Автомобили, автомобили буквально всё заполонили...

Канонерский остров – уникальное и одно из красивейших мест нашего города, незаслуженно забытое нынешними городскими властями. В советские времена остров был излюбленным местом отдыха многих ленинградцев, а Канонерский судоремонтный завод являлся главной ремонтной базой для судов Балтийского Морского пароходства. Но те времена ушли, а вместе с ними ушли и былая трудовая слава завода, чистота и уют скверов Канонерки. О том, что БМП, одно из самых крупных в мире пароходств, вообще когда-то существовало, напоминает только здание его бывшего управления на Межевом канале. Ныне оно оккупировано разношёрстными частными компаниями… Для Канонерки пришли новые времена. Жителям острова они принесли только проблемы, которые им приходится решать в одиночку, ибо с помощью в решении этих проблем к ним никто не спешит. Но канонерцы - народ упорный, и сдаваться не собираются.  

У же не первый год жители Канонерского острова бьют тревогу и пытаются найти поддержку в различных коридорах власти. Но всякий раз их обращения натыкаются на стену безразличия со стороны чиновников и представителей бизнеса. А проблемы, с которыми обращаются к ним люди, становятся всё острее, с годами приобретая различные оттенки - и социальные, и экологические, и - как выясняется, если глубже разобраться в их сути - политические.

Всему виной - грузовые фуры, буквально заполонившие всю территорию острова. Они стоят там, ожидая разрешения въехать на территорию Канонерского судоремонтного завода. Его причалы отданы заводом в аренду, и используются в коммерческих целях для погрузочно-разгрузочных работ на различных судах. А как иначе? Если торгового флота у России нет, следовательно, и ремонтировать нечего.

В начале 90-х годов эта ситуация на заводе нанесла очень сильный удар по жителям острова, которые в большинстве своём работали на КСРЗ. В результате развала производства многие специалисты с уникальной квалификацией просто оказались на улице. Со временем выход был найден – в перепрофилировании причалов под грузовые. Сегодня только малая их часть используется для ремонта - причём в основном иностранных судов. Характерно, что ремонтом занят не завод, а опять же фирмы-арендаторы.

Естественно, что для подавляющего большинства специалистов-судоремонтников в «новых экономических условиях» места не нашлось.

Ещё один штрих к общей картине. Поскольку переоборудованных грузовых причалов на территории завода становилось всё больше, росла необходимость и в увеличении парка грузового автотранспорта. Примерно три-четыре года назад эта проблема достигла таких масштабов, что стала представлять собой угрозу экологии острова, его санитарному состоянию и в целом нормальной жизни людей.

Сегодня часть острова стихийно превращена водителями в свалку старых покрышек, использованных запчастей и прочего мусора, кругом разлит мазут.

Нет туалетов, и в отхожее место в результате превращён весь остров. А ведь эта земля могла бы быть оборудована под зону отдыха для жителей города! Все условия для этого есть - берег Финского залива, всё-таки…

В недавнем прошлом, около двух лет назад, подобная ситуация с грузовыми фурами имела место и на прилегающих к порту улицах - Двинской, Лифляндской, Гапсальской, а также на Межевом канале. Жалобам возмущённых местных жителей не было числа! В конце концов, администрация ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» приняла меры. Была создана автобаза, куда грузовики направляются для получения пропуска и ожидания своей очереди на въезд. Но толчком для этого послужили отнюдь не жалобы жильцов близлежащих домов. Просто во время одного из своих визитов в район Морского порта с трудностями проезда столкнулась Валентина Матвиенко. Градоначальница продемонстрировала крайнюю степень недовольства этим фактом и взяла под личный контроль исполнение своего указания по расчистке района от грузовых фур. Естественно, что в кратчайший срок указание было исполнено в лучшем виде. Но неужели проблемы подобного рода на Канонерке не решатся до тех пор, пока остров опять не возжелает осчастливить высочайшим визитом какая-нибудь августейшая персона?..

Для того чтобы вернуть острову пригодное для нормальной жизни состояние, есть множество путей. Но людьми, которые должны непосредственно участвовать в решении накопившихся проблем, пока   никаких шагов не предпринимается.

Руководство завода распорядилось ограничить въезд автотранспорта, мотивируя это нехваткой свободного места. Экспедирующие компании, в адрес которых приходит груз, сгоняют автотранспорт поближе к заводской проходной – дабы порожние грузовики не стояли в городских пробках. Причины этого понятны - порт взимает сбор за простой грузовиков на автобазе, убытки несут и экспедиторы - из-за простоя в обработке судна. Виной тому становится несвоевременная подача автотранспорта под погрузку. Ещё одна сторона процесса - стивидорные компании, которые осуществляют коммерческую деятельность и арендуют заводские причалы. Их доходы напрямую зависят от того, будут ли грузополучатели заключать с ними договоры на погрузо-разгрузочные работы на судах. Очевидно, что для автотранспорта должна быть организована специальная площадка, оборудованная всем необходимым. В её создании заинтересованы и завод, и экспедирующие, и стивидорные компании. Но этот вопрос не поднимается вообще, ибо его решение требует существенных финансовых вложений. Понятно, что в условиях кризиса для бизнесменов это абсолютно неприемлемо. Им гораздо проще бесплатно и безнаказанно держать фуры на дорогах острова, нарушая чистоту, спокойствие и экологию Канонерки.

Неоднократные запросы депутатов муниципалитета «Морские ворота», в состав которого входит Канонерский остров, желаемого результата не принесли. Чиновники и бизнесмены присылают в ответ банальные отписки, в которых «разделяют и понимают» беспокойства муниципалов, и каждый раз обещают «вмешаться и разобраться» в ситуации. Но воз и ныне там. Фуры продолжают прибывать, преграждать и без того узкие улицы острова, загрязняя его некогда цветущие зелёные дворы и скверы.

Характерно, что уже не первый год и не первый созыв большинство в муниципальном совете составляют депутаты от «Единой России». Их вышестоящие коллеги из районной администрации совершенно глухи к обращениям депутатов, не говоря уже о жалобах простых жителей острова. Не спешат решать эту проблему, а соответственно, и помогать людям, органы Госавтоинспекции Кировского района. Возможно, это бездействие объясняется тем, что, по некоторым данным, свои коммерческие интересы на заводе имеет ряд высокопоставленных городских чиновников.

В скором времени жителям Канонерского острова придётся столкнуться с очередным валом неудобств. Связано это со строительством Западного скоростного диаметра, один из участков которого должен пройти над островом. И если сейчас оставить всё как есть, не принимать во внимание требования людей, не учитывать их мнения и интересы, Питер рискует окончательно потерять одно из своих красивейших и необыкновенных мест.

Павел САЖИН, член Санкт-Петербургского городского комитета КПРФ, депутат муниципального совета МО «Морские ворота».

Код для вставки в блог: