Автомобили, автомобили буквально всё заполонили...
Канонерский остров – уникальное и одно из красивейших мест нашего города, незаслуженно забытое нынешними городскими властями. В советские времена остров был излюбленным местом отдыха многих ленинградцев, а Канонерский судоремонтный завод являлся главной ремонтной базой для судов Балтийского Морского пароходства.
Но те времена ушли, а вместе с ними ушли и былая трудовая слава завода, чистота и уют скверов Канонерки. О том, что БМП, одно из самых крупных в мире пароходств, вообще когда-то существовало, напоминает только здание его бывшего управления на Межевом канале. Ныне оно оккупировано разношёрстными частными компаниями…
Для Канонерки пришли новые времена. Жителям острова они принесли только проблемы, которые им приходится решать в одиночку, ибо с помощью в решении этих проблем к ним никто не спешит. Но канонерцы - народ упорный, и сдаваться не собираются.
 
У
же не первый год жители Канонерского острова бьют тревогу и
пытаются найти поддержку в различных коридорах власти. Но всякий раз их
обращения натыкаются на стену безразличия со стороны чиновников и
представителей бизнеса. А проблемы, с которыми обращаются к ним люди,
становятся всё острее, с годами приобретая различные оттенки - и социальные, и
экологические, и - как выясняется, если глубже разобраться в их сути -
политические.
Всему виной - грузовые фуры,
буквально заполонившие всю территорию острова. Они стоят там, ожидая разрешения
въехать на территорию Канонерского судоремонтного завода. Его причалы отданы
заводом в аренду, и используются в коммерческих целях для
погрузочно-разгрузочных работ на различных судах. А как иначе? Если торгового
флота у России нет, следовательно, и ремонтировать нечего.
В начале 90-х годов эта
ситуация на заводе нанесла очень сильный удар по жителям острова, которые в
большинстве своём работали на КСРЗ. В результате развала производства многие
специалисты с уникальной квалификацией просто оказались на улице. Со временем
выход был найден – в перепрофилировании причалов под грузовые. Сегодня только
малая их часть используется для ремонта - причём в основном иностранных судов.
Характерно, что ремонтом занят не завод, а опять же фирмы-арендаторы.
Естественно, что для
подавляющего большинства специалистов-судоремонтников в «новых экономических
условиях» места не нашлось.
Ещё один штрих к общей картине.
Поскольку переоборудованных грузовых причалов на территории завода становилось
всё больше, росла необходимость и в увеличении парка грузового автотранспорта.
Примерно три-четыре года назад эта проблема достигла таких масштабов, что стала
представлять собой угрозу экологии острова, его санитарному состоянию и в целом
нормальной жизни людей.
Сегодня часть острова стихийно
превращена водителями в свалку старых покрышек, использованных запчастей и
прочего мусора, кругом разлит мазут.
Нет туалетов, и в отхожее место
в результате превращён весь остров. А ведь эта земля могла бы быть оборудована
под зону отдыха для жителей города! Все условия для этого есть - берег Финского
залива, всё-таки…
В недавнем прошлом, около двух
лет назад, подобная ситуация с грузовыми фурами имела место и на прилегающих к
порту улицах - Двинской, Лифляндской, Гапсальской, а также на Межевом канале.
Жалобам возмущённых местных жителей не было числа! В конце концов,
администрация ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» приняла меры. Была создана
автобаза, куда грузовики направляются для получения пропуска и ожидания своей
очереди на въезд. Но толчком для этого послужили отнюдь не жалобы жильцов
близлежащих домов. Просто во время одного из своих визитов в район Морского
порта с трудностями проезда столкнулась Валентина Матвиенко. Градоначальница
продемонстрировала крайнюю степень недовольства этим фактом и взяла под личный
контроль исполнение своего указания по расчистке района от грузовых фур.
Естественно, что в кратчайший срок указание было исполнено в лучшем виде. Но
неужели проблемы подобного рода на Канонерке не решатся до тех пор, пока остров
опять не возжелает осчастливить высочайшим визитом какая-нибудь августейшая
персона?..
Для того чтобы вернуть острову
пригодное для нормальной жизни состояние, есть множество путей. Но людьми, которые
должны непосредственно участвовать в решении накопившихся проблем, пока
никаких шагов не предпринимается.
Руководство завода
распорядилось ограничить въезд автотранспорта, мотивируя это нехваткой
свободного места. Экспедирующие компании, в адрес которых приходит груз,
сгоняют автотранспорт поближе к заводской проходной – дабы порожние грузовики
не стояли в городских пробках. Причины этого понятны - порт взимает сбор за
простой грузовиков на автобазе, убытки несут и экспедиторы - из-за простоя в
обработке судна. Виной тому становится несвоевременная подача автотранспорта
под погрузку. Ещё одна сторона процесса - стивидорные компании, которые осуществляют
коммерческую деятельность и арендуют заводские причалы. Их доходы напрямую
зависят от того, будут ли грузополучатели заключать с ними договоры на
погрузо-разгрузочные работы на судах. Очевидно, что для автотранспорта должна
быть организована специальная площадка, оборудованная всем необходимым. В её
создании заинтересованы и завод, и экспедирующие, и стивидорные компании. Но
этот вопрос не поднимается вообще, ибо его решение требует существенных
финансовых вложений. Понятно, что в условиях кризиса для бизнесменов это
абсолютно неприемлемо. Им гораздо проще бесплатно и безнаказанно держать фуры
на дорогах острова, нарушая чистоту, спокойствие и экологию Канонерки.
Неоднократные запросы депутатов
муниципалитета «Морские ворота», в состав которого входит Канонерский остров,
желаемого результата не принесли. Чиновники и бизнесмены присылают в
ответ банальные отписки, в которых «разделяют и
понимают» беспокойства муниципалов, и каждый раз обещают «вмешаться и
разобраться» в ситуации. Но воз и ныне там. Фуры продолжают прибывать,
преграждать и без того узкие улицы острова, загрязняя его некогда цветущие
зелёные дворы и скверы.
Характерно, что уже не первый
год и не первый созыв большинство в муниципальном совете составляют депутаты от
«Единой России». Их вышестоящие коллеги из районной администрации совершенно
глухи к обращениям депутатов, не говоря уже о жалобах простых жителей острова.
Не спешат решать эту проблему, а соответственно, и помогать людям, органы
Госавтоинспекции Кировского района. Возможно, это бездействие объясняется тем,
что, по некоторым данным, свои коммерческие интересы на заводе имеет ряд
высокопоставленных городских чиновников.
В скором времени жителям
Канонерского острова придётся столкнуться с очередным валом неудобств. Связано это
со строительством Западного скоростного диаметра, один из участков которого
должен пройти над островом. И если сейчас оставить всё как есть, не принимать
во внимание требования людей, не учитывать их мнения и интересы, Питер рискует
окончательно потерять одно из своих красивейших и необыкновенных мест.
Павел САЖИН, член Санкт-Петербургского городского
комитета КПРФ, депутат муниципального совета МО «Морские ворота».