Слухи о предстоящем введения платного образования привели россиян в ужас
Готовящаяся реформа среднего образования в РФ повергает в ужас преподавателей, ученых, общественных деятелей и родителей школьников, пишет «Новый регион». 
Как передает корреспондент РИА "НР", накануне
ресурс "Завуч.инфо" проанонсировал параметры готовящейся "модернизации"
средней школы, согласно которой в средних образовательных учреждениях
останется только три бесплатных урока.
По словам редактора информресурса Евгения Барановского, к нему эта
информация попала от одного из директоров школы Ленинградской области.
"Ситуация очень страшная. На курсах повышения квалификации 40
директорам школ озвучили такую модель: ученик приходит на три урока,
которые полностью оплачиваются государством. Затем идет на обед, а
после по выбору идет на следующий предмет - это может быть биология или
любая другая дисциплина. Вот эта вторая тройка часов финансируется
государством уже на 30%. Причем, в открытую было сказано, что до
учителей школ эту информацию доводить не стоит. Все это говорит о том,
что фактически в России собираются вводить платное среднее
образование", - рассказал редактор ресурса "Завуч.инфо" Евгений
Барановский.
На тех же курсах, по словам Барановского, директорам
школ было сказано, что новое поколение учеников должно быть: "наглым,
дерзким и знать себе цену".
Как отмечает корреспондент "НР", в Конституции Российской Федерации
(ст. 43, п. 2) говорится, что каждому россиянину гарантируются
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях.
По словам Барановского, реформаторы формально это положение нарушать
не намерены: "основное образование" будет предоставлено в объемах этих
трех бесплатных уроков.
На вопрос, почему кроме директоров школ Ленинградской области
подобная "реформаторская" инициатива никому до сих пор не известна,
Евгений Барановский ответил, что возможно это уже знают и в других
регионах, но нынешнее педагогическое сообщество крайне неохотно
общается с журналистами. Многие просто запуганы и ничему не верят.
Между тем, согласно официальным данным, в РФ за чертой бедности
проживает 40% населения. То есть не менее 40% детей не смогут получить
среднее образование в полной мере, а значит - не смогут рассчитывать на
получение средне-специального и высшего образования в дальнейшем.
Зампред комитета Госдумы по образованию (фракция КПРФ) Олег Смолин
возмущен "очередной попыткой" министра образования Фурсенко сделать
общеобразовательную школу платной..
"Это не первый раз. Еще в 2004 году он предложил сделать российскую
школу частично платной. И тогда, слава богу, под нашим давлением
удалось эту позицию отбить. Кроме того, существует российское
законодательство (его пока никто не отменял), которое утверждает, что
полное общее и среднее образование в России является обязательным и
бесплатным. Но я не исключаю, что, желая сэкономить на всем, на чем
можно, будут предприниматься попытки расширить платное начало в школе",
- отметил Смолин.
Школьное образование является бесплатным даже в
самых богатых странах, типа США, где доходы населения несопоставимы с
доходами российских граждан, продолжает Смолин.
"Если мы не собираемся быть сырьевой страной с нефтяной экономикой,
то нам нужно восстанавливать так называемую эгалитарную систему
образования - т.е. дающую равные возможности.
Я напомню, что в 20 веке наша страна пережила много войн, революций
и репрессий, но, тем не менее, мы были второй страной науки в мире и
входили в тройку самых образованных народов мира. Одна из главных
причин этого - система образования обеспечивала равные возможности.
Тем более это необходимо в 21 веке", - подчеркнул депутат Госдумы от КПРФ.
Олег Смолин в интервью РИА "НР" заявил, что "если будут поступать
предложения от министерства образования и науки по расширению платности
образования для наших полунищих граждан, мы (я имею в виду и левые
фракции, и моих единомышленников в комитете по образованию и науке и
движение "Образование - для всех") будем делать все возможное, чтобы
этого не допустить".
"Беспокоит и вторая новация, - отметил Смолин. - Президент Медведев
сказал о том, что надо привлечь в школу новую кровь, новых людей, в том
числе, не имеющих педагогического образования, но при этом дать им
возможность доучиться на краткосрочных курсах.
Я думаю, конечно, в мире немало людей с природным педагогическим
талантом. И если такие люди действительно хотят в школу - то им надо
открыть дорогу, при условии, что они будут параллельно получать
дополнительное педагогическое образование. Мы же не говорим, что
учителя можно переквалифицировать в хирурга путем краткосрочных курсов.
Почему мы считаем, что через краткосрочные курсы человека с другой
специальностью можно переквалифицировать в хорошего учителя?".
Представители образования из регионов настроены не менее решительно.
Кандидат биологических наук Пермского госуниверситета Роман Юшков в
интервью "НР" заявил, что "новый этап реформы образования направлен на
окончательное одичание и варваризацию России".
"Мы движемся куда-то в сторону Афганистана. Но у нас все будет хуже,
потому что там есть религия, скрепляющая общество, каркас, а у нас
население светское, безыдейное, развращенное пропагандой. Поэтому, если
оно будет еще и необразованным, то это будет невиданная дикость,
агрессия. И власть тьмы", - отметил Юшков.
Что касается того, что для работы в школах, возможно, будут
привлекаться "люди с улицы", то, по словам пермского ученого, это
решение абсолютно маразматическое. "Конечно, есть в народе самородки,
которые могут что-то дать детям. Но кто их будет выбирать? Как правила,
они в других местах задействованы. А в школу, вероятно, придет
социальный балласт, которому некуда больше приткнуться - необразованный
и бестолковый", - отметил преподаватель Пермского госуниверситета.
Коллегу из Прикамья поддерживает старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ, кандидат
физико-математических наук Андрей Турундаевский:
"Обсуждаемый вариант реформы вызывает большие сомнения. Во-первых,
дезорганизация работы педагогических институтов приведет к уменьшению
притока в школы подготовленных кадров. Замена их наскоро
переподготовленными выпускниками других вузов выглядит проблематично.
Скорее всего, в школы пойдут наименее успешные специалисты.
Далее, отказ от государственного финансирования части занятий
автоматически провоцирует "экономию". При этом, скорее всего,
пострадает естественнонаучный цикл. Дети из богатых семей будут платно
учить экономику и юриспруденцию, из бедных - ограничиваться чисто
практическими навыками. В итоге, удар будет нанесен и по судьбам детей,
и по научно-техническому прогрессу. Кто завтра будет работать в
лабораториях?", - задал риторический вопрос Андрей Турундаевский.