Сталин и Россия

28 ноября в городе-герое Ленинграде прошла научная конференция, посвящённая 130-летию со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина 

О рганизаторами конференции стали газета «Правда», Санкт-Петербургский городской и Ленинградский областной комитеты КПРФ. Увы, так уж случилось, что конференция состоялась в тот день, ранним утром которого страна узнала о крушении «Невского экспресса». Участники конференции минутой молчания почтили память жертв этой трагедии. У многих, если не у всех, непроизвольно возник вопрос: да было ли такое возможно в советское время – гибель людей от терроризма? Риторический вопрос, как многие другие, задаваемые в настоящее окаянное время...

Пролог

Несколько слов о том, что предшествовало началу конференции. В актовом зале одного из колледжей, где она проходила, за полчаса до её открытия звучали мелодии известных песен довоенного времени. Но вот мощные аккорды «Священной войны» и незабываемые слова – «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» - наполнили зал. Грозную песню слушали стоя, как и последовавшие за ней позывные Москвы и запись выступления товарища Сталина 7 ноября 1941 года на Красной площади перед войсками, уходившими на фронт.

После могучего солдатского «Ура!», что звучало в радиозаписи по окончании сталинского выступления, конференция начала свою работу. Интерес к ней был велик – и объясняется он интересом к личности Сталина. В зале собралось не менее трёхсот слушателей. Среди них – ветераны и большей частью люди среднего поколения. Не менее трети зала составляла молодёжь. Как потом выяснилось, весьма значительным было представительство вузов и школ города и области.

Программа конференции стала известна её участникам заранее и потому многие из них подготовили свои вопросы в письменном виде, направив их в президиум, как только завершилось вступительное слово члена ЦК КПРФ Ю.П.Белова.

Приведём некоторые из вопросов:

- Что мы можем взять из теоретического наследия И.В.Сталина в постиндустриальную эпоху, в эпоху обновлённого социализма, о котором говорится в Программе КПРФ?

- В чём состоит научная ценность сталинского утверждения, что по мере строительства социализма классовая борьба обостряется?

- Человеческим измерением политики является проявление разума, воли и чувства. Насколько оптимальным в личности Сталина было сочетание этих трех начал?

- Вы прекрасно помните, что в годы горбачёвской «перестройки» Сталина критиковали за проект «автономизации» при образовании СССР. Не кажется ли вам, что трагические события конца 80-х – начала 90-х гг. доказали историческую правоту Сталина?

- Искусство сталинской эпохи называют искусством социализма, «сталинским ампиром». Насколько эти определения соответствуют реальному содержанию художественных направлений 30-50-х годов ХХ века?

- Как Сталин относился к религии и церкви?

Как видно по характеру вопросов, тема конференции «Сталин и Россия» вызвала у её участников познавательный интерес, то есть такой, который предполагает открытие для себя и других существенно нового, далеко не всем известного.

Доклады и выступления

Можно утверждать, что представленные конференции доклады в немалой степени отвечали названному интересу слушателей. Своё вступительное слово, по сути ставшее докладом, Юрий Павлович   Белов начал с двустишья:

За то, что долго мы молчали,

Простите нас, товарищ Сталин.

Имелось в виду долгое молчание нынешнего старшего поколения, которому в 1956 году, когда Хрущёв на ХХ Съезде КПСС выступил с докладом «О культе личности Сталина», было 18-20 лет.

Выступающий констатировал: идеологическое табу на изучение теоретических трудов Сталина, действовавшее в 50-е – 80-е годы минувшего века, в конечном итоге привело к горбачёвской перестройке. На антисталинизме вырос еврокоммунизм, вызвавший кризис в международном коммунистическом движении. Только сейчас в последнем наступает отрезвление.

Особо была выделена Ю.П.Беловым мысль о том, что России повезло: рядом с гением оказался гений, рядом с Лениным – Сталин. Из духовных недр русского народа появился русский гений – Ленин. Из духовных недр многонациональной России – Сталин. Единство исторической судьбы русского народа со всеми народами нашего общего Отечества определило этот феномен истории: рядом с гением – гений.

Главным в выступлении Ю.П.Белова стал тезис о том, что преобразующую, созидательную деятельность Сталина как величайшего политика ХХ века нельзя понять, не осознав главное противоречие его времени – противоречие между неизбежностью истребительной войны против Советской России и её неготовностью к этой войне. Сталин обнажил это жестокое противоречие и нашел единственно верный путь его разрешения – форсированная индустриализация и коллективизация (сталинская революция сверху). О последних сказано и написано много. Но ещё не нашла своего полного освещения роль Сталина в духовно-нравственной подготовке советского народа к войне не на жизнь, а на смерть. Его роль в создании советской системы образования и воспитания, где решающее значение имел исторический сталинский постулат «Кадры решают всё». Не исследована и его роль в формировании социалистической культуры на фундаменте великой русской культуры, в возрождении русского патриотизма как основы советского патриотизма. Раскрытию этих вопросов и роли Сталина в их решении и было посвящено выступление Ю.П.Белова.

С большим вниманием слушали участники конференции доклад «Сталин и советская цивилизация», с которым выступил доктор философских и экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Иванович Субетто. В сжатом виде представим тезисы его доклада.

Величайшие фигуры всемирной истории ХХ века – Ленин и Сталин - олицетворяют эпоху социализма, эпоху освобождения от эксплуатации человека человеком, эпоху гуманизации – очеловечивания общественного бытия, эпоху создания общества социальной справедливости, давшего простор для раскрытия творческого потенциала человека труда. Иными словами, это была эпоха формирования советской цивилизации, советского коллективистского образа жизни. Впервые в истории было разрешено противоречие между «моим» и «общим», когда «моё» итожилось в «общем», когда каждый получал по труду. Именно в сталинскую эпоху восторжествовал данный принцип социальной справедливости. Наконецто воплотилась в жизнь истина: кто не работает, тот не ест.

Сталин как образованнейший человек своего времени диалектически соединил борьбу за возрождение и развитие русской, российской цивилизации с борьбой за социализм, в результате чего сформировалась советская цивилизация. Под руководством Сталина было создано то, что не только обеспечило нам победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, но и спасло всё человечество от фашизма: мощная социалистическая индустрия и коллективизированное и механизированное (на тот период времени) сельское хозяйство, плановая мобилизационная экономика, эффективная система централизованного управления ею. Также были созданы надёжная система социального обеспечения и лучшие в мире системы народного образования и здравоохранения, а также система постоянного развития фундаментальной и прикладной науки, социалистической культуры, многообразной по национальной форме.

Советская цивилизация явилась вершиной русской, российской цивилизации. Она спасла цивилизацию мира. Она живёт и под тяжкими ударами капитала. Она возродится с неизбежным поворотом России к социализму.

С неослабевающим интересом слушали участники конференции доктора исторических наук, профессора Игоря Яковлевича Фроянова, выступившего с докладом «Сталин: перманентная революция и современность».

Его главный тезис: перманентная (непрерывная) революция Троцкого схожа с современной глобализацией. Схожи они в существенных чертах. Есть основания для предположения, что оба

эти проекта разрабатывались «в одной мастерской» - в едином центре надмировой структуры империализма. Едина цель обоих проектов – создание нового мирового порядка без национальных правительств, национальной культуры и национальной самобытности. Троцкий считал это отражением и неизбежным результатом развития мировых производительных сил, которые выходят за рамки национального государства. Аналогична и нынешняя точка зрения апологетов глобализации, призывающих к интеграции на основе глобальной экономики, мирового разделения труда, единой финансовой, информационной и коммуникационной системы. Но всё это – попытки установления контроля над миром. Троцкий увязывал свою теорию «перманентности» с именем Маркса. Но Маркс и Энгельс не могли мыслить подобным образом, рассуждая о мировой революции, поскольку стадия империализма, принявшего всеобщий космополитический характер, в их время ещё не наступила.

Сталин отверг теорию перманентной революции Троцкого, видя в ней гибель для Советской России, которой уготавливалась роль главной жертвы в мировом революционном пожаре. Та же роль предназначается России и сегодня в процессе глобализации. Мировая революция виделась Сталину маловероятной в тридцатые годы, а позже – и вовсе неосуществимой.

Реальной он считал ленинскую идею построения социализма в отдельно взятой стране. Эту идею Сталин переводит в плоскость теории и практики.

Он разрабатывает программу, стратегию и тактику социалистического преобразования России с учётом её национально-исторических особенностей и её капиталистического окружения. Непримиримость борьбы Сталина с Троцким имела судьбоносный для нашей страны характер. Победи в этой борьбе Троцкий, а не Сталин, СССР потерпел бы поражение в войне с гитлеровской Германией. Вероятнее всего, Советский Союз мог бы ещё раньше оказаться жертвой политической авантюры Троцкого. Поэтому победа Сталина в идейной битве с Троцким была залогом Великой Победы Советской страны 9 Мая 1945 года.

Большого внимания конференции удостоились выступления редактора-администратора сайта Санкт-Петербургского горкома КПРФ Алексея Богачёва и секретаря городского комитета партии Вячеслава Бороденчика.

Алексей Богачёв высказал мысль о том, что народу во все времена важен образ, отражающий его стремления, интересы, его веру. Для русского и всех народов России таким образом стал Сталин. По результатам интернет-голосования он вышел не на третье, как официально представлено, а на первое место в телепроекте «Имя Россия» - а это несколько миллионов голосов, в первую очередь молодёжи. За Сталина голосовали не только молодые люди коммунистических взглядов, но и те, кто считает себя патриотами-консерваторами и даже монархистами. Он также популярен на сайтах православных верующих, - отметил А. Богачёв.

Секретарь горкома Вячеслав Бороденчик сказал, что имя Сталина вызывает у среднего поколения – поколения отцов – чувство гордости за нашу историю. Он также подчеркнул, что после смерти Сталина из учебников истории практически исчезло его имя, отчего период 30-х, 40-х и начала 50-х годов минувшего века представлялся размытым, незавершённым, неправдивым. В горбачёвскую перестройку сталинскую эпоху связывали со словами «репрессии», «ГУЛаг» - и только. Антисталинизм доходил в средствах массовой информации до истерии. Но в конечном итоге Сталин стал только популярнее в народе. Модернизация и инновационное развитие России, о чём так много говорят сегодня, невозможны без опоры на творческое наследие Сталина. Кадры, воспитанные им, - это кадры новаторов. Они создали высокотехнологичную промышленность, лучшие в мире виды и типы вооружения, освоили Крайний Север, вышли в космос.

Главный итог

После докладов и выступлений полтора часа докладчики отвечали на вопросы. Их было много. Каков же главный итог обсуждения темы «Сталин и Россия»? Он прежде всего в том, что у коммунистов и их сторонников вызрела потребность переосмыслить сталинский период советской истории, ознакомившись в первую очередь с анализом и оценкой его в разные годы в сочинениях И.В. Сталина. Сквозь призму сталинской мысли взглянуть на современность. «Сталин и современность» - эта тема сегодня наиболее востребована и потому понятен интерес к книге Г.А. Зюганова именно с таким названием. Она была не только представлена на конференции, но и вручена каждому её участнику.

Главный итог состоит ещё и в том, что всем думающим о судьбе России (а других на конференции не было) сегодня ясно: слова «Сталин» и «Россия» - слова-синонимы.

Известный философ, мыслитель Александр Зиновьев, анализируя разрушительные последствия антикоммунистической агрессии в нашей стране, говорил: «Метили в коммунизм,

чтобы попасть в Россию». Но вспомним, что антикоммунизм начинался в годы пресловутой перестройки с антисталинизма. Поэтому можно внести поправку в утверждение философа:

«Метили в Сталина, чтобы попасть в Россию».

В Россию попали – разрушили СССР, но убить её не смогли. Жив в народной памяти Сталин!

Материал подготовлен редакциями газеты «Питерская правда» и сайта

Код для вставки в блог: