28 ноября в городе-герое Ленинграде прошла научная конференция, посвящённая 130-летию со дня рождения
Иосифа Виссарионовича Сталина 
О
рганизаторами конференции стали газета «Правда»,
Санкт-Петербургский городской и
Ленинградский областной комитеты КПРФ. Увы, так уж
случилось, что конференция состоялась в тот день, ранним утром которого страна
узнала о крушении «Невского экспресса». Участники конференции минутой молчания
почтили память жертв этой трагедии. У многих, если не у всех, непроизвольно
возник вопрос: да было ли такое возможно в советское время – гибель людей от
терроризма? Риторический вопрос, как многие другие, задаваемые в настоящее
окаянное время...
Пролог
Несколько слов о том, что
предшествовало началу конференции. В актовом зале одного из колледжей, где она
проходила, за полчаса до её открытия звучали мелодии известных песен довоенного
времени. Но вот мощные аккорды «Священной войны» и незабываемые слова –
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» - наполнили зал. Грозную
песню слушали стоя, как и последовавшие за ней позывные Москвы и запись
выступления товарища Сталина 7 ноября 1941 года на Красной площади перед
войсками, уходившими на фронт.
После могучего
солдатского «Ура!», что звучало в радиозаписи по окончании сталинского
выступления, конференция начала свою работу. Интерес к ней был велик – и
объясняется он интересом к личности Сталина. В зале собралось не менее трёхсот
слушателей. Среди них – ветераны и большей частью люди среднего поколения. Не
менее трети зала составляла молодёжь. Как потом выяснилось, весьма значительным
было представительство вузов и школ города и области.
Программа конференции
стала известна её участникам заранее и потому многие из них подготовили свои
вопросы в письменном виде, направив их в президиум, как только завершилось
вступительное слово члена ЦК КПРФ Ю.П.Белова.
Приведём некоторые из
вопросов:
- Что мы можем взять из
теоретического наследия И.В.Сталина в постиндустриальную эпоху, в эпоху обновлённого
социализма, о котором говорится в Программе КПРФ?
- В чём состоит научная
ценность сталинского утверждения, что по мере строительства социализма классовая
борьба обостряется?
- Человеческим измерением
политики является проявление разума, воли и чувства. Насколько оптимальным в
личности Сталина было сочетание этих трех начал?
- Вы прекрасно помните,
что в годы горбачёвской «перестройки» Сталина критиковали за проект «автономизации»
при образовании СССР. Не кажется ли вам, что трагические события конца 80-х –
начала 90-х гг. доказали историческую правоту Сталина?
- Искусство сталинской
эпохи называют искусством социализма, «сталинским ампиром». Насколько эти определения
соответствуют реальному содержанию художественных направлений 30-50-х годов ХХ
века?
- Как Сталин относился к
религии и церкви?
Как видно по характеру
вопросов, тема конференции «Сталин и Россия» вызвала у её участников познавательный
интерес, то есть такой, который предполагает открытие для себя и других
существенно нового, далеко не всем известного.
Доклады и выступления
Можно утверждать, что
представленные конференции доклады в немалой степени отвечали названному интересу
слушателей. Своё вступительное слово, по сути ставшее докладом, Юрий Павлович
Белов начал с двустишья:
За то, что долго мы
молчали,
Простите нас, товарищ
Сталин.
Имелось в виду долгое
молчание нынешнего старшего поколения, которому в 1956 году, когда Хрущёв на ХХ
Съезде КПСС выступил с докладом «О культе личности Сталина», было 18-20 лет.
Выступающий
констатировал: идеологическое табу на изучение теоретических трудов Сталина,
действовавшее в 50-е – 80-е годы минувшего века, в конечном итоге привело к горбачёвской
перестройке. На антисталинизме вырос еврокоммунизм, вызвавший кризис в международном
коммунистическом движении. Только сейчас в последнем наступает отрезвление.
Особо была выделена
Ю.П.Беловым мысль о том, что России повезло: рядом с гением оказался гений,
рядом с Лениным – Сталин. Из духовных недр русского народа появился русский
гений – Ленин. Из духовных недр многонациональной России – Сталин. Единство
исторической судьбы русского народа со всеми народами нашего общего Отечества
определило этот феномен истории: рядом с гением – гений.
Главным в выступлении
Ю.П.Белова стал тезис о том, что преобразующую, созидательную деятельность
Сталина как величайшего политика ХХ века нельзя понять, не осознав главное
противоречие его времени – противоречие между неизбежностью истребительной
войны против Советской России и её неготовностью к этой войне. Сталин обнажил
это жестокое противоречие и нашел единственно верный путь его разрешения –
форсированная индустриализация и коллективизация (сталинская революция сверху).
О последних сказано и написано много. Но ещё не нашла своего полного освещения
роль Сталина в духовно-нравственной подготовке советского народа к войне не на
жизнь, а на смерть. Его роль в создании советской системы образования и воспитания,
где решающее значение имел исторический сталинский постулат «Кадры решают всё».
Не исследована и его роль в формировании социалистической культуры на
фундаменте великой русской культуры, в возрождении русского патриотизма как
основы советского патриотизма. Раскрытию этих вопросов и роли Сталина в их решении
и было посвящено выступление Ю.П.Белова.
С большим вниманием
слушали участники конференции доклад «Сталин и советская цивилизация», с которым
выступил доктор философских и экономических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ Александр Иванович Субетто. В сжатом виде представим тезисы
его доклада.
Величайшие фигуры
всемирной истории ХХ века – Ленин и Сталин - олицетворяют эпоху социализма, эпоху
освобождения от эксплуатации человека человеком, эпоху гуманизации –
очеловечивания общественного бытия, эпоху создания общества социальной
справедливости, давшего простор для раскрытия творческого потенциала человека
труда. Иными словами, это была эпоха формирования советской цивилизации, советского
коллективистского образа жизни. Впервые в истории было разрешено противоречие
между «моим» и «общим», когда «моё» итожилось в «общем», когда каждый получал
по труду. Именно в сталинскую эпоху восторжествовал данный принцип социальной
справедливости. Наконецто воплотилась в жизнь истина: кто не работает, тот не
ест.
Сталин как
образованнейший человек своего времени диалектически соединил борьбу за
возрождение и развитие русской, российской цивилизации с борьбой за социализм,
в результате чего сформировалась советская цивилизация. Под руководством Сталина
было создано то, что не только обеспечило нам победу над фашистской Германией в
Великой Отечественной войне, но и спасло всё человечество от фашизма: мощная
социалистическая индустрия и коллективизированное и механизированное (на тот
период времени) сельское хозяйство, плановая мобилизационная экономика,
эффективная система централизованного управления ею. Также были созданы
надёжная система социального обеспечения и лучшие в мире системы народного
образования и здравоохранения, а также система постоянного развития фундаментальной
и прикладной науки, социалистической культуры, многообразной по национальной
форме.
Советская цивилизация
явилась вершиной русской, российской цивилизации. Она спасла цивилизацию мира. Она
живёт и под тяжкими ударами капитала. Она возродится с неизбежным поворотом
России к социализму.
С неослабевающим
интересом слушали участники конференции доктора исторических наук, профессора
Игоря Яковлевича Фроянова, выступившего с докладом «Сталин: перманентная революция
и современность».
Его главный тезис:
перманентная (непрерывная) революция Троцкого схожа с современной
глобализацией. Схожи они в существенных чертах. Есть основания для
предположения, что оба
эти проекта
разрабатывались «в одной мастерской» - в едином центре надмировой структуры
империализма. Едина цель обоих проектов – создание нового мирового порядка без
национальных правительств, национальной культуры и национальной самобытности.
Троцкий считал это отражением и неизбежным результатом развития мировых
производительных сил, которые выходят за рамки национального государства.
Аналогична и нынешняя точка зрения апологетов глобализации, призывающих к
интеграции на основе глобальной экономики, мирового разделения труда, единой
финансовой, информационной и коммуникационной системы. Но всё это – попытки
установления контроля над миром. Троцкий увязывал свою теорию «перманентности»
с именем Маркса. Но Маркс и Энгельс не могли мыслить подобным образом, рассуждая
о мировой революции, поскольку стадия империализма, принявшего всеобщий космополитический
характер, в их время ещё не наступила.
Сталин отверг теорию
перманентной революции Троцкого, видя в ней гибель для Советской России,
которой уготавливалась роль главной жертвы в мировом революционном пожаре. Та же
роль предназначается России и сегодня в процессе глобализации. Мировая
революция виделась Сталину маловероятной в тридцатые годы, а позже – и вовсе
неосуществимой.
Реальной он считал
ленинскую идею построения социализма в отдельно взятой стране. Эту идею Сталин
переводит в плоскость теории и практики.
Он разрабатывает
программу, стратегию и тактику социалистического преобразования России с учётом
её национально-исторических особенностей и её капиталистического окружения. Непримиримость
борьбы Сталина с Троцким имела судьбоносный для нашей страны характер. Победи в
этой борьбе Троцкий, а не Сталин, СССР потерпел бы поражение в войне с гитлеровской
Германией. Вероятнее всего, Советский Союз мог бы ещё раньше оказаться жертвой
политической авантюры Троцкого. Поэтому победа Сталина в идейной битве с Троцким
была залогом Великой Победы Советской страны 9 Мая 1945 года.
Большого внимания
конференции удостоились выступления редактора-администратора сайта Санкт-Петербургского
горкома КПРФ Алексея Богачёва и секретаря городского комитета партии Вячеслава
Бороденчика.
Алексей Богачёв высказал
мысль о том, что народу во все времена важен образ, отражающий его стремления, интересы,
его веру. Для русского и всех народов России таким образом стал Сталин. По
результатам интернет-голосования он вышел не на третье, как официально
представлено, а на первое место в телепроекте «Имя Россия» - а это несколько
миллионов голосов, в первую очередь молодёжи. За Сталина голосовали не только
молодые люди коммунистических взглядов, но и те, кто считает себя
патриотами-консерваторами и даже монархистами. Он также популярен на сайтах
православных верующих, - отметил А. Богачёв.
Секретарь горкома
Вячеслав Бороденчик сказал, что имя Сталина вызывает у среднего поколения –
поколения отцов – чувство гордости за нашу историю. Он также подчеркнул, что
после смерти Сталина из учебников истории практически исчезло его имя, отчего
период 30-х, 40-х и начала 50-х годов минувшего века представлялся размытым,
незавершённым, неправдивым. В горбачёвскую перестройку сталинскую эпоху
связывали со словами «репрессии», «ГУЛаг» - и только. Антисталинизм доходил в
средствах массовой информации до истерии. Но в конечном итоге Сталин стал
только популярнее в народе. Модернизация и инновационное развитие России, о чём
так много говорят сегодня, невозможны без опоры на творческое наследие Сталина.
Кадры, воспитанные им, - это кадры новаторов. Они создали высокотехнологичную
промышленность, лучшие в мире виды и типы вооружения, освоили Крайний Север, вышли
в космос.
Главный итог
После докладов и
выступлений полтора часа докладчики отвечали на вопросы. Их было много. Каков
же главный итог обсуждения темы «Сталин и Россия»? Он прежде всего в том, что у
коммунистов и их сторонников вызрела потребность переосмыслить сталинский
период советской истории, ознакомившись в первую очередь с анализом и оценкой его
в разные годы в сочинениях И.В. Сталина. Сквозь призму сталинской мысли
взглянуть на современность. «Сталин и современность» - эта тема сегодня
наиболее востребована и потому понятен интерес к книге Г.А. Зюганова именно с
таким названием. Она была не только представлена на конференции, но и вручена
каждому её участнику.
Главный итог состоит ещё
и в том, что всем думающим о судьбе России (а других на конференции не было) сегодня
ясно: слова «Сталин» и «Россия» - слова-синонимы.
Известный философ,
мыслитель Александр Зиновьев, анализируя разрушительные последствия антикоммунистической
агрессии в нашей стране, говорил: «Метили в коммунизм,
чтобы попасть в Россию».
Но вспомним, что антикоммунизм начинался в годы пресловутой перестройки с антисталинизма.
Поэтому можно внести поправку в утверждение философа:
«Метили в Сталина, чтобы
попасть в Россию».
В Россию попали –
разрушили СССР, но убить её не смогли. Жив в народной памяти Сталин!
Материал подготовлен редакциями
газеты «Питерская правда» и сайта