Ю.П. Белов: от имени русской культуры

17 августа 2009 года великому русскому советскому композитору Валерию Гаврилину исполнилось бы 70 лет  

Его музыканам завещана

Уже более десяти его нет среди живых, но звучит в нас его музыка. Музыка Валерия Гаврилина поражает прежде всего удивительной простотой. Принимая сердцем ее чистые звуки, мы потом, как только они умолкают, говорим наедине с собой: да ведь во мне всё это было - и любовь, и нежность, и тревожность, и вера в добро; было, было, только никак выразиться не могло, и вот - выразилось. Ну кто из нас во всеуслышание станет объясняться в любви к Родине, разве что тот, кому это по-шкурному выгодно?

НО ВОТ СЛУШАЕМ мы гаврилинскую вокально-симфоническую поэму «Военные письма» и ощущаем сыновнее чувство к России. И про себя объясняемся в любви к ней, и исповедуемся, как только музыка вдыхает в наши души слова, что проще и не нужно:

- Дорогой, куда ты едешь?

- Дорогая, на войну.

- Дорогой, возьми с собою.

- Дорогая, не возьму.

- Дорогой, письмо напишешь?

- Дорогая, напишу...

  Пожалуй, никто так точно не сказал о простоте музыкального гения, как выдающийся музыкант современности, народный артист СССР Владимир Федосеев: «Музыку Гаврилина играть очень трудно, потому что она очень проста, а эту простоту в наши дни выразить очень трудно, потому что мы ее во многом утеряли. Мы всегда ищем какие-то изощрения, стараемся помочь музыке эффектами, а гаврилинская музыка в этом не нуждается, она сразу находит отклик в душе каждого человека.

Все композиторы, подобно ему, должны писать не для элиты, а просто для людей, которые принимают музыку сердцем...»

Что касается изощрений и эффектов при авторской интерпретации классических музыкальных произведений, то они случаются всё чаще и чаще - коммерциализация искусства, рынок того требуют. Симфонический оркестр вместе с джазовым, солист - обладатель бельканто вместе со звездой тяжелого рока - это уже далеко не редкое явление при исполнении великих творений. Как говорил Валерий Александрович Гаврилин, слушаешь известного оперного певца и слышишь, как поют деньги (!). То, что написано великими композиторами для народа, получает рыночную интерпретацию для новой салонной публики. Ей нужно расслабиться, а потому подавай того же Баха или Чайковского в облегченном варианте. И ведь подают, многозначительно называя глумление над классиками музыкальным постмодернизмом!

Классика превратилась в товар и перестала быть доступной народу. Потому и открыт простор изощрениям в музыке. В распутные девяностые годы Валерий Гаврилин наперекор торгующим своим музыкальным даром отстаивал чистоту и человечную простоту музыкальной культуры, ее духовность. «Культура,- говорил он,- потеряла то значение, за которое боролись больше ста лет наши великие, лучшие умы. Писатели и поэты. Служить, служить и служить! А сейчас культура приобрела, к сожалению, некоторый панельный, расхожий оттенок, кошельковый. Как будто из культуры, из искусства вынули живое сердце и вставили туда кошелек. Да и кошелек пустой. Его еще надо наполнять, наполнять, наполнять...»

С юных лет Валерий Гаврилин боролся музыкой, она была его оружием, против зла, необузданного эгоизма. Из поколения детей войны (родился в 1939 году), познавший лишения военного и послевоенного детства, мальчиком переживший тяжелую драму (отец погиб на фронте, а мать по наговору арестовали), он, воспитанник детского дома, впитал в свою душу то великое чувство братства, которое не исчезало в народе, чувство любви к России, что выросло из его любви к малой родине - Вологодчине.

Этими чувствами наполнена гаврилинская музыка. Включаешь ее записи, и очищается душа, приходит ощущение братства с людьми твоего народа. Не случайно у Гаврилина так много хоровой музыки. Ничто так не выражает братского единения каждого со всеми, как русский хор. Послушайте гаврилинскую хоровую симфонию - действо «Перезвоны», - и вы сперва это ощутите, а потом и поймете. «Перезвоны» написаны по прочтении Шукшина, его романа о Степане Разине «Я пришел дать вам волю» и рассказа «До третьих петухов». Если бы не преждевременная смерть Василия Макаровича, их совместная с Гаврилиным творческая работа удивила бы нас яркой неожиданностью. В память о Шукшине сочинил композитор музыку поразительной духовной силы. На нее поэт Виктор Максимов написал прекрасные стихи - так родилась незабываемая песня «Два брата». Песня-баллада о братстве.

Вспомните ее слова, и гаврилинская музыка воскреснет в вас:

 

Разорвало бомбой отцову яблоню.

Братья воевали с врагами яростно.

Раз, когда атака была к земле прижата,

Вдруг да не послушал младшой старшого

 брата:

«У тебя невеста - погодь, пожалуйста,

Пуля бессловесна - поди пожалуйся».

 

Старший брат кричал: «Еще чуток!»

Младший простонал: «Пожалуйста...»

Старший укорял: «Ну как ты мог.

Оживи, браток, пожалуйста!»

 

Валерий Гаврилин - великий русский композитор, потому что он русский человек в духовном, культурном смысле этого слова. Его русская музыка унаследовала гуманистические традиции мировой музыкальной культуры (он нежно любил музыку Гайдна, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона), но источник ее - русский музыкальный фольклор, русская классика - в слове и музыке, но впереди всего - русское народное слово.

«По-своему прекрасно,- говорил Валерий Александрович,- музыкальное наследие каждого народа. Но чтобы оценить его по-настоящему, нужно знать и любить прежде всего свою собственную культуру, что и значит - быть русским».

Он знал и любил ее - культуру своего народа. Позволим себе лишь некоторые извлечения из богатого гаврилинского наследия: оратория-действо «Скоморохи», стихи А. Коростылёва и народные; вокальный цикл «Времена года», слова народные, С. Есенина, А. Твардовского; балеты - «Анюта» по А.Чехову, «Дом у дороги» по А.Твардовскому, «Подпоручик Ромашов» по А. Куприну, «Женитьба Бальзаминова» по А. Островскому. И напомним еще раз: знаменитые «Перезвоны» по В. Шукшину. Собирался сотворить музыку на стихи Н. Рубцова - не успел. Не успел сделать нотной записи уже рожденных мелодий...

Его имя стало известно в музыкальном мире, когда в 1965 году прозвучал сочиненный им вокальный цикл «Русская тетрадь». Но еще на 3-м курсе консерватории совсем молодой Гаврилин в качестве композиторского диплома представил вокальный цикл «Немецкая тетрадь». Как русский композитор по культуре своей, он был и глубоко национален, и столь же интернационален: терпеть не мог игры в русофильство, салонного мужиковствования, сочинений-поделок под народную музыку в стиле а-ля рюс. Он не выносил и не щадил бескультурья, бездуховности в музыке, в жизни.

Валерий Гаврилин был высокообразованным художником, читая его статьи, выступления, интервью, обнаруживаешь глубокий интерес к отечественной и всемирной истории, к истории философии и философским учениям. Поражают его знания истории культуры - русской и европейской. Совершенно очевиден гаврилинский литературный талант. Прочтите его эссе о Георгии Свиридове («Годовой круг Свиридова», «Сын России, брат человечества»), и вы убедитесь в свободной форме художественного выражения мысли, в широте обобщений, лаконичности определений. Одно лишь извлечение для иллюстрации: «Прежде всего - язык. Его ошибочно называют крестьянским, романсово-городским. Это неверно. Это русский музыкальный язык. Деревня - детство России, многих славных ее детей. Язык Свиридова - современный музыкальный русский язык в его наиболее не замутненном виде; новые фонды, новые резервы, ранее не использованные, им открытые и развитые, язык в своем движении, в своей реакции на современность, в обновляющейся способности запечатлевать процесс познания мира, в котором участвуют всё культурное человечество, все народы, все нации. И на этом языке Свиридов выступает в своём народе - как представитель всего человечества и во всём человечестве - как представитель своего народа».

Когда я читал эту характеристику музыкального языка Свиридова, то напрашивался вывод: таков и музыкальный талант Гаврилина, и он также выступает в своём народе представителем всего человечества, и во всём человечестве - представителем своего народа. Великое национальное - всечеловечно! Моя музыкальная память извлекает из тайников своих вальс из балета «Дом у дороги» по А.Твардовскому. Человек, не знающий ни русского языка, ни Твардовского, но способный откликнуться на искренние чувства, ощутит в гаврилинском вальсе другого человека - человека войны. Пусть он молод и войну видел только в кино, но он почувствует тревогу и радость, боль и грусть, надежду и отчаяние, веру и любовь тех, что шли на смерть, теряли близких и...победили!

У Гаврилина слово, всегда высокохудожественное, неотделимо от музыки. Не случайно его называли есенинским, чеховским композитором. Я бы к этому добавил: и шукшинским. Валерий Александрович был очень чутким к поэтическому слову. Он был убежден: без высокой поэзии не может быть музыки, захватывающей душу человека. В музыкальной поэзии Гаврилина нет лишнего слова и нет лишней ноты. Валерий Гаврилин - художник нравственной чистоты и искренности чувства. Сторонился шумной славы. Считал унизительным для себя заниматься саморекламой. К себе и исполнителям его произведений относился столь требовательно, что об этом ходили легенды. Он имел право сказать: «Художник должен быть очень нравственным человеком, следить и изгонять из себя всякие проявления безнравственно-

сти и понимать, где он слаб, где безнравственен».

Великий Свиридов, до последних своих дней любивший Гаврилина неизбывной любовью, говорил о его музыке: «Это написано кровью сердца». Относясь с присущей ему строгой взыскательностью к музыкальному наследию своих современников, а также и своему, Георгий Васильевич утверждал: «Останется немногое, но Гаврилин останется».

Так можно было сказать только о нравственном таланте, которому только и дано остаться в будущем. Чтобы писать кровью сердца, надо очень любить свой народ - писать для него, а не для себя и избранных. Надо страдать его страданиями в тяжкие времена.

В 1997 году Валерий Александрович говорил откровенно: «Я был здоровым человеком, но за последние годы перенес два инфаркта... Всё, что происходит с моим народом, я переживаю вместе с ним. Я бесконечно люблю свой народ, каким бы он ни был...» Жить великому музыканту оставалось менее двух лет: не выдержало сердце, надорвалось 28 января 1999 года. И шестидесяти лет еще не исполнилось.

Он мог бы сохранить здоровье и жить вполне благополучно. Всего-то для этого требовалось - будь любезным по отношению к новой власти.

Но Гаврилин остался Гаврилиным: «Возможно, кто-то и считает меня сумасшедшим, но я отказался от президентской стипендии. Какое право я имею получать эти деньги, когда люди по полгода не получают зарплату?.. Я получил премию от нашего бывшего мэра и хочу при первой же возможности вернуть назад эти деньги. Как я могу брать подачку из рук человека, чья нравственность, как оказывается, вызывает большие сомнения...».

Валерий Александрович Гаврилин был глубоко православным человеком - сострадал горю униженных и оскорбленных. И он был глубоко советским человеком - ценил признание его труда народом и Советским государством: народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки, Государственной премии СССР, лауреат премии Ленинского комсомола.

Вспоминаются гаврилинские слова о том, что советский народ шел на величайшие жертвы ради прогресса, и прогресс был... А что сейчас? - вопрошал он защитников нынешней власти.

Валерий Гаврилин завещал нам самое дорогое, что у него было, - свою музыку. В ней мы слышим старинные русские распевы Древней Руси и крестьянской России, мелодии Великой Отечественной войны и ритмы советской эпохи. Его русские «Перезвоны» - перезвоны живших в далеком прошлом и живущих в настоящем. Перезвоны с будущим. Гаврилинская музыка духовно укрепляет связь времен и обращает к Родине. Это музыка духовной борьбы за победу добра над злом. В ней сокрыта истина ее непрерывности.

Но не только отзвуки борьбы, но и радость человеческого счастья несет нам гаврилинская музыка. Если есть в ней грусть, печаль, то они всегда светлы, и сквозь них прорывается любовь к жизни. Вспомним «Тарантеллу» в балете «Анюта» по А.Чехову. Огромный талант Гаврилина взлелеян в деревенской колыбели, огранен в великом городе на Неве - Ленинграде, где он окончил музыкальное училище и консерваторию. Чтобы сказать то, что он хотел и имел сказать своему народу, ему нужно было жить только в России. Только в ней может быть сохранена его музыка. Музыка ХХ, XXI веков и веков грядущих.

Юрий БЕЛОВ.

Источник: http://gazeta-pravda.ru/content/view/2112/30/

Код для вставки в блог: