». Вузы сами стали субъектом рынка, товаром, который купят только тогда, когда он «понравится» покупателю.

Что последовало за этим? Вполне логично, что за немалые деньги студенты стали требовать возможности учиться «с удовольствием», то есть не перенапрягаясь. Ориентируясь на новый стереотип обучения, вузы стали выпускать слабые учебники и учебные пособия, лекции стали все более «облегченными», а оценки знаний - все более «щадящими». Результат - масса выпускников-отличников, которые на самом деле ничего не стоят. Однако такой вуз нравится Рынку! Ведь чем больше отличников, тем выше рейтинг вуза. И тем выше цены на обучение в нем.

Может показаться парадоксальным, но потоком этих шальных рыночных денег вымываются из вузов последние достойные преподавательские кадры. Честь ученого требует от них объективной оценки студентов. Ясно, что оценка эта будет жесткой. Однако как отнесется администрация вуза к такому принципиальному преподавателю? Ведь ее не волнует качество знаний выпускника - не за это они получают деньги, им нужен бесперебойный процесс поставки платных абитуриентов. Разумеется, наиболее жизнеспособным в такой системе оказывается наименее требовательный и, как итог, наименее знающий преподаватель.

И теперь вспомним о тех студентах, которые пришли в вуз за знаниями и даже (!) хотят всерьез заниматься наукой. Найти в современном вузе хорошего научного руководителя очень тяжело: преподаватели заняты рутиной и «поиском» денег - им не до науки. Исследовательскую работу ведут единицы, да и те по собственной инициативе, и часто за свой счет. В результате сегодняшний университетский профессор - не более чем учитель высшей школы. Научная цепь «Мой учитель - я - мой ученик» разорвалась, действительные Знания передавать некому.

А между тем на том самом Западе, куда, казалось бы, стремятся затащить нас «реформаторы», университеты существуют именно за счет научных исследований, которые оплачиваются немалыми государственными и/или негосударственными грантами. И тамошние университеты заинтересованы в привлечении и удержании ученых. Ведь настоящими «кормильцами» являются они, а не платные студенты, как у нас.

В этой связи не стоит забывать и о том, что взращивание ученого, как создание любого качественного продукта, требует гораздо больше сил и средств, чем массовая штамповка операторов-исполнителей.

Возвращаясь к нашему «детективному» исследованию, можно сказать, что убийца Высшей школы найден - это его величество Рынок, оставляющий в живых только тех, с кого можно состричь купоны сегодня, в крайнем случае, завтра. Он не видит смысла тратить деньги на общее интеллектуальное развитие нации, на будущие поколения - это сложно «перепродать». И так будет, пока развитие общества отдано на откуп этому монстру. Но Рынок - только исполнитель, заказчик же - само наше Государство в лице тех, кому общество так наивно доверило руководить сохранением и укреплением Отечества и чьим сказкам о «нацпроектах» продолжает слепо верить.

 

Андрей РАМБОВСКИЙ

Код для вставки в блог: