Закс.ру: Муниципальные бюджеты съедает аппарат

Под занавес ушедшего года во всех муниципальных образованиях северной столицы принимались бюджеты на 2013 год. Как свидетельствуют многие депутаты органов местной власти, руководители округов стараются, чтобы как можно меньше людей узнали о бюджетных слушаниях. Неудивительно: большая часть казны — в некоторых округах больше половины — прямо или косвенно идет на содержание аппарата. На расходы по этой статье кризис, похоже, не влияет... 

По закону процедура утверждения муниципального кошелька сопровождается общественными слушаниями, таким образом, в отличие от бюджета всего города, одобрить или же разнести в пух и прах схему расходования средств налогоплательщиков непосредственно на местах должны сами налогоплательщики. И во многом от их мнения зависит, сколько и где будет посажено лип и березок, что лучше: одна клумба с розами или три — с анютиными глазками, и заасфальтируют ли наконец боль всего квартала — эту отвратительную яму у входа в мини-маркет.

Но, судя по всему, для большинства наших земляков насущные проблемы муниципального дебета-кредита как были, так и остаются далекой теорией. А потом удивляемся: скамеек на бульваре по-прежнему нет, обещанную спортивную площадку снова не построили... И куда ушли деньги?! А ушли они, скорее всего, на вознаграждение сотрудникам муниципального аппарата — как говорится, за доблестный самоотверженный труд.

"Большинство горожан о своей возможности повлиять на расклады муниципальной казны толком не знают, а муниципальные чиновники не очень-то хотят, чтобы "лишние" люди об этом узнавали", — рассказал ЗАКС.Ру депутат МО "Гагаринское" Московского района Михаил Ляхов. По его оценке, на публичные обсуждения "приглашается узкий круг приближенных общественников, и в результате происходит трогательное единение народа и муниципальной власти с поцелуями и объяснениями во взаимной любви".

"Так, сообщение о проведении слушаний по бюджету в нашем МО было опубликовано в специальном выпуске "Гагаринского курьера", — развивает свой тезис Ляхов. — Муниципальный совет издает эту газету тиражом от 20000 до 25000 экземпляров, но тот выпуск, где разместили объявление, вышел тиражом всего 500 экземпляров — притом что в округе проживает 53 тысячи человек! Ни полслова не было об этом важном событии и на официальном информационном сайте МО "Гагаринское", не было там и самого проекта бюджета".

Однако кое-кто из неравнодушных жителей все же пришел на слушания. "Они не оставили от проекта камня на камне. Сразу было замечено, что соотношение расходов на управление к общему объему расходов недопустимо велико и составляет примерно две пятых, — констатирует депутат Ляхов. — То есть из каждого нищего муниципального рубля 40 копеек уходит на зарплату муниципальным чиновникам, содержание автомобилей и тому подобные жизненно необходимые траты. При этом, как оказалось, не подсчитано, сколько реально требуется на все благоустройство, — то ли 60 млн рублей, то ли 70 миллионов, то ли 100. Как мне объясняли, не хватает людей в отделе благоустройства, чтобы провести работу по учету состояния зон отдыха и зеленых насаждений". "То есть расходы на самих себя они подсчитали точно, при этом на премии каждому запланировано до 17 должностных окладов в год, а на свою основную работу сил уже не хватило!" — возмущается народный избранник.

Когда от вопросов перешли к выступлениям, Михаил Ляхов взял слово и сообщил собравшимся, что он голосовал против данного варианта бюджета, и как раз по названным основаниям: непомерно высоки расходы на содержание аппарата, а сам бюджет не соответствует требованиям Бюджетного кодекса.

"Например, нарушены требования статьи 34 БК РФ "Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, — перечисляет депутат. — Произошло сокращение доходной части бюджета, однако расходы на содержание аппарата муниципального совета и администрации МО "Гагаринское" остались на том же уровне, а в процентном отношении их доля в общих расходах бюджета увеличилась". "Что тут началось! Ведущий собрание замглавы МО подскочил, как крышка на закипающем чайнике, и стал перебивать меня. Глава МО, в свою очередь, стала упрекать меня за то, что я "неактивно участвовал в разработке бюджета" — притом что этим занимается местная администрация. Потом мне приписали неэтичное поведение... Все это напоминало разбор персонального дела на партсобрании в 30-е годы прошлого века, только до обвинения в троцкизме и измене Родине не дошло", — разводит руками Михаил Ляхов.

"Перед решающим заседанием муниципального совета в декабре я попросил ознакомить меня с протоколом общественных слушаний, однако получил отказ: этот документ выдается только по письменному запросу и с разрешения главы МО. Обсуждение бюджета депутатами прошло сразу во втором и третьем чтении, что прямо нарушает положение о бюджетном процессе. В итоге бюджет был принят без изменений, как по маслу, против голосовал только я", — подытоживает он.

С точки зрения депутата МО "Город Сестрорецк" в Курортном районе Анатолия Кривенченко, процедура принятия муниципального бюджета формальна, и ни о какой гласности и публичности речи не идет — жители, как правило, вообще не в курсе, где и в какой форме проводятся слушания. "Я считаю, сознательно все делается для того, чтобы население и представители общественных организаций знали об этом как можно меньше, чтобы, не дай бог, кто-то не пришел и не задал насущные вопросы", — подчеркивает он.

"Но дело еще хуже, — продолжает Кривенченко. — Даже те процедуры, которые предусмотрены нормативными актами муниципального совета, очень часто нарушаются, обсуждение практически не ведется. Это происходит благодаря монопольной составляющей депутатского корпуса: например, в нашем совете это единороссы и примкнувшие к ним коммунисты".

Об участии в процедуре жителей и об их влиянии на процесс, по словам депутата, смешно вспоминать, ибо даже самим народным избранникам, если они представляют оппозиционные силы, всячески препятствуют в получении информации — как о будущем, так и об исполнении прошлого бюджета. "К примеру, на мои запросы не дают ответов. Если уж депутатские полномочия нарушаются, что говорить о простых людях?" — поясняет Кривенченко.

"При этом во многих образованиях в бюджет закладывают огромные цифры на содержание своего аппарата — это миллионы, порой десятки миллионов рублей. Но это лишь то, что лежит на поверхности. Система МСУ, сложившаяся сейчас в Петербурге, на мой взгляд, ущербна в принципе, — резюмирует депутат. — Это искусственно созданная ситуация, не имеющая ничего общего с истинным самоуправлением".

Депутат МО № 6 (Адмиралтейский район) Александр Шуршев свидетельствует о том же самом. Никакой информации о предстоящих слушаниях нигде не было, кроме как в муниципальной газете, которую можно найти только в помещении самой местной администрации. "Я пытался проинформировать побольше людей, расклеивал объявления, но в администрации сразу после этого начали говорить, а не перенести ли слушания в другое помещение", — рассказывает Шуршев. По его словам, примерно 15–20 человек на слушания все же пришли, причем задавали и неудобные вопросы, связанные в основном тоже с неумеренными тратами муниципалов на собственное содержание.

В МО № 6 больше половины бюджета тратится на содержание местной власти — вся казна составляет примерно 30 млн рублей, из них около 12 миллионов расписывается по статье "содержание", а еще около 5 млн рублей идет на содержание муниципального учреждения "Помощь". В этом учреждении числятся депутаты, которым по закону не положено бюджетное содержание, а таким образом они все же умудряются получать зарплату. Раньше таких учреждений — которые могут создаваться любым муниципальным образованием — было больше, но затем решили сократить количество до одного.

На благоустройство же идет лишь около 9 млн рублей — это озеленение, установка скамеек и детских площадок, замена дверей в парадных и т. д. Остальные 4 млн рублей направят на патриотическое воспитание молодежи, расходы на опеку и попечительство и все остальное. Александр Шуршев говорит, что тоже голосовал против бюджета: "Средства на содержание муниципалов можно было бы потратить более эффективно", — говорит он. Депутат отмечает, что в целом бюджет МО сократился, в том числе субсидии из городского бюджета (отметим, в 2009 году, по оценкам некоторых экспертов, объем субсидий муниципалам сократился на 82%), однако расходы на содержание власти, хотя и снизились в абсолютном исчислении, в процентном соотношении выросли.

Он, однако, говорит и о том, что немало предложений, прозвучавших на слушаниях, были так или иначе учтены в бюджете. То есть ходить на слушания — не такое бесполезное дело, и будь участников больше, возможно, им удалось бы добиться и более заметных изменений.

Валерия Стрельникова, Максим Молотков

Источник: Закс.Ру

Код для вставки в блог: