Фракция КПРФ внесет на рассмотрение питерского парламента пакет законопроектов в защиту свободы собраний

Депутаты-коммунисты внесут на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пакет законодательных инициатив, направленных на реализацию и расширение конституционных прав граждан в сфере массовых публичных мероприятий.  

Как известно, международное и российское законодательство содержит недвусмысленное указание на право граждан проводить мирные собрания и свободно выражать свою позицию по тем или иным аспектам общественной жизни. Эта норма закреплена в Конституции РФ (ст.64), во Всеобщей декларации прав и свобод человека (ст.20), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.21), а также в Европейской конвенции прав человека (ст.11), которая ратифицирована Российской Федерацией. Детальный порядок проведения массовых акций содержится в Федеральном законе № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Однако  ни для кого не секрет, что ряд положений этого закона, также как и сложившийся порядок их применения российскими властями и силовыми структурами никак не согласуются с заявленным статусом России как демократического государства. Более того, при подготовке и проведении конкретной массовой акции зачастую складывается впечатление, что сам этот закон – лишь насмешка над фундаментальными правами граждан.

Какие же поправки в существующее федеральное  законодательство намерены инициировать питерские коммунисты?

Во-первых, речь идет о необходимости четко зафиксировать такие фундаментальные нормы как «свобода проведения публичного мероприятия», «обязанность государства защищать любое мирное публичное мероприятие», а также «соразмерность ограничений в отношении проведения публичных мероприятий».

Во-вторых, предлагается исключить из сферы действия 54-ого закона такую форму собрания граждан как встреча избирателей со своим депутатом независимо от того, проводится ли эта встреча в помещении или на улице. Связано это с тем, что в настоящее время сотрудники милиции зачастую квалифицируют такие встречи как незаконные собрания, что приводит к нарушению обоюдных прав как депутата, так и граждан. Происходят задержания ни в чем не повинных людей, срывается нормальный процесс диалога народных избранников со своими избирателями.

В-третьих, необходимо расширить перечень массовых гражданских акций, не требующих бюрократического согласования при их проведении. К числу таких мероприятий предлагается отнести пикеты численностью до 5 человек и собрания численностью до 10 человек. По мнению коммунистов, необходимость такой законотворческой новации диктуется тем, что обе эти формы не предполагают использования звукоусиливающей аппаратуры, не могут нарушить нормальное движение транспортных потоков, отличаются малочисленностью, а значит, не представляют никакой угрозы для общественного порядка.

В-четвертых, предлагается предусмотреть вероятность складывания таких ситуаций, когда предварительное уведомление о желании провести публичное мероприятие не представляется возможным по объективным временным причинам, а событие, приведшее к желанию провести акцию, вызвало широкий общественный резонанс. К таким ситуациям вполне может относиться как массовое негодование по поводу крупного теракта, так и массовое ликование по поводу значимой дипломатической или спортивной победы. Представляется,  что при складывании таких экстраординарных ситуаций милиция не должна препятствовать стихийным собраниям граждан , а ограничить властные функции охраной общественного порядка.

В-пятых, представляется крайне важным зафиксировать в законе четкий перечень оснований , по которым орган власти мог бы предложить организатору акции изменить заранее заявленное место (время) проведения акции . В настоящее время такой перечень в законе отсутствует, что с завидной частотой используется властью как благовидный предлог для различных ухищрений, которые заставляют граждан менять место проведения мероприятия на малопригодное либо вообще отказываться от его проведения. Доходит до гротескных ситуаций, когда граждане, желающие выразить свое отношение к работе телерадиокомпании, направляются для проведения акции к зданию музея. То есть происходит своеобразная девальвация принципа свободы собраний.   

И, наконец, в-шестых, предлагается увеличить срок рассмотрения уведомлений о проведении акций, посвященных крупным праздничным и памятным датам, предоставив организатору таких акций подавать заявку не за 15, а за 30 суток до дня их проведения .  

Вот с  таким, достаточно солидным пакетом корректировок к закону о митингах и демонстрациях, намерены в самое ближайшее время выйти депутаты от фракции КПРФ. По мнению коммунистов, эти поправки позволят существенно демократизировать процесс организации массовых гражданских акций, вернуть принципу свободы собраний его первозданное народное звучание.  

Пресс-служба фракции КПРФ      

Код для вставки в блог: