«...Пусть вечно цветёт Русская земля!»

Премьера была приурочена к 200-летнему юбилею Николая Васильевича Гоголя. В преддверие этих событий народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии РСФСР коммунист Владимир Бортко ответил на несколько наших вопросов.  

   - Владимир Владимирович, в своем творчестве Вы не впервые обращаетесь к экранизации классиков. Наверное, трудно найти человека, который хотя бы раз не смотрел Ваши версии булгаковских «Собачьего сердца» или «Мастера и Маргариты». Многие ожидали, что и далее режиссёр Бортко продолжит работу с произведениями Михаила Афанасьевича. Но следующим фильмом стал «Тарас Бульба». От сатиры и мистики, философии и фантасмагории – к историческому эпосу, от Булгакова – к Гоголю. Чем объясняется этот Ваш шаг?

  - Снять картину по Гоголю мне хотелось уже много лет, но только три года назад удалось подойти к реализации этого замысла. Почему именно Гоголь? Он - один из крупнейших писателей, это – явление мировой величины. Безусловно, любая нация на земле могла бы гордиться таким человеком. Но я вдвойне горд тем, что он – русский!
   
- Думается, именно это обстоятельство – не национальность, разумеется (тем более, что Гоголь по рождению был украинцем), - но именно русское национальное сознание, да ещё и самобытно, ярко, хлёстко выраженное - стало в своё время поводом для нападок на Гоголя со стороны «либералов». Ведь раздавались же ещё совсем недавно призывы изъять произведения Николая Васильевича, в первую очередь как раз «Тараса Бульбу», из школьной программы за… «пропаганду экстремизма»!

   - Да, как не помнить… И ведь кое-что этим господам удалось. До школьной программы добраться не успели, но «насолили» писателю в другом - взяли и переименовали улицу Гоголя. В Москве никому и в голову не пришло покуситься на Гоголевский бульвар. А вот у нас, в «колыбели демократии» сподобились... Не случайно всё это. Кое-кому ой как мешает Гоголь, так же как, например, и Салтыков-Щедрин, которого точно так же «зачистили» с питерской карты. Кому они мешают – мы можем догадываться. Всех этих персонажей мы без труда угадаем в книгах наших классиков, причём сходство порой пугающее.
  А что касается школьной программы… Изъятие книг Гоголя было бы не просто идиотизмом. Это преступление – как ещё иначе назвать умышленную попытку выбить из-под молодых людей один из камней, на которых стоит сама основа патриотизма? Если где-то некие больные головы и придумали «сверхполиткорректные» программы без русской классики, без Гоголя – от таких программ нужно бежать непременно и немедленно, бегом и прыжками. И я хотел бы посмотреть в глаза тому, кто посмеет на это возразить.
 
 - Чем объясняется Ваша работа именно над «Тарасом Бульбой», а не каким-либо другим произведением Гоголя? Не нужно быть литературоведом, чтобы найти среди книг Николая Васильевича множество достойных экранизации…
   
  - Почему именно «Бульба»? Самый простой ответ таков: у каждого человека, и у меня в том числе, есть несколько любимых книг. «Тарас Бульба» - одна из них. Эта книга – пример литературы высочайшего класса, и задача переноса авторских образов на язык кинематографа представляет собой колоссальный интерес для меня как для профессионала. Есть тут, бесспорно, и политический аспект. О братстве, о неразрывном единстве народов (как высокопарно бы это ни звучало) как раз и писал Гоголь. Так что сочетание всех этих факторов и побудило меня в конечном итоге взяться за это дело. За очень непростое, но безумно интересное – и, без ложной скромности, полезное дело.
   
- Владимир Владимирович, судя по тем отрывкам, которые можно было увидеть по российскому телевидению, привлекают внимание тщательно проработанные костюмы персонажей, причём не только главных героев, но и сотен участников массовки. Это очень резкий контраст с той «голливудщиной», хлы- нувшей на наши экраны в последние два десятилетия. Как удалось добиться столь эффектного результата?

   - Это разговор о степени ответственности и мастерства режиссёра. Нужно заниматься тем, что знаешь, что понимаешь, что тебе по душе, по сердцу. Иначе получается фальшь. Я – русский режиссёр, поэтому точность в деталях – это не какое-то особенное достоинство фильма, но необходимая его составляющая. «Тарас Бульба» - это не просто книга, это эпос. Некоторые характеры и образы у Гоголя приподняты над действительностью. Но от этого они и убедительнее. Для меня, по крайней мере. Ну а уж как мне удалось их реализовать в фильме – судить зрителям.

   - Очень любопытен актёрский состав картины. Многих из тех, кто занят в фильме, можно с уверенностью назвать звёздами отечественного кино – и классического советского (например, Ада Роговцева), и совсем уж «нового русского» (Владимир Вдовиченков), и нашедших себя как в том, так и в этом времени (Михаил Боярский). Не было ли сомнений при подборе актёров, какие ещё были варианты, от которых по тем или иным причинам пришлось отказаться?  

   - В роли Тараса Бульбы я с самого начала видел только Богдана Ступку. К счастью, когда мы к нему обратились, он нам не отказал. Другие же актеры проходили пробы. Кого-то мы утвердили практически сразу (например, Владимира Вдовиченкова на роль Остапа), кого-то искали довольно долго. Я вообще очень не люблю пробы, ибо нахожу этот процесс неприятным и даже мучительным. Дольше всех мы искали панночку. Нам нужна была такая актриса, при одном взгляде на которую было бы ясно, почему Андрий (его у нас сыграл Игорь Петренко) поступил так, как он поступил...  То есть, она должна была быть очень красивой и резко отличаться внешностью и манерами от южнорусского женского типа. В результате на эту роль была утверждена полька Магдалена Мельцаж.
  У Гоголя написано: «козаки были довольны» или «козаки были недовольны», «козаки пошли», «козаки остались». А кто такие эти козаки? Просто люди, которых тоже надо было изобразить. Я пригласил очень известных, уважаемых, популярных актёров, которые согласились взяться за такую работу. Они просто играли козаков - и Хмельницкий, и Дедюшко, и Иван Краско, и Боярский, и Остап Ступка – сын Богдана Ступки. Они с удовольствием шли на это, и я им благодарен.  
 
  - Давайте вернёмся к тому, с чего мы начинали наш разговор. Ещё совсем недавно возможность создания и выхода на экраны в «демократической» России ис-тинно патриотической картины находилась скорее в области фантастики. Даже в нашей с Вами беседе два года назад звучали некоторые сомнения - удастся ли, а ещё точнее – позволят ли, не будут ли мешать (особенно после вступления режиссёра Бортко в КПРФ). Но, к счастью, опасения не оправдались - замысел реализован. Но власть-то пока осталась та же. Выходит, «маятник качнулся в правильную сторону»?

  - Поскольку уж разговор зашёл о политике, давайте посмотрим, что сейчас происходит. Мы увидим, что практически всё происходящее в экономической сфере давно и точно описано Карлом Марксом. Научно предсказанный, объяснённый и детально обрисованный им крах капитализма – уже на дворе. Тут всё очевидно. Поэтому маятник не мог не качнуться в правильную сторону.
   Сегодня российская власть во многом фактически пытается выполнять программу КПРФ – и это признают сами лидеры Коммунистической партии. Другое дело, что правящие круги выдают это за свои заслуги. А тут уже – дело самих коммунистов разъяснять народу: что, как и почему. Сейчас число понимающих и принимающих лево-патриотическую идею способно возрасти многократно. Если угодно, сама история сегодня даёт КПРФ шанс, которого больше может и не быть. Только вот использовать и правильно применить этот шанс можно, если общение с народом будет проходить несколько иначе, нежели сейчас.

  - И ещё несколько слов об истории – точнее, об исторической памяти. Как известно, одним из указаний Гитлера по отношению к оккупированным территориям был непременный отказ от изучения отечественной истории. Замысел этот понятен - самосознание народа, национальная идентичность основывается именно на истории, на корнях, на памяти предков. Нас долго – с конца 80-х годов прошлого века - пытались отлучить от всего этого, перепутать и подменить понятия, уничтожить советский компонент истории и сознания. Судя по тому, что государство участвует в создании патриотического кино, вектор идеологии действительно несколько изменился. Но значительно ли?

   - История страны – и в том числе нынешнее время, которое ещё только становится историей - сами заставят нас изучать все эти процессы и закономерности вплотную и точно. Дело в том, что эти процессы безусловно закономерны. Ещё недавно за рубежом нас совершенно всерьёз считали медведями с баянами и в шапках-ушанках. Это уже ушло и не вернётся. Даже образ ненавистного либералам Сталина эволюционирует, причём и в интерпретации либералов. Как говорил американский президент Авраам Линкольн, можно долго обманывать некоторых людей, короткое время - всех, но всё время обманывать всех не получится. В общем же ситуация меняется, и одно из подтверждений тому – это то, что фильм по гениальному произведению Николая Васильевича Гоголя выходит на экраны.
   Мне, как создателю фильма, очень бы хотелось, чтобы «Тараса Бульбу» посмотрели все, но коммунисты – в первую очередь. Прежде всего, потому, что картина эта – прямое выражение одной из составных частей программы КПРФ: той, что касается ставшего более чем актуальным и обсуждаемым русского вопроса и межнациональных отношений в целом. Николай Васильевич Гоголь поможет нам разобраться в этом вопросе. Посмотрите – поймёте.

Беседовал Сергей СВЕРЧКОВ
Код для вставки в блог: