Сколько можно?

Что происходит с ценами? Как прокормить семью? Что будет дальше? Эти вопросы тревожат многих. 

В последнее время цены на продукты стали расти гораздо быстрее. Это заметили все, кто ходит в магазин. Даже по официальным данным такие товары как молоко, молочные продукты, яйца, хлеб, масло, сыр только за один октябрь подорожали на 10,4%.

Рост цен давно уже «съел» произошедшие и предполагаемые надбавки к пенсиям, ударил как по пенсионерам, так и по большинству трудящихся, живущих от зарплаты до зарплаты. По данным социологов, более 60% россиян тратят на питание более половины своего дохода; даже в относительно благополучных Москве и Петербурге доля тех, кто собирается из-за произошедшего подорожания ограничить свой рацион, составляет 30%, а по стране в целом - 52%.

«Цены на продовольствие будут расти. Это мировая тенденция», - заявил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев в интервью телекомпании Russia Today, отвечая на вопрос, как будут вести себя цены на продукты в России в 2008 году.

Так почему они все-таки все время растут? Я вспоминаю советские времена, круглый хлеб долгие годы стоил одни и те же 14 копеек за буханку, «кирпич» - 16 копеек, кило докторской колбасы - 2 рубля 30 копеек и т.д.

Для того чтобы разобраться во всем этом, нужно обратиться для начала к сухой статистике. Динамику «развития» отечественного сельского хозяйства можно понять из следующих цифр. По данным Росстата, в 1992 году в РФ было 114,6 млн. га посевных площадей, в 2000 году - 85,4 млн. га, в 2006 осталось 77,1 млн.га. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1993 г. составляло 52,2 млн. голов, на 1 января 2007 г. - 21,5 млн. голов. Поголовье свиней за этот же период сократилось в 2 раза, овец и коз в 2,6 раза. Нетрудно оценить такое положение в сельском хозяйстве, как полный развал.

Недостаток производимого продовольствия необходимо за счет чего-то покрывать, потребление продуктов питания и так находится на низком уровне. Неудивительно, что резко растет импорт продовольствия. Если в 2000 г. продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья было импортировано на 7,4 млрд. долларов, в 2005 г. - 17,4 млрд. долларов, в 2006 г. - 21,6 млрд. долларов, импорт продовольствия в 2007 г. оценивается в 27 млрд. долларов, т.е. за 7 лет он вырос почти в 4 раза. При этом рост был, как в натуральных величинах, так и за счет повышения мировых цен. Глядя на эти цифры, можно сказать, что в результате «рыночных реформ» Россия дошла до такого состояния, что рост цен на мировом рынке продовольствия обязательно отразится на каждом из нас. И никакие рыночные меры этому противостоять уже в принципе не могут.

Взглянем на проблему и с другой стороны. Капиталистическая экономика во главу угла ставит прибыль. Рост цен на продукты выгоден и производителям продуктов питания, и перекупщикам, и торговым сетям. Выше цены - выше прибыль. Крупные торговые сети динамично развиваются и стали монополистами в розничной торговле, постепенно вытесняя с рынка мелких торговцев и диктуя свои условия и производителям, и покупателям. Они имеют возможность произвольно устанавливать высокие цены и этому не могут противодействовать никакие антимонопольные органы.

Многие из нас покупают продукты в «Пятерочке» и «Перекрестке», но немногие знают, что эти бренды принадлежат «X5 Retail Group», зарегистрированной в Нидерландах. Эта компания заняла 32-ю строчку в рейтинге «500 крупнейших компаний России» журнала «Финанс», «Магнит» - 44-ю строчку, «Дикси» - 107-ю. Выручка измеряется уже миллиардами долларов и увеличивается на десятки процентов ежегодно. Стоя у прилавков в таких сетях, мы можем заметить еще одну интересную деталь - противоречие между платежеспособным спросом и качеством продуктов. Например, покупая колбасу или пельмени, мы по привычке считаем их мясными продуктами. Но если мы прочитаем состав, то очень часто, кроме мяса в него входит «растительный белок», причем пропорции обычно не указаны. В погоне за прибылью все средства хороши, можно повышать цены, а можно снижать качество.

В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда и цены растут, и качество снижается. Кому уходят деньги, оставляемые нами в продуктовом магазине? Часть попадает российским богачам. Например, возьмем рейтинг «500 миллиардеров» за 2007 год, публикуемый в упомянутом журнале. Оказывается, на продуктах делаются огромные состояния, которые растут стремительными темпами. Из пятисот миллиардеров, около сотни имеют отношение кпродовольствию. Некоторые миллиардеры стали даже долларовыми, например, основатели «Пятерочки» Андрей Рогачев (1,76 млрд. долларов) и Александр Гирда (1,48 млрд.долларов), владелец «Магнита» Сергей Галицкий (1,52 млрд. долларов). Часть, причем, постоянно растущая, уходит на Запад. Покупая шоколадку «Санкт-Петербург» или «Тройка», многие не подозревают, что фабрика им. Крупской уже целиком принадлежит норвежской компании Orkla. Ряд предприятий пищевой промышленности, бывших когда-то отечественными, можно продолжить.

Итак, целью производства и продажи населению продуктов при нынешней «рыночной» экономике является получение максимальной прибыли любым способом. Постоянный рост цен при этом неизбежен. Ситуация усугубляется развалом отечественного сельского хозяйства и, как следствие, зависимостью России от импорта продовольствия, стремительно дорожающего на мировом рынке. И положение вещей не изменить, если в корне не изменить экономический строй. Единственной альтернативой капиталистической рыночной экономике является плановая социалистическая экономика. Экономика, ориентированная не на прибыль класса капиталистов, отечественных и зарубежных, а на удовлетворение потребностей всех людей. Экономика, при которой волосы не встают дыбом от взгляда на ценник и дающая людям уверенно смотреть в завтрашний день.

Алексей ЗАЙЦЕВ

Код для вставки в блог: