Что делать с госаппаратом?

Задача для победивших коммунистов Как усовершенствовать госаппарат после прихода к власти? Этот вопрос неизбежно встанет перед коммунистами после прихода к власти.  

Ничто другое не вызывает сегодня такой единодушной ненависти и рабочего, и мелкого предпринимателя, и учителя, и врача, как ржавая, уродливая государственная машина капиталистической России и ее представители - «силовики» (среди которых честных все меньше), вороватые чиновники, лицемерные депутаты от буржуазных партий.

Ряд мероприятий представляется бесспорным. Среди них на первом месте - возвращение к народовластию, возможно, в виде системы Советов, то есть, прежде всего, превращение «болтающих» органов в работающие, постановка исполнительных органов под руководство и каждодневный контроль представительных учреждений. Здесь может возникнуть вопрос - не приведет ли отказ от «разделения властей» к бюрократическому произволу и чиновничьей диктатуре? Полагаю, что исторический опыт вполне убедительно доказал, что невозможно создать такую структуру государственного аппарата, которая гарантировала бы его безупречно честную работу. Борьба со злоупотреблениями возможна только путем тщательного подбора кадров и постоянного контроля за чиновниками как сверху, так и снизу, со стороны всего населения.

Необходимо будет сократить число представительных органов и упрощение их структуры при одновременном наделении их реальными властными полномочиями. Очевидно, что такие органы как Совет Федерации, Общественная палата, Государственный совет, Совет обороны и безопасности при президенте и пр. создавались лишь с одной целью - убедить население в том, что единовластный президент учитывает общественное мнение.

Коммунистам предстоит совершить чистку и радикальное сокращение излишне раздувшегося госаппарата, поставить под строжайший контроль не только доходы, но и расходы чиновников и членов их семей в целях борьбы с коррупцией. Необходимо также ликвидировать привилегии высокопоставленных чиновников и привязать жалованье всех аппаратчиков к минимальной или средней зарплате в промышленности.

И, наконец, о том, что часто забывают. КПРФ нужно поставить задачу существенного изменения стиля работы государственного аппарата, прежде всего тех его органов, с которыми соприкасается население. В центре внимания должны быть не изящные схемы взаимного подчинения органов власти, не бюрократическое удобство делопроизводства, не «китайские стены» ведомственных перегородок, а интересы и нужды трудящегося человека.

Необходимо резко упростить бюрократические процедуры, в частности, исключить процесс сбора справок самими гражданами. Не абсурдно ли заставлять человека лично собирать и приносить чиновнику справки в век факсов, электронной почты и компьютерных сетей? Понятно, что врач не может выдать справку о состоянии здоровья, не видя пациента, но сведения о прописке, доходах, размере семьи и т.д. чиновник может легко и удобно запрашивать сам у других чиновников, используя богатую технику.

Необычайно запутанная система государственных служб способна поставить в тупик даже образованного юриста. Отсылка «от Понтия к Пилату» сегодня является обычным делом. Необходим переход к системе «одного окошка», когда по всем жизненным вопросам, от получения паспорта до начисления пособий или пенсий, гражданин мог бы обратиться в единую службу приема заявлений, которая сама направила бы его дело в нужную инстанцию.

Необходима разработка и введение жестких временных нормативов решения любых вопросов представителями власти, чтобы каждый заявитель мог по истечении определенного короткого срока возбудить вопрос о наказании конкретного чиновника за волокиту.

Режим работы органов власти может показаться мелкой проблемой, но в каком положении оказывается трудящийся, работающий «с 9 до 18», когда справки выдаются с 10 до 16 часов? Очевидно, что государственные органы, ориентированные на прием посетителей, должны функционировать с раннего утра до позднего вечера, чтобы дать возможность обращаться в них днем пенсионерам, а вечером - работающим.

Крайне важно создать такую систему управления страной, которая бы постоянно вовлекала в процесс все более широкие круги населения. Следствием этого будет не только усиление контроля над бюрократией «снизу», но и осознание людьми собственной значимости, способности повлиять на собственную жизнь на уровне дома, двора, улицы, района, города, а в конечном счете - и страны в целом.

Мы должны стремиться выполнить завет В.И.Ленина и свести «государственных чиновников на роль простых исполнителей наших поручений, ответственных, сменяемых, скромно оплачиваемых «надсмотрщиков и бухгалтеров».

 

Кирилл НАЗАРЕНКО, кандидат исторических наук

Код для вставки в блог: