ТСЖ – как много в этих трёх буквах

Расхожий лозунг-кричалка «Нету большего греха чем реформа ЖКХ» уже давно на повестке дня. А ТСЖ в народе не без оснований расшифровывают как «Теперь совсем ж…» Почем так происходит? Разберёмся, вооружившись цифрами, фактами и законами нашей страны. 

В ноябре руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) Владимир Ефимов заявил, что в России фальсифицированы около 95 процентов общих собраний жильцов по выбору компаний для управления многоквартирными домами. Чиновник отметил, что, по официальным данным, менее четырех процентов домов не определились со способом управления жильем. В реальности же большинство собраний жильцов были проведены незаконно: вместо всех собственников договор на управление домом подписывался одним или двумя жильцами, сказал Ефремов. В связи с этим ФАС намерено завести серию антимонопольных дел.

Страшная цифра озвучена федеральным высокопоставленным чиновником, озвучена, открыто и в специальном докладе и для прессы. Традиционно, для официальных данных, эта цифра занижена, даже учитывая почти стопроцентное определение результата выбора фальсифицированным. Здесь учитывается, только те дома, которые выбирали способ управления после марта 2008 года.

        Мы же знаем, что ровно такой же процент нелигитимности выбора управления собственниками помещений в многоквартирных домах в предыдущий период реализации жилищной «реформы» с 2005 по 2007 года. Фактически из всех созданных ТСЖ,   только у тех же 5 % , что и в докладе чиновника, так или иначе, соблюдены все требования жилищного и гражданского законодательства при проведении процедуры организации голосования и регистрации товариществ.

Что означают эти цифры? Они означают, одно – возбуждать надо не антимонопольные дела, а уголовные. Все эти слова- антимонопольное дело, фальсификация, незаконно проведённые собрания, не более чем эвфемизмы. Правильные слова это – мошенничество (2, 3, 4 части статьи 159 УК РФ), Нарушение неприкосновенности частной жизни (Статья 137 УК РФ), Вымогательство (Статья 163 УК РФ), Регистрация незаконных сделок с землей (Статья 170 УК РФ), Злоупотребление полномочиями (Статья 201 УК РФ), Самоуправство (Статья 330 УК РФ), Злоупотребление должностными полномочиями (Статья 285 УК РФ), Превышение должностных полномочий (Статья 286), Служебный подлог (Статья 292 УК РФ), Халатность (Статья 293 УК РФ), Фальсификация доказательств (Статья 303 УК РФ), Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (Статья 327 УК РФ).

Кроме этого при реализации схемы захвата общедомовой собственности и оформления придомового земельного участка не обойтись без таких составов преступлений, как Дача взятки и Получение взятки (Статья 291, 290 УК РФ), Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (Статья 294 УК РФ). Нарушаются или не исполняется   ряд статей Земельного кодекса, Жилищного кодекса, Гражданского кодекса ( п.7 ст.36 ЗК РФ, п.1 ст.36 ЖК РФ, п.З ст.36 ЖК РФ, п.1 ст.46 ЖК РФ, п.4 ст.41 ГрК РФ, п.4 ст.43 ГрК РФ, и при окончательном оформлении придомового участка не исполняется и нарушается Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, а именно, ч.З (п.1 и п.2) ст.27 «Отказ в осуществлении кадастрового учёта» если размер ЗУ не соответствует предельным минимальным размерам ЗУ).   Применительно к созданию и регистрации ТСЖ, нарушается конституционное право граждан на добровольность членства в общественных организациях. (Статья 30 Конституции РФ)

        Таким букетом из   составов преступлений украшено каждая реализованная до конца процедура захвата управления многоквартирным домом. В последнее время к этому прибавилось ещё хищение средств из бюджетов региона и Фонда содействия реформе ЖКХ, выделяемых на капитальный ремонт МКД. (статьи ст. 159 и 160 УК РФ, 285.1 УК РФ,   и ряд статей Бюджетного кодекса РФ)

Именно этим набором статей, сейчас оцениваются результаты деятельности многочисленных групп, так называемых «рейдеров» в сотнях судебных процессах по всей стране. И именно эти статьи игнорируются в тех редчайших судебных делах, когда инициативные граждане находят в себе силы дойти до суда. Если считать за точку отсчета 2005 год, год вступления в силу Жилищного кодекса, то за это время, по всей стране (!) прокуратурой заведено не более нескольких десятков уголовных дел, примерно столько же подано в суд по оспариванию результатов голосования! Ещё меньше дел доведено до логического конца. Причём наказано виновных – ноль! В лучшем случае отменена регистрация ТСЖ. Но сейчас и эта практика в прошлом. Теперь такие дела до суда не доводятся или по ним принимаются неправосудные решения.

К каким последствиям приводит развитие этой ситуации. Ведь фактически после того, как незаконно создано ТСЖ,   незаконно проведено собрание собственников помещений по выбору управляющей компании и решение собрания реализовано, к средствам собственников, к бюджетным субсидиям, к общедомовой собственности получают доступ и право распоряжаться неправомочные граждане и организации!

  Граждане России окончательно   теряют возможность и право проверить, куда ушли их деньги, теряют право на государственную, судебную защиту, теряют право на информацию, и, как уже случается, теряют право на собственность, как личную, так и общедолевую. В том числе и на землю, придомовой участок, который составляет «львиную» часть стоимости их недвижимости в виде квартиры в этом доме.

А также граждане и государство не контролируют, кто и на что тратит деньги, выделяемые на капитальный ремонт домов. Государство - потому что отдало на «откуп» частным управляющим компаниям проведение капитального ремонта.   И потому что само, в лице своих администраторов, от самых высших до низовых участвует в коррупционной схеме захвата управлением МКД. Граждане - потому что, рядом подзаконных актов они выведены из числа участников, заказчиков и контролёров процесса организации капитального ремонта.

В результате решения о занесении дома в адресную программу по ремонту, составление сметы, выборе видов работ по ремонту, выборе подрядчика, материалов принимают не жители, т.е. на самом деле заказчики работ, а незаконно распоряжающиеся от имени их   субъекты. Акты приёмки работ, проверку качества этих работ, так же проводят не жители. Это тоже вопиющее нарушение законов нашей страны, да и здравого смысла. Апогеем всего этого является то, что в рамках «реформы» проводится выборочный ремонт зданий, не по выбору заинтересованных людей, и не комплексный, на что собственно, и должны были выделяться деньги из фонда. По закону эти средства выделяются одному дому, только один раз. И если в доме по решению «управляющей» компании отремонтировали кровлю или заменили трубы ГВС и ХВС, то остальной ремонт, скажем, изношенного электрооборудования или лифтов, или канализации собственникам уже придётся делать за свой счёт.  

Но это не все последствия творимого с подачи чиновников и крупного капитала преступления.   Деньги, в конце концов, в нашей стране воруют уже не одну сотню лет. Но даже в полностью криминализированном государстве, превращенном в сырьевой придаток западных стран, с марионеточным правительством и продажной олигархией,   разрушенной промышленностью, извращённой нравственностью, не может пройти даром этот апокалипсический обман миллионов. Ведь дело касается последнего, что осталось у многих жителей нашей страны – жилья, крыши над головой.

Дыры в законодательстве позволяют недобросовестному управленцу, не просто получать с жителей деньги и тратить их бесконтрольно, но и пользуясь правом собственности, делегированным ему в результате реализации преступных схем, заложить, например, многоквартирный дом или его часть в банк и получить кредит. Отдавать его в лучшем случае придётся самим жителям, под страхом лишиться крова, в худшем грозит переселение в более дешёвое жильё, после того, как сам дом отойдёт за долги банку. И это самая простая схема, которая приходит на ум. Но не самая невозможная. Так, кто же эти управленцы и почему они слетелись на этот сектор экономики страны, как мухи?!

По разным оценкам объем рынка по управлению жилым фондом оценивается от 1,2 до 3   триллионов рублей ежегодно . Конечно, не нефтебизнес, но зато и вложения минимальны. Знай, стриги купоны.

Так как ни в одном постановлении правительства, за обозримый период, ни чего не сказано про капитальный ремонт и замену износившейся инфраструктуры (трубопроводы, газопроводы, подстанции энергохозяйства, подземные и воздушные линии электропередачи и многое другое, что относится к жизнеобеспечению жилых домов), то, ни   кто и не собирается этим заниматься. Но это всё требует максимальных капиталовложений уже не один десяток лет. И если после многочисленных обращений в правительство был создан фонд содействия реформе ЖКХ, (но, как заметим ниже, создан он для легитимного увода гигантских бюджетных средств), то фонда для капитального ремонта инфраструктурных объектов создано не было. Их не ремонтируют и не заменяют. Нигде. Ряд техногенных катастроф в последнее время – этому подтверждение. Теперь за одни трубы отвечает одно ведомство – поставщик частник, за другие – другое, тоже поставщик частник. Собственники отвечают за оборудование внутри дома. Но, поставщики-монополисты не намерены тратить свои сверхприбыли на невыгодную и нерентабельную работу по замене коммуникаций. В существующих условиях и заставить их не кому. Пресловутый «рынок» здесь не работает. Да и не для вложения денег рвались они, совершая преступление за преступлением, на этот рынок .

Кто же   эти они?

В России зарегистрировано около 10 тысяч частных управляющих компаний и порядка 70 тысяч товариществ собственников жилья. Для регистрации управляющей компании нужно лишь 10 тысяч рублей. Годовой бюджет одного не маленького, но и не самого большого МКД около 10 миллионов рублей. Обычно одна компания управляет несколькими домами, а бывшие Жилкомсервисы, ДЕЗы и другие, бывшие же государственные обслуживающие компании, ставшие в одночасье частными, управляют сотнями домов. Но всё вышеописанное верхушка айсберга. Так сказать, наблюдаемый нами сейчас процесс. Начинался   же и планировался этот процесс давно. Сегодня реализуется последняя, катастрофическая для нас, его часть. Схематично этот процесс выглядит так.

Объявление бесплатной приватизации жилья – ваучеризация. Но, только, раздаются населению не бестолковые радужные бумажки с надписью 10000 рублей, а очень и очень дорогая недвижимость.         (Тут, правда, заговорщики немножко просчитались, из-за нерасторопности, врождённой недоверчивости вверенного им народа, приватизация, неоправданно затянулась)

Развал обслуживающей инфраструктуры, путём непрерывных преобразований, переподчинений, изменений предметов ведения, приватизации и превращения в монополистов поставщиков ресурсов. При непрерывном промывании мозгов граждан, заклинаниями о совершенстве системы ЖКХ после прихода туда частного бизнеса.

Принятие закона о кондоминиумах (1996 год). Закон не сработал. Не сработал, так как на удивление хороший закон оказался направлен именно на развитие самоуправления и малопроницаем для искажений и толкований. Правда, к тому времени оказалось ещё очень мало приватизированных квартир. Надо понимать, что вообще реформы и реформа самоуправления и ЖКХ – это очень длительные реформы. Не терпящие резких движений. Это реформы связанные с изменением мышления огромного количества   людей. Это реформы на десятки лет. Но воры не могли столько ждать.

С учётом ошибок началась работа над Жилищным кодексом, параллельно, сознательно продолжала разрушаться единая система управления инфраструктурой ЖКХ. Повышались и запутывались тарифы. Жилищный кодекс был принят и вступил в действие одновременно с законом о монетизации льгот. Это взаимосвязано. Но народ восстал. Пришлось часть живых льгот оставить. Но не отменить принцип. Просто окончательное решение этой проблемы отложили на время. Кстати, время это настаёт в новом году.

Власть совершает «системную ошибку», начинает насильственную ТэСэЖацию. «Ошибка» в том, что ворам показалось удобным и быстрым – создать ТСЖ, а оно само «выберет» нужную власти управляющую компанию. Но поскольку сама идея ТСЖ и управление МКД этим ТСЖ,   идея изначально здравая (пусть не в наших условиях), нашлись граждане, быстро понявшие все выгоды самоуправления. Из-за этих «самостоятельных» ТСЖ, система стала давать сбои. Более того, такие ТСЖ стали примером для других. Компанию свернули.

Если брать пример Санкт-Петербурга, то «Жилкомсервисы» учитывая «ошибки» тэсэжации, перешли к более дешёвой и беспроигрышной схеме закрепления за собой МКД. Подложные заочные голосования, предусмотренные Жилищным кодексом. Тут им на руку сыграло не полностью проведённая приватизация. Районные   жилищные агентства получили право голосовать от лица муниципальных нанимателей.   Проводимые конкурсы (75 постановление Правительства РФ) по выбору управляющей компании, среди « не определившихся»,   после последнего продления вступления в действия Жилищного кодекса, сначала испугали воров и дали надежду жителям, но всё получилось, как всегда. К конкурсам, проводимым администрациями районов, допускались, только «правильные» компании. В основном «дочки» «Жилкомсервисов» или компании, созданные под чутким руководством чиновников Жилищного комитета. Таким образом, жилищный фонд оставался всё в тех же руках.

После нескольких реорганизаций началась приватизация обслуживающих фирм. С передачей контрольного пакета акций, до этого принадлежащего региону, в частные руки. До этого были зарегистрированы аффилированные властными структурами частные управляющие компании, которые   и стали по коррупционным схемам скупать районные «жилкомсервисы».

Сейчас, когда начали работать программы выделения «целевых» субсидий из фонда содействия реформе ЖКХ, а также бюджетное финансирование, цена оформления придомового участка (а оформление такого участка, является непременным условием выделения денег из фонда) многократно увеличилась. Видные чиновники Жилищного комитета, обеспечивающие всё это время «нужное» развитие жилищной реформы ушли с государственной службы. Одни, инициировав создание сотен   управляемых ТСЖ и «подтянув» их под себя в частную компанию им же и зарегистрированную с иностранным капиталом. Пример - ОАО "Сити-Сервис", "дочка" литовского холдинга City Service ("Рубикон"), начало работу в Петербурге в сентябре 2006 года, когда приобрело ОАО "Ремонтно-строительное предприятие". Позднее компания купила ЗАО "РЭС N 1" и ОАО "Спец РНУ", что сделало ее крупнейшей частной управляющей компаний на рынке ЖКХ в Петербурге. Компания работает в Латвии, Литве и на Украине.   Международный холдинг «Сити Сервис» пришел на российский рынок в 2006 году.

В настоящее время в России работает пять дочерних предприятия группы «City Service».

Другие, находясь на высоком административном посту, создали Некоммерческое партнерство предприятий жилищно-коммунального хозяйства «Жилищный комплекс» и перепрыгнули в кресло его   управляющего. В нашей стране даже самые хорошие идеи извращаются до полного зеркального отображения и меняют знак на противоположный. Так СРО, по определению, общественные организации, членство в них добровольное, для потребителя СРО гарантирует качество услуг, товаров, работы члена организации,   СРО это элемент демонополизации отраслей. Но это на бумаге или в каких-то других странах. У нас же это создаётся трест с жёсткой политикой. Только члены СРО   смогут работать в сфере управления, а, скорее всего, нас ждёт череда слияний и поглощений. И сплошная монополизация. И если раньше мы ходили жаловаться в Жилищный комитет, то скоро, мы потеряем и эту возможность.

Такова питерская схема. Но и во всей стране события развиваются аналогичным способом и в одно и тоже время, пусть и с другими персоналиями. Напрашивается вывод о едином руководящем центре. С учётом образования федеральным правительством бесконтрольного фонда содействия реформе ЖКХ, вывод этот приобретает жёсткость истины. Тоже самое относиться, вообще-то, ко всем национальным проектам.

Что делать?

Нам. Если ещё не поздно, знать об этом, писать и выражать протест. Развивать самоуправление. Создавать свои управляющие компании в рамках дома, квартала. Ведь нам не нужны большие управляющие компании, в каждом доме найдётся человек, и не один, разбирающийся в этих не сложных проблемах. Нам нужны качественно работающие обслуживающие фирмы. Водопроводчики, электрики, столяры. Может быть бухгалтера.

Государству. Срочно остановить длящееся преступление – рейдерский захват МКД, общедолевой собственности, придомовых участков. Провести крупномасштабную правовую ревизию решений собственников о выборе способа управления и управляющей компании. Отменить все неправомочные решения.   Продлить сроки приватизации и выбора способа управления до того момента, когда общество созреет до осознанного выбора. Повышать образование, популяризовать знания о жилищном законодательстве. Привести это законодательство в соответствие с конституцией. Найти и наказать виновных в преступлениях при организации процедур собраний собственников. Предоставлять помещения для проведения очных собраний граждан. Воссоздать единую систему управления и контроля над инфраструктурными объектами ЖКХ. Начать санацию и замену коммуникаций. Ликвидировать монополизм поставщиков ресурсов. Не проводить неподготовленную монетизацию льгот. Учитывать мнение граждан при рассмотрении тарифов. Одним словом, соблюдать Конституцию.

Иван Новиков

Кандидат в муниципальные депутаты по 54 МО

Код для вставки в блог: