Вперёд в «третий мир»!

На какие стандарты и зачем ориентирован единый госэкзамен?.. 

Во время перестройки так называемые «демократы» настойчиво вдалбливали в сознание масс образ советской страны как «Верхней Вольты с ракетами», который, по их мнению, убийственно характеризовал отсталость СССР по сравнению с «цивилизованным» миром. Однако в результате целой серии «судьбоносных» реформ, начатых при Ельцине и продолжаемых ныне, сегодняшняя Россия по очень многим параметрам стала похожей на типичную страну «третьего мира» в гораздо большей степени, чем Советский Союз в представлении господ либералов.

   Кто только сегодня не ругает ЕГЭ… Но следует иметь в виду, что критика любого явления остаётся неполной и часто бьёт мимо цели, если не найдены его корни, не вскрыты его истоки.

   А истоки эти более чем красноречивы. О них автору этих строк рассказал сотрудник одного из университетских НИИ Юрий Порфирьевич Кобзарь - один из тех людей, что возрождали ленинградскую партийную организацию в начале 90-х. С горькой иронией он вспомнил, что фактически аналог нынешнего «россиянского» ЕГЭ существовал ещё почти полвека назад… в Республике Гана, что входила в состав британской колонии Золотой Берег и была расположена как раз по соседству с вышеозначенной Верхней Вольтой. В 1964 году Юрий Порфирьевич был командирован в Гану в качестве преподавателя математики. Первое, о чём его попросили по прибытии в страну – поучаствовать в контроле над проведением экзамена в местном колледже. Экзамен этот как две капли воды напоминал тестирование по принципу ЕГЭ. Функции сводились к наблюдению за тем, чтобы ученики не списывали; проверяли же их работы местные преподаватели. Подобно сегодняшним российским чиновникам, их коллеги из Ганы почти пять десятков лет тому назад уверяли, что подобная система призвана искоренить коррупцию в сфере образования. Однако очевидец происходившего Ю.П. Кобзарь убедился, чего стоят эти оптимистические декларации. На практике некоторые из тех, кто получил при тестировании высший балл, затем показали не только отсутствие творческих способностей, но и элементарных знаний. Разумеется, такой порядок аттестации не был местным изобретением. Его насаждали в своей колонии представители британских властей, «обкатывая» на туземцах плоды новомодных изысканий западных педагогов и психологов. Со временем кое-что из этих наработок вошло в практику обучения в общедоступных бесплатных школах Соединённого Королевства. Однако система образования в привилегированных частных школах, где готовят будущую элиту страны, и куда состоятельные британцы стремятся отдать своих отпрысков, осталась традиционной.

  Как известно, дети нынешней российской элиты обучаются преимущественно за рубежом, в крайнем случае – в школах при западных посольствах. Поэтому внедрение ЕГЭ и стало повсеместным, лишний раз подтверждая полуколониальную сущность государственной системы, сложившейся в России после развала СССР.

  И всё же следует отдать должное чиновникам Минобрнауки, которые привнесли в ЕГЭ свое ноу-хау (куда до нас Гане!). Конечно, натаскивание учащихся старших классов на тесты ЕГЭ в перспективе заглушит их творческие задатки и не даст им возможности последовательно приобретать твёрдые знания по основным предметам школьной программы. Но это займёт, по крайней мере, несколько лет. А на повестке дня – немедленный развал системы высшего образования в России. И вот абитуриентам предоставляется невиданная прежде свобода – право подавать документы не в один вуз, как в советское время, и не в три–пять в рамках выбранной специализации, а сразу в несколько десятков! В итоге – полная неразбериха, настоящий хаос… По самым оптимистичным прогнозам специалистов, один–два месяца после начала семестра уйдут только на то, чтобы выяснить, кто из поступивших абитуриентов действительно будет в этом вузе учиться. Кроме того, многие опасаются огромного отсева первокурсников (до половины, а то и более от числа поступивших) по результатам зимней сессии…

  Вновь встает извечный российский вопрос: «Что это, глупость или измена?» Увы, мне приходилось лично сталкиваться с вопиющей некомпетентностью аппарата Минобрнауки в вопросах, связанных уже не с ЕГЭ, а с реорганизацией Высшей аттестационной комиссии и «усовершенствованием» сложившейся в СССР системы присуждения учёных степеней. Эту систему всё же пока решили кардинально не менять. Но и там наблюдаются схожие пороки. Среди них - навязчивое стремление чиновников подравнять учёных под единый ранжир жёстких инструкций, но при этом - неспособность просчитать последствия принятых решений хотя бы на два хода вперёд. В отдельных случаях это приводило к отмене только что изданных приказов. Опять же глупость? Да. Но ведь кто-то же поставил таких людей на ответственные посты…

   Складывается впечатление, что высказанный в интервью изданию «The Wall Street Journal» 25 июля 2009 года прогноз вице-президента США Джозефа Байдена о том, что «ослабленная Россия склонится перед США» и окончательно сойдёт с мировой арены в качестве самостоятельного внешнеполитического игрока, давно принят в качестве руководства к действию правящими кругами Российской Федерации. Иначе как объяснить, что сейчас под удар одновременно попали два несущих столпа нашей государственности - армия и образование. Рухнут они -   обвалится и Россия. В этом случае под её обломками неизбежно будет погребена и часть нынешней элиты. Но даже это не останавливает тех, кто в своих действиях движим неизбывной ненавистью к России.

Сергей Французов, кандидат исторических наук,

член бюро Санкт-Петербургского горкома КПРФ.

Код для вставки в блог: