КПРФ между "Николаем II" и "Юлием Цезарем. Аналитический материал ЦИПКР

Некоторые историки давно заметили: у персонажей ныне правящего в России тандема есть физиономические двойники. Если добавить растительность на лицо президента Медведева - вылитый Николай II. Ну а премьер-министр Путин, коли сравнить его в профиль с известным бюстом Гая Юлия Цезаря, на диво похож на древнеримского диктатора.  

Центр исследований политической культуры
www.cipkr.ru

 

Некоторые историки давно заметили: у персонажей ныне правящего в России тандема есть физиономические двойники. Если добавить растительность на лицо президента Медведева - вылитый Николай II. Ну а премьер-министр Путин, коли сравнить его в профиль с известным бюстом Гая Юлия Цезаря, на диво похож на древнеримского диктатора.

С концом Римской империи сравнивают и всю нынешнюю российскую систему тандемного правления. Тогда римлянами правили тоже сразу по два императора, то яростно воевавшие друг с другом, то натужно демонстрировавшие "братство". Да и в России в последние два десятилетия нечто подобное случалось дважды. Взять, например, начало 90-х годов, когда на одну Россию фактически приходилось два президента - Горбачев и Ельцин. Затем наступил период так называемого двоевластия 1992 - 1993 гг., и за доминирование в политике схватились глава Верховного Совета Хасбулатов и лидер исполнительной власти президент Ельцин. Печальный опыт этих предыдущих тандемов общеизвестен. Сначала ради всевластия Ельцина был разрушен СССР, затем во имя полновластного его же президентства - расстрелян парламент, упразднена система Советов, проведены приватизация и полная ликвидация советских социальных гарантий.

 

 

Кризис позади? Отнюдь!

При всех разговорах как в России, так и на Западе о том, что экономика, мол, нащупала дно кризиса, многие эксперты настаивают: кризис только начинается, так как его глобальные причины не устранены; США как жили, так и живут не по средствам. И сокращать хотя бы в два раза собственное сверхпотребление не собираются. По оценкам экс-главы Европейского банка реконструкции и развития Жака Аттали общая задолженность США, в том числе отягощенная планами Паулсона и Обамы, уже превосходит мировой ВВП - 54 трлн. долларов. И это не предел. Согласно расчетам экспертов, общая сумма, выделяемая правительством США для борьбы с последствиями финансового кризиса, может достигнуть 23,7 трлн. долларов. Хотя данные прикидки объявляют спорными, цифра эта взята из официального доклада, который подготовил для палаты представителей конгресса США Н. Барофски, курирующий госпрограмму избавления от проблемных активов.

Сумма рассчитана с учетом всех объявленных ранее инициатив администрации США и Федеральной резервной системы (ФРС), исходя из худшего сценария развития кризиса, при котором всем обратившимся за помощью секторам экономики потребуется максимальная поддержка.

Еще один сигнал нарастающего неблагополучия: министр финансов США Тимоти Гайтнер обратился к законодателям с просьбой как можно быстрее принять законопроект, поднимающий потолок государственного долга страны. Сейчас он закреплен законом на уровне 12,1 трлн. долларов. В письме на имя лидера демократического большинства в сенате конгресса Гэрри Рида он указал, что федеральное правительство достигнет потолка госдолга в начале октября этого года и впервые может оказаться в состоянии технического дефолта по своим обязательствам.

Ясно, что бесконечно этот процесс пустой денежной закачки за счет трехсменной работы печатного долларового станка продолжаться не может. Все тот же Аттали предупреждает: "Кризис дает понять, как небольшая группа людей, не производящая богатств, захватывает на законных основаниях, без всякого контроля со стороны, важнейшую часть произведенных мировых ценностей. А потом она же, разграбив все, что можно, заставляет расплачиваться за свои неслыханные прибыли, премии, надбавки и бонусы налогоплательщиков, трудящихся по найму, потребителей, предпринимателей и вкладчиков. ...Если подобная несправедливость происходит "законно", допускающая ее система не имеет права на существование".

При этом виновники кризиса ничуть не сдерживают свои аппетиты. Девять крупнейших банков США, получивших 100 млрд. государственной помощи по программе поддержки финансового сектора TARP, в конце 2008 года выплатили своим сотрудникам бонусы на сумму 32,6 млрд. долларов, пишет газета "Уолл-стрит джорнэл" со ссылкой на данные, приведенные в отчете генерального прокурора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо. Сумма этих бонусов на треть, например, превышает бюджетный дефицит штата Калифорния. Шесть из девяти банков вообще выплатили бонусы на сумму, превысившую их прибыль. Да и в России, несмотря на все разговоры об ограничении аппетитов банкиров, поручение Медведева в ответ на требования коммунистов, до сих пор не объявлено: вернули ли более 2 млрд. руб. руководители четырех банков с госучастием, начисленные им в качестве премий по итогам 2008 года?

По подсчетам МВФ, налогоплательщики уже заплатили за кризис 11 трлн., из них российские - 0,3 трлн. долларов. Огромные вливания правительства и "Единой России" в период первой волны кризиса "в поддержку банковской ликвидности" обернулись тем, что показатели этой самой банковской ликвидности "почему-то", наоборот, снизились с 703 млрд. рублей на 1 октября 2008 г. до 629 млрд. рублей на 19 декабря того же года. Зато, как заявляют эксперты, 4 трлн. рублей из российских золотовалютных резервов перекочевали на офшорные счета частных лиц, обесценив мимоходом российский рубль в полтора раза, а внутренний спрос перешел в состояние свободного падения, раскручивая спираль дефляции.

Вот такое "дно"... Сегодня все чаще можно слышать, что рубль качается на пороге новой "радикальной" или "нерадикальной" девальвации. Причина все та же: США в этом году нужно погасить казначейских облигаций на 2,5 трлн. Из них триллион - еще до конца лета. Придется брать деньги со всех финансовых рынков мира, в том числе и российского, предварительно их опустив. Поэтому СМИ пестрят от такого рода прогнозов: "На наших глазах выстраивается глобальная пирамида, главной пострадавшей от которой будет Россия. Срок, до которого новые пузыри должны лопнуть, известен - 1 октября, начало нового финансового года в США. Схема проста: подогреть стоимость акций российских компаний, затем продать, конвертировать "крепкие" рубли в валюту и скрыться с прибылями за океаном, где полученным в России кэшем выплатить долги США и вернуть себе статус".

Пока цена на нефть остается высокой, девальвации рубля не будет, успокаивает журналистов вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, ранее уже обещавший России ситуацию "тихой гавани". Но кто гарантировал, что цена 70 долларов за баррель нефти будет вечной? Ведь объективных причин для сохранения таких высоких цен нет. А тут еще и США собираются с 1 ноября ввести новые правила нефтеторговли, которые призваны обвалить цену, сократив возможности для спекуляций.

Так что будет ли новая обвальная девальвация рубля или нет, это сути катастрофических процессов не меняет.

Пропагандисты пользы от новой девальвации изначально лукавят, преследуя эгоистические интересы. Ведь вряд ли слабый рубль станет спасением: эффект девальвационного развития экономики за счет советских мощностей после 1998 года в основном исчерпан.

В свою очередь, сторонники "крепкого" рубля наверняка в душе понимают, что рубля как региональной валюты не может быть без мощного реального сектора экономики и диверсифицированной экспортной программы.

Усиление кризисных явлений в России на фоне развития нынешнего всемирного финансово-экономического катаклизма не оставляет шансов на мало- и среднеконфликтное развитие политического процесса.

 

 

Образ российской власти - грызущийся тандем?

Не только объективно усиливающийся кризис, но и субъективный фактор - приближение очередного федерального выборного цикла 2011 - 2012 годов вовсю ставят перед страной проблему эффективности власть имущего тандема, а также вопрос об общей конфигурации политических сил и элитных групп в преддверии уже не столь далеких думских и президентских выборов.

Не потому ли президент Медведев все чаще косвенно "переводит стрелки" на премьера, все демонстративнее критикуя непорядки в сфере его компетенции, а именно - экономической стратегии. В этом ряду стоит и его заявление на сочинской встрече с лидерами думских фракций: "Так дальше развиваться нельзя. Это тупик. И кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего".

Если это не приговор политике предшественника, то как иначе должен понимать премьер-министр оценки своего президента?

Тем более что случай этот не единичен. В этом же ряду посягательства Медведева на священную путинскую "корову" в виде госкорпораций, которыми теперь займется прокуратура.

Здесь же создание при президенте РФ новой Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, хотя при Путине существует своя "инновационная комиссия" во главе с вице-премьером С.Ивановым.

Регулярно происходят публичные наезды "медведевских" присных на "путинских". Напомним наиболее громкие. То один член президентского совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (географ-"политолог" Орешкин) публично и уничижительно сравнивает российского премьер-министра с Гитлером. То другой советник Медведева, его, так сказать, "мозговик" (г-н Юргенс, возглавляющий ИНСОР - институт, который, по задумке, должен играть при президенте Медведеве ту же роль, что и Центр стратегических разработок Грефа при раннем президенте Путине), на всю западную политическую аудиторию через "Дейли телеграф" обвиняет Путина в отказе от продекларированных в 2000 году реформ. А также пеняет ему за сосредоточение власти в руках узкого круга лиц и создание экономической модели, полностью зависимой от экспорта энергоресурсов. Ничего нового в этих обвинениях нет, но примечательно другое: впервые лицо из окружения Медведева назвало Путина виновником всех бед, а созданную им систему - основанной "не на реальных институтах, а на мифической вертикали власти".

И вот уже одни околовластные политологи в отрытую пишут о формировании антипутинского консенсуса внутри правящего клана, тогда как другие, наоборот, пытаются изобразить, будто дело лишь в либеральной игре антипутинской части окружения Медведева. Игры в слова, символы и жесты: мол, игра эта позволяет Медведеву хоть как-то себя идентифицировать, не пропасть в тени Путина. Третьи вынуждены изобретать более или менее ловкие оправдания. "Когда один из двух, президент или премьер, инициирует решение, другой выступает как наблюдатель, иногда даже критик, - оправдывается некто Павловский.

- То и дело двое меняются ролями, и хотя центр принятия решений всякий раз ясен, он не является самодержавным. Этакий режим взаимного сдерживания от крайностей и импровизаций".

Но чем больше гражданам пытаются внушить представления о слаженной и дружной работе правящего дуумвирата, тандема, тем все очевиднее отсутствие мира и согласия под кремлевскими звездами. Очередным пиком подобного обострения стала ситуация с созывом внеочередного заседания Государственной думы для улаживания внутреннего конфликта по, казалось бы, второстепенному законопроекту, позволяющему вузам и НИИ создавать при себе малые инновационные предприятия.

Сам инцидент и выеденного яйца не стоил бы. Хотя 30 млн. рублей, потраченных на срочный созыв депутатов в Москву, не шутка. Но он наглядно продемонстрировал качество антикризисного управления страной.

Ведь никто из президентских или премьерских чиновников даже не ответил депутатам на элементарный вопрос: почему "единороссы", имеющие большинство в Думе, сначала голосуют за закон, а спустя пару дней члены этой же партии в Совете Федерации, где у ЕР также большинство, голосуют против него? И как такое может быть, что представитель президента в Думе поддерживал президентский закон, а представитель того же президента в СФ - нет?

Молчание президентской и премьерской сторон выглядит тут достаточно красноречивым: ведь все понимали, что решался вопрос не об инновационных предприятиях, а о том, кто главный в стране. Президент требовал принять законопроект - Дума проголосовала. Но, так как правительство, особенно ближайший подчиненный лидера "Единой России" Путина вице-премьер Кудрин, говорят, был против, то саботаж облекли в форму недовольства на сей счет Совета Федерации. О том, как все это будет выглядеть, никто, наверное, не подумал. В итоге Медведев потребовал принять срочно свой закон и экстренно созвать Думу.

И "Единая Россия", то есть "национальный лидер" парламентского большинства Путин, пока подчинилась.

Пока... Правда, специалисты по исследованию элит после подсчетов и изучения "родословной" кремлевских обитателей утверждают, что на ключевых постах даже спустя полтора года президентства Медведева остается команда Путина. Медведев же пока так и толком не продвинул "своих людей". Более того, даже без изменений закона о правительстве, без каких-либо коррективов Конституции в "верхах" произошло перераспределение властных полномочий из-за прихода Путина на премьерский пост. Личностный момент перекрыл формально-юридический.

Во-первых, премьер стал руководить частью силовых министров, во-вторых, через "Единую Россию" - Госдумой и Советом Федерации.

Но все же перемены есть, и существенные. Они не только в формирующемся образе "грызущегося тандема".

Индикатором служат федеральные телеканалы - самый сильный рычаг государственного управления. В 2009 году "в телевизоре" Медведева стало больше, чем Путина. Причем намного больше. И это может означать одно: к нему постепенно перетекает реальная власть.

Данные системы анализа и мониторинга СМИ "Медиалогия" говорят: если за январь - июль 2008 года на всех телеканалах прошло примерно равное количество телерепортажей о Медведеве и Путине (соответственно, 13974 и 13343), то за этот же период текущего года ситуация кардинально изменилась. По поводу деятельности Медведева в эфир вышло уже 20788 телесюжетов, что в 1,7 раза больше, чем про Путина. Причем телеактивность премьер-министра и "национального лидера" осталась примерно на прошлогоднем уровне, а это, заметим, его президентский, т.е. максимальный, уровень, поскольку более половины анализируемого периода (до мая 2008 года) он был действовавшим главой страны.

При этом нельзя сказать, что Путин не старается доминировать на телеэкране. Вот свежие августовские приметы. Невиданное дело: президент и премьер почти одновременно прибывают в Сочи и занимают соседние резиденции - "Бочаров ручей" и "Ривьеру". Объявляется, что у главы государства запланированы важные международные встречи Возможно и то, что с западными лидерами встретится также премьер-министр. Происходит встреча президента Медведева с президентом Финляндии Халонен. Госпожа Халонен должна была даже провести брифинг по итогам переговоров с главой Российского государства, но... Как сообщило финское радио, в связи с предложением Владимира Путина о встрече брифинг пришлось перенести. Но встреча российского премьера с финским президентом все-таки состоялась. Однако на ТВ бескомпромиссно доминировали два главы государства - Медведев и Халонен.

Или еще один сюжет. Президент приглашает в Сочи лидеров думских фракций. Причем не в "Бочаров ручей", а в детище Путина - место проведения Олимпиады-2014, на Красную Поляну. Премьер, чтобы не выпасть из телеэкрана, срочно едет на другой курорт - в Кисловодск Ставропольского края. И там на водах проводит рутинное заседание Комиссии по вопросам регионального развития. Конечно, ТВ сообщает и о горнолыжной встрече думцев с президентом, и о "нарзанном" совещании у Путина. Но приоритет опять же остается за Медведевым.

Мало того, на следующий день президент созывает у себя в "Бочаровом ручье" многих путинских министров и обсуждает, как спасти страну от алкоголизма, перехлестнувшего все мыслимые пределы за 10 лет путинского правления. Но и премьер-министр не сидит на месте и совершает визит в Абхазию, где дает от себя по сути дела президентские военные гарантии этой республике. Так что последний аккорд информационного дня - совместный поход Путина и Медведева по Сочи, завершившийся пивком под телепросмотр проигранного Россией футбольного матча с Аргентиной, - только усилил впечатление от "междусобойчика" двух "крутых пацанов".

Понятно, что многое из перечисленного - это преимущественно слова и жесты. Но и они в политике многое значат. Нарастающая неэффективность принимаемых правительством Путина антикризисных мер, дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране могут, в конце концов, сподвигнуть Медведева на реальные действия. Не только высказывать свое недовольство, но и спросить с премьера лично и за задержки зарплаты и пенсий гражданам, и за ущерб от политики проедания средств, накопленных за годы нефтегазового бума. Вот тут игра в слова и жесты и закончится. И тут прогнозы на тему второго срока Медведева или третьего срока Путина приобретут исключительно практическое значение.

 

 

КПРФ и шансы дуумвирата

Президент Медведев формально беспартийный. Премьер-министр Путин - тоже беспартийный, но официальный лидер правящей партии "Единая Россия". При этом каждый из них считает своим долгом вести самый активный диалог с единственной настоящей партией и реальной оппозицией - КПРФ. Встречи Г.А. Зюганова и руководства партии, депутатов фракции КПРФ с президентом и премьером в последние полтора года инициируются "дуумвирами" гораздо чаще, чем в период президентства Путина. И это понятно: в условиях кризиса власти очень важно показать, что ее политика будто бы опирается на некий общенациональный диалог. И еще одно: власти жизненно важно "повязать" оппозицию ответственностью за правящий курс. Хотя бы на уровне намеков, сплетен и ощущений.

Естественно, что и сама КПРФ, даже осознавая как субъект указанного процесса все издержки от контактов с президентом и премьером, не может не использовать такого рода диалог для отстаивания интересов своих избирателей, для пропаганды своих антикризисных предложений. Таковы правила любой серьезной политической игры.

Но тут нельзя упускать из виду и другую грань проблемы: КПРФ становится одной из сторон конфликта внутри дуумвирата и сопутствующих ему элитных группировок. Даже протокольная, казалось бы, майская 2009 года встреча руководства КПРФ и депутатов фракции Компартии с президентом в Барвихе сразу же была публично интерпретирована экспертами в указанном ключе: "Президент отметил поддержку той политики, которую он реализует на международном направлении (что входит в сферу его ответственности), со стороны КПРФ и поощрил ведущую оппозиционную партию на более критическое отношение к работе правительства (то есть премьера)".

Да вообще, почти каждая встреча руководства КПРФ с президентом сопровождается сегодня "асимметричными" ударами по Компартии.

Это явно свидетельствует о значимости и болезненности для определенных элитных групп самого факта контактов КПРФ и главы государства. Так, например, накануне уже упоминавшейся встречи в Барвихе представителей КПРФ с президентом на ТВЦ состоялся массированный и крайне дурнопахнущий информационный выброс со стороны небезызвестного Караулова на ТВЦ. Такой же "полив" от того же субъекта - насчет "бизнеса КПРФ" - был осуществлен 16 июня 2008 года, накануне первой официальной встречи Г.А. Зюганова как лидера оппозиции с президентом Д.А. Медведевым. В этом же ряду и пространный майско-июньский рассказ на ТВЦ некоей стр-р-рашной "правды о КПРФ" после голосования депутатов-коммунистов против утверждения кандидатуры Путина на пост премьер-министра. Ясное дело, что одновременно следует натужное надувание значимости "левого" клона "партии власти" в лице "Справедливой России", которая в очередной раз провозгласила своей целью вытеснение КПРФ из властного и политического пространства.

 

 

Кое-что о будущем

Понятно, что попытки устранить КПРФ будут продолжаться и впредь.

Компартия и сегодняшний режим - вещи несовместимые. А значит, впереди партию ждет борьба, и еще раз борьба. Хотя в очень разнообразных формах. Включая борьбу интеллектов, выдержки, характеров, изобретательности, созидательной, если угодно, фантазии. Нельзя просто плыть по течению политического процесса. Не удастся.

Не дадут.

Известно, что уже сегодня в различных элитных и околоэлитных группах активно обсуждается несколько вариантов развития ситуации. Это, например, и реализация старой, еще ельцинских времен, идеи монархизации. Это и изменение формата "среднесрочного проекта Российская Федерация" в сторону его регионализации, то есть развал РФ по образцу СССР.

 

 

Проект "Монархия".

Ясно, что ни Путин, ни Медведев на роль "царя" не котируются. Первый свой шанс - пусть дохлый, условный, призрачный - упустил. Второй его не имел изначально. Однако оба на уровне жестов и символов не брезгуют играть в такого рода "игрушки". Ведь при "игрушечном" конституционном монархе вполне может ужиться пожизненный премьер-министр, который будет оберегать все награбленное нуворишами за последнее двадцатилетие под эгидой царя-батюшки. Дальше этой мыслишки, похоже, воображение игроков не идет.

Кстати, и на поле монархических символов члены тандема состязаются между собой. С одной стороны, Медведев с помпой возлагает цветы к надгробию Петра Великого. А Путин демонстрирует свои идеологические предпочтения путем возложения цветов к могилам Деникина и Каппеля, да заодно Шмелева и Солженицына.

Не отстают в проявлении нужных идеологических предпочтений и особо приближенные сановники. Питерская губернаторша Матвиенко вкупе с путинской министершей Набиуллиной устраивают банкетно-разгульный шабаш на символе советской эпохи "Авроре". И тут же все та же Матвиенко уже с Патриархом чинно отмечают обретение реликвий крейсера "Варяг".

По стране, как бы предваряя грядущее скрепирование всех символов советской эпохи, прокатывается волна взрывов и уничтожений памятников отцу-основателю нынешней Российской Федерации В.И. Ленину, активизируются кампании по переименованию городов Ульяновск, Киров и Краснодар... И все это на фоне усиления внимания к монархической проблематике.

Как свидетельствуют данные медиаизмерений, в отечественных СМИ тема монархии с начала 2008 года прошла уже три пика подъема. Первый - накануне вступления Медведева в должность президента и обсуждения постпрезидентского будущего Путина, второй - осенью 2008 года на первой волне мирового кризиса и третий - в настоящее время.

И вот уже, с одной стороны, самозваный императорский дом Романовых требует придания ему официального статуса в Российской Федерации.

С другой стороны, публикуют проекты возрождения в России монархии на "руинах нынешней государственности" через призвание Майкла Кентского. Причем все это сопровождается рыданиями воскресших из небытия прорабов "перестройки" типа "историка и политика" Ю. Афанасьева: "Россия как тип цивилизации умирает. Вопрос в том, когда это случится... Просто сейчас каждодневно идет тихое умирание. О точке невозврата надо сказать, что продолжение может быть, но не за этой Россией, а за обновленной, сменившей парадигму".

Дошло до того, что в российскую бизнес-элиту оказался призван один из претендентов на "смену парадигм" - так называемый великий князь Георгий Романов. Уточним биографию сего господина. Он плод распавшегося брака Марии Владимировны - внучки великого князя Кирилла Владимировича (которого вместе с наследником Николай II лишил всех прав на престол) и прусского принца Франца-Вильгельма Гогенцоллерна. Вот этот-то "великий князь" с декабря 2008 года и получил статус аж советника генерального директора компании "Норильский никель", контролируемой олигархами ельцинского призыва Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской (последний женат на дочери зятя Ельцина, Валентина Юмашева). И теперь "его высочество" занимается связями с Евросоюзом, а также вместе с первым заместителем генерального директора "Норникеля" Олегом Пивоварчуком и заместителем генерального директора Виктором Спрогисом вошел в состав правления Института никеля с целью представления интересов компании.

Такой вот "царь-батюшка" через бизнес-планы различных олигархов сватается Руси. Храни, Господи, и спаси!

Кстати, уже прошло некое подобие репетиции. В Краснодаре, на родине уже упоминавшегося олигарха Дерипаски, под "Боже, царя храни" сам губернатор недавно открыл новодел - Царскую арку и организовал инсценировку прибытия в город императорской семьи, созвав на действо депутатов, чиновников, глав...

Ясно, что проект "Монархия" невозможно реализовать без полного отречения нынешней правящей элиты от всего государственного - не только советского, но и русского в целом - наследия. И здесь КПРФ как единственный защитник советских и русских основ и смыслов российской цивилизации не может не быть главным объектом уничтожения.

 

 

"Проект регионализации".

Этот проект на первый взгляд выглядит производным от монархического. Ибо часть его пропагандистов (Белковский и Ко) видит установление в России конституционной монархии только "при участии и под давлением со стороны внешних сил", а также через "прекращение... существования Российской Федерации" с обязательным отсечением от нового постэрэфовского субъекта Северного Кавказа. А там, глядишь, "благословив" на дорожку и Сибирь, и Дальний Восток.

Понятно, что подобные, облеченные в научно-проектную форму, призывы к расчленению нынешнего обрубка исторической России в виде РФ ничего, кроме возмущения у КПРФ и активного противодействия с ее стороны, вызвать не могут. Об этом неоднократно заявлял Г.А. Зюганов. Это твердо декларировано в программных документах партии.

Мало того. Партии в связи с этим нужно четко видеть пределы своих действий и последствия их реализации.

Известно, например, что программой ремонта властной вертикали, которая в свое время была одобрена пленумом ЦК КПРФ, предусмотрено возвращение выборности губернаторов. Вместе с тем кризисная логика может поставить "партию власти" перед необходимостью канализировать народный протест на региональное начальство, которое из-за назначения губернаторов сверху теперь прочно ассоциируется с федеральным центром.

Возврат же к выборам губернаторов в тех же условиях кризиса приведет к возврату на политическую арену клана относительно самостоятельных региональных лидеров, которые в свой черед начнут перекладывать все экономические провалы на центр так же, как и он - на регионы и т.д. Регионализация, как показал опыт и 1991-го, и 1993 - 1999 годов, - это отнюдь не безобидный процесс. Он означает диффузию "партии власти" и усиление шансов для самых разных политических игроков, что может поставить под вопрос само существование Российской Федерации. Поэтому возникает вопрос о целесообразности переосмысления форм, методов, пределов возможной реализации одного из концептуальных политических требований партии...

 

 

* * *

 

В целом же есть все основания утверждать: российское общество вновь сдвигается к черте, за которой от него потребуется главный выбор - как ему быть и как в таком качестве жить. В стране все явственнее просматривается обстановка вроде той, что сложилась на рубеже конца XX - начала XXI столетия и очень близко подходит к классической революционной ситуации.

Тогда кризис был на время снят личной рокировкой Ельцина на Путина.

Умело и уже в который раз разыгранный фактор лидера спас режим, продлив ему жизнь самое малое на десятилетие и несказанно обогатив правящий класс, получивший шанс спокойно и комфортно дограбить страну.

Удастся ли что-то подобное теперь? - таков ключевой вопрос текущего исторического момента. Уцелеть, поставив Россию на ноги, нынешняя власть не может. Такая стратегия выхода из кризиса ей органически чужда. А значит, от нее следует ждать очередной глобальной политической махинации, обмана, симуляции чего-то способного отвлечь народ - пусть ненадолго, пусть лет на пять или десять, - что даст время дограбить все еще не до конца разграбленные богатства России.

Это может быть очередной "выдающийся политик", выпестованный в одночасье из затхлых недр бюрократического болота, предстающий в мерцающем ореоле телеэкранов, где в его честь будет организовано обалденное славословие.

Это может оказаться еле-еле выдавливающий из себя пару слов на непонятном "русском языке" некий "царь-батюшка", ничего общего ни с чем русским не имеющий. Если, конечно, не брать в расчет зарплату, начисленную по ведомости одной из фирм какого-нибудь "российского" олигарха.

Это может быть всеохватная драка центра и регионов за деньги, власть, сокращающиеся ресурсы, отвлекающая на себя внимание народа и ставящая страну на грань очередной ломки.

Это может оказаться и "охота на ведьм", в которой КПРФ будет предложено самое почетное место на костре.

Все может быть. Компартии надо ждать всего и быть готовой к любому развитию ситуации. И поэтому - безотлагательно анализировать идущие в обществе процессы, способные, как уже не раз бывало, рвануться вскачь.

 

Сергей Васильцов.

Доктор исторических наук,

директор Центра исследований политической культуры России.

Сергей Обухов.

 Доктор политических наук, заместитель директора ЦИПКР.

Источник: http://kprf.ru/opponents/70016.html

Код для вставки в блог: