Коммунистическая партия Российской Федерации. Санкт-Петербургское городское отделение
31.12.09   Новогоднее поздравление Председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова

Провожая 2009-й год, мы обязаны сделать верные выводы. Должны дать точные оценки происходящему. Призваны наполниться решимости изменить жизнь к лучшему. Только совместными усилиями мы - многонациональный народ России - сделаем 2013 год успешнее уходящего.

30.12.09   Строительный беспредел в 'культурной столице' (фото)

Участники антимонсардной коалиции совместно с активистами КПРФ и др. организаций провели акцию против бандитского захвата здания на Миллионной улице.

25.12.09   Не допустим произвола властей!

Совместное заявление Санкт-Петербургского Городского комитета КПРФ и Санкт-Петербургского отделения общественного движения ТИГР (Товарищество Инициативных Граждан России) о неправомерном давлении на участников акций протеста во Владивостоке.

a
Коммунистическая партия Российской Федерации. Санкт-Петербургское городское отделение
Главная  '  ПУБЛИКАЦИИ » Публицистика

Встреча с режиссером Бортко. Размышления

Редакция сайта публикует мини-эссе молодого коммуниста Сергея Семенкова.  

27 мая 2009 года в Ленинграде в рамках традиционного политклуба   состоялась встреча коммунистов и сторонников КПРФ с российским режиссером Владимиром Владимировичем Бортко.

Стены Российской Национальной Библиотеки вместили множество желающих пообщаться с одним из наиболее талантливых и успешных отечественных мастеров кино.

Причиной встречи   и ее лейтмотивом стала последняя работа   Бортко -   художественный фильм «Тарас Бульба». Владимир Владимирович нашел время в своем плотном графике и с любезностью откликнулся на приглашение поучаствовать в неформальном общении. Именно неформальном, так как с первых минут встречи главным героем вечера был задан соответствующий тон разговора, когда Бортко попросил не стесняться, говорить прямо, без условностей и оглядки на сидящих рядом, задавать те вопросы, которые хочется задать, а не те, которые «можно». В общем, быть искренними и честными.

Пожалуй, вряд ли найдется человек, которого просмотр фильма «Тарас Бульба» оставит равнодушным. Определенные эмоции, чувства, мысли – вот ценнейший клад, открыть который в душах людей способно творчество в том или ином его проявлении. А вот какие это будут чувства, зависит от качества представляемого материала.

На создание киноленты «Тарас Бульба» ушло три года кропотливой работы. Бюджет фильма составил 15 млн долларов. Много ли это, спросит любопытный читатель. Бортко привел простой пример: «ровесник» «Тараса Бульбы» фильм «Обитаемый Остров» Ф. Бондарчука обошелся в 70 млн долларов. «Хлеба и зрелищ» - вот, что нужно народу, звучат сквозь столетия отголоски Рима. Наверное, можно потратить даже и сто миллионов. И миллиард. Была бы «зрелище» действительно светлым и нужным для этого самого народа. Как сказал американский участник съемок фильма «Тарас Бульба», в штатах на подобную картину ушло бы не 15, а все 150 млн. Верится, причем без труда. Картина масштабна, наполнена батальными сценами, эпизодами быта и моментами, в точности отражающими жизнь того времени. Чумазые и чубастые казаки, лихо раскуривающие свои трубки, по соответствию убранства не уступают ляхам в нарядных камзолах и мехах.

Кассовые сборы составили 17 млн долларов в России и 2 млн долларов на Украине. В общей сложности фильм «Тарас Бульба» посмотрело 4,5 млн зрителей, он оказался лидером по посещаемости, обогнав, в том числе, все голливудские блокбастеры.

 

Идя на встречу с режиссером Бортко В. В. после просмотра » «Тараса Бульбы» я имел три основных вопроса:

1.       Какую основную задачу ставили перед собой создатели киноленты/режиссер?

2.       Были ли выставлены какие-либо требования к режиссеру при съемке картины?

3.       Кто платил?

 

Вопросы эти у меня, молодого человека, родились не интрижки ради и каверзцы для, а сами собой. Мое естество так отреагировало на увиденное. Общение в рамках встречи показало, что не только во мне возникли подобные вопросительные флюиды. Впрочем, ровно как и диаметрально противоположные, восторженные.

Знаете, бывает, посмотришь кино и выходишь очарованный какой-то, или взбаламученный, или подавленный, или готовый горы сворачивать. Брать и делать, поступать так, как научило произведение, показали герои. Такое желание вызывает, например, «Собачье сердце» Бортко.  «Тарас Бульба» же во многом хорош. Но в отдичие о того же "Собачьего сердца" новый фильм Владимира Владимировича он вызвает достаточно противоречивые чувства.

Так какую же основную задачу ставил перед собой режиссер? Главной целью, по словам Бортко, было сделать нечто, что понравится зрителю, призовет его к размышлению, натолкнет на важное; второе, это считаю принципиально значимым и снимающим в моих глазах многие недостатки фильма (если я, конечно, могу вообще себе такое позволить), привлечь внимание к самой книге. Чтобы Гоголя начали читать не из под учительской указки, а желания понять ради, осознать, сравнить, наконец. Судя по первым лоткам книжных магазинов и лавок весной 2009 года, пестрящими разноцветными изданиями «Тараса Бульбы», этого удалось добиться. Низкий поклон и благодарность.

Россия приняла киноленту «хорошо». Об этом говорят кассовые сборы и посещаемость «Тараса Бульбы». По словам Бортко, на Украине фильм также пришелся по душе. Хотя, нашлись силы, назвавшие экранизацию «Тараса Бульбы» «имперским выпадом против независимости Украины». Много мы слышим подобных заявлений в последнее время. Горько узнавать о таких вещах. Не надо далеко ходить, чтобы понять их смысл и направленность. Желание разделить, разбить на куски, поссорить и, в конечном счете, уничтожить великий народ. Не Русских, Украинцев, чего там, Белорусов, а СЛАВЯН! Одни же корни, одни предки, одна история, как ни крути. Впрочем, вода в ступе для того и месится, чтобы эти, казалось бы, неоспоримые истины скрыть за пеленою враждебности и ненависти к кровным соседям. Неспроста сносятся памятники Советским воинам-осовободителям, нет просто так к Черноморским берегам Украины причаливают корабли НАТО, и на удивление быстро переписываются учебники истории.

Искусство. Настоящее, правдивое, лишенное подмены и грязи искусство невозможно стереть или переделать, а уж тем более забыть. Понимал Николай Васильевич Гоголь, о чем писал в «Тарасе Бульбе». Понимает это и сегодняшняя КПРФ, давно и четко обозначившая порядок взаимоотношений между братским государствами:

«Оценивая закономерности развития человечества, КПРФ исходит из того, что каждый народ и каждая страна должны реализовать   их с учётом своих особенностей и исторического опыта. Это в полной мере относится к нашему Отечеству. Россия внесла уникальный вклад в развитие человечества благодаря самоотверженному труду и ратным подвигам её народов, своеобразию общественного сознания, духовному горению её великих писателей, музыкантов и художников, учёных и инженеров, подвижничеству поколений русских патриотов, революционеров. Будущее нашего Отечества можно строить только на этом прочном фундаменте исторической преемственности.  

В нынешних условиях КПРФ видит свою задачу в том, чтобы соединить социально-классовое и национально-освободительное движения в единый народный фронт. Придать ему целенаправленный характер .   Партия борется за единство, целостность и независимость Отечества, за воссоздание братского Союза советских народов, благополучие и безопасность, нравственное и физическое здоровье граждан» (из Программы КПРФ).

 

Владимир Владимирович Бортко особое внимание в киноленте старался уделить максимальному сходству с произведением Гоголя.

Режиссер очень тонко увидел и передал момент времени при создании фильма, где-то слившись с самим писателем, желавшим создать нечто подобное «Илиаде» Гомера, то есть описать понятным и ярким языком целый период жизни народа. Свести этот период в летопись, немеркнущий миф о силе и воле людей, населяющих территорию нынешней Украины, а исторически всей Руси, о славянах, людях, имеющих общие корни и общую веру, общие цели и одну, ничем не делимую родную землю.

Если оценивать фильм «Тарас Бульба» с позиции эпоса, то многие критические вопросы к нему отпадают сами собой. Почему, что ни слово в киноленте, то легенда, что ни смерть, то с последней показушной фразой длиною в минуту? Почему практически все действия покрыты неким гримом искусственности? Да потому что это сказка такая. А в сказке бывает все. Как я уже писал, Бортко старался максимально придерживаться оригинала – повести Гоголя. Выбранный жанр – привилегия и обязанность режиссера.

Однако нельзя не отметить, что все-таки фильм сильно отдает «голивудчиной» Душа не до конца верит, хотя ум все понимает и принимает.

 

Были ли выставлены какие-либо требования к режиссеру при съемках картины? Давили ли? «Нет, никогда, никакого давления на меня не оказывалось при создании фильмов (. Как хотел, так и делал» - ответил режиссер.

Сразу же хочется ответить и на третий, сформулированный мною вопрос: Кто платил? Заказчиком выступило телевидение «Россия», которое вместе с киностудией «ЦПШ» профинансировало съемки «Тараса Бульбы».

Владимир Владимирович поделился, что при монтаже фильма приходили предложения «подогнать под формат» «Тараса Бульбу», оставив по большей части яркие и пустые сцены боев, но данная инициатива была однозначно отклонена. «Не надо считать молодежь за идиотов» - отметил Бортко. И он прав. Не надо, мы не такие.

Много, невероятно много аспектов жизни человека затронул Гоголь в своем знаменитом произведении «Тарас Бульба». Более чем актуально звучат сегодня призывы Гоголевских героев к борьбе за веру, за правду. Умереть готовы они, славные и безстрашные казаки за землю Русскую без сожаления и страха:

«Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтоб умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!..» - звучат в века слова атамана, словно призыв к поколениям помнить и чтить подвиги предков, не бояться, отдавать себя всего делу чести.

Ощущение чести, долга. Что значат эти слова для сегодняшнего обывателя, зрителя 21 века? Есть ли ещё порох в пороховницах современного Украинца, Русского, любого другого Славянина или все продано, обменяно на блага и удовольствия? Вспомнит ли о чести молодой славянин? Готов ли умереть за несуществующую и невидимую вещь? За честь? Или предпочтет перейти туда, где лучше. Выбор – вот, что истинно принадлежит человеку. Выбор - это то, что определяет наше с вами положение здесь и сейчас. Поддаться на провокацию и быть злым на соседа, брата. Или. Помнить историю, чтить предков и действовать по совести, по вере, по Гоголю, если хотите.

Николай Васильевич написал   «Тараса Бульбу» в 26 лет. Ваш покорный слуга того же возраста. Я понял Гоголя. Я его принял, поверил и словно в очередной раз приподнял крылья для решительных действий все за ту же веру, так часто забываемую в суете повседневности. Признаюсь, не будь фильма «Тарас Бульба», не факт, что я бы перечитал само произведение писателя сегодня. Очень люблю чтение и по возможности отдаю ему максимум времени. Но каждой книге свой особенный час, определенный период времени в жизни человека. Бывает, идешь как по лезвию бритвы, всеми правдами и неправдами ищешь опоры и поддержки. Я эту поддержку, глоток столь нужного, свежего воздуха обрел на страницах повести   Гоголя «Тарас Бульба» в простой и понятной форме, столь необходимой в условиях современной зауми.

 

Ещё раз хочется вспомнить слова режиссера картины «Тарас Бульба» Владимира Владимировича Бортко: «Для меня лучший подарок то, столько людей обратили внимание на книгу». А ведь обратили, как ни крути и как ни относись к киноленте, стали читать и перечитывать произведение Гоголя, дарить книжку на праздники, брать потрепанные экземпляры в библиотеке. Говорить начали, спорить, думать. Это важно. Это первостепенно.

Ну а то, что кому-то фильм мог показаться «перебором», голливудским экшеном (да простит меня уважаемый зритель) или ещё чем-то подобным – его личное дело. Дело вкуса, так сказать. «Это жанр такой» - вспоминаются слова режиссера.

Долго я тряс длинной рукой в надежде задать ещё один, самый заключительный вопрос режиссеру: «Вы, Владимир Владимирович, считаете картину «Тарас Бульба» хорошей или плохой?». По совести хотелось узнать у мастера. Время, подгоняемое представителями библиотеки, бесцеремонно перевалило за крайнюю черту, оставив тем самым вопрос без ответа, а меня в некоторой неудовлетворенности, мигом исчезнувшей после открытия ещё не прочитанных, но уже по-иному осмысляемых, благодаря таланту режиссера, страниц повести Гоголя «Тарас Бульба».

   Сергей Семенков                  

НОВОЕ НА САЙТЕ

02.01.10  Отличие русского деда Мороза от вражеского Санта Клауса  

31.12.09  Заседание молодёжного политклуба  

26.12.09  Нужна немедленная национализация энергосистемы! (видео)  

24.12.09  В. Смирнова: Cанкт-Петербург. Ужасы города контрастов.  

24.12.09  Страшный сон сотрудников НТВ  

Наша газета
'Питерская Правда'

Центральная газета
'Правда'

ГОРЯЧАЯ ТЕМА:
Капиталистический кризис

28.11.09  Дефолт Дубая предвещает вторую волну кризиса  

08.10.09  Михаил Хазин: "Девальвация произойдет позже, чем надо, в самой невыгодной для России редакции"  

19.09.09  Мировой кризис и его социально-экономические последствия для России (Коллективная монография)  

02.04.13  Не дать поймать себя в капкан  

28.08.09  Я испытал шок от увиденного по обеим сторонам Невы и Волги'. Впечатления португальца от России  

08.08.09  Россия нуждается в экстренной смене экономического курса. Деньги - вопрос второй  

06.08.09  М.Хазин: Кризис не преодолеть, не сменив экономическую и политическую элиту  

18.07.09  М. Калашкников: Государству давно пора самому стать планировщиком и заказчиком прорывных инноваций  

17.07.09  Margin calls не за горами  

16.07.09  Чего требуют 'партия и правительство' от ученых в США?  

04.04.13  Апостол социализма (к 130-летию со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина)  













Яндекс цитирования


НАШ БАННЕР