Политическая социология: Протестные настроения

Представляем Вашему вниманию аналитический обзор, подготовленный сектором политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ. 

Протестные настроения

         Мониторинг протестных настроений в начале февраля дал результаты, подтверждающие, согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», тенденцию, которая может быть обоснованно признана долговременной. Иными словами, протестные настроения разделяет примерно треть респондентов (30%) против почти двух третей (62%), чуждых «протестантства». Обычно официозная аналитика ставит этот показатель во главу угла всех своих объяснительных схем, делая при этом далеко идущие выводы  относительно якобы ограниченности протестного потенциала, существующего в обществе, и бесперспективности надежд на хотя бы малую эффективность подобных форм социальной борьбы и социального давления. По весьма прозрачному замыслу, такого рода аргументация должна, по всей очевидности, работать никак не в пользу левой идеи, ставя под сомнение ее популярность.

Между тем вывод об исчерпании потенциала протеста представляется несколько скоропалительным и преждевременным: суть дела заключается в том, что недовольство и протестные настроения испытывает гораздо большее число опрошенных по сравнению с теми, кто готов участвовать в каких-либо акциях протеста. Действительно, только менее половины (14%) из числа «протестантов», признающих себя таковыми, заявляют о своей готовности к протестным действиям (весьма возможно, что число реальных участников, состоись такая протестная акция, будет еще меньшим).

Что потенциал протеста может реализоваться в достаточно скромных масштабах, находит свое объяснение, по-видимому, в глубинных традициях отечественной политической культуры. С точки зрения канонов последней, оппозиционность не только никогда не считалась добродетелью гражданина, а напротив, сплошь и рядом угрожала превращением его в изгоя, достойного всяческого общественного порицания, если не просто остракизма. Поэтому для большинства наших сограждан совсем не легко отважиться на открытую демонстрацию своих оппозиционных взглядов, что неминуемо предусматривает та или иная протестная акция, при которой гражданину не гарантирована никакая анонимность в отличие, например, от предусмотренной процедурой выборов тайны голоса.


Страны СНГ: варианты кризисного сознания

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках исследовательского консорциума «Евразийский монитор» представил, по состоянию на сентябрь - ноябрь 2009 г., данные о том, как отразился мировой экономический кризис на экономиках стран СНГ и на экономическом положении их жителей, как отличаются стратегии «выживания» в странах с общим прошлым и  каковы прогнозы развития ситуации.

Жители стран-участниц исследования демонстрируют высокую обеспокоенность кризисом: в наибольшей степени экономическая ситуация тревожит россиян (80%), казахов (79%) и армян (78%). Наиболее сильно ощущают влияние нестабильной ситуации в экономике украинцы - 64% опрошенных жителей этой страны чувствуют его на себе. Несколько ниже этот показатель в Литве (здесь кризис ощущает каждый второй - 49%) и в России (45%). Жители Беларуси реже других респондентов чувствуют влияние нестабильной экономической ситуации (31%).

Главным «симптомом» кризиса остается рост цен на продукты и услуги - в первую очередь, на него указывают украинцы (86%), несколько реже - россияне  и белорусы (81 и 79% соответственно). Второе место в рейтинге главных спутников кризисной ситуации занимает снижение доходов. С ним сталкиваются, главным образом, белорусы (45%) и  несколько реже - украинцы и россияне (43 и 41% соответственно). Третьим по значимости проявлением кризиса является отказ от некоторых товаров -  на него указывают, в первую очередь, белорусы (37%), реже - украинцы (28%) и в наименьшей степени - россияне (23%). На четвертом месте - сокращение заработной платы, с такой ситуацией столкнулись, главным образом, белорусы и россияне (по 20%).

Экономить в сложившихся условиях вынуждены, в первую очередь, жители Армении и Украины (65 и 62% соответственно). На Украине и в России расходы снижает каждый второй (49 и 48% соответственно), в Беларуси - 45% опрошенных. Снижению подвергаются, в первую очередь, расходы на одежду и обувь, причем, в наибольшей степени такая стратегия характерна для жителей Украины (51%) и России (46%).  Несколько реже на одежде и обуви экономят в Беларуси и Казахстане (по 41%). Второй по популярности стратегией является экономия на продуктах питания  - ее придерживаются, главным образом, жители Украины и Беларуси (48 и 47% соответственно), несколько реже - россияне (43%) и в наименьшей степени - жители Казахстана (32%). Расходы на отдых замыкают тройку главных статей экономии, и, в первую очередь, на этом экономят жители России (43%), Казахстана (41%) и Украины (39%). Значительно ниже доля таких респондентов в Беларуси - здесь расходы н отдых урезают только 30% опрошенных. В числе прочих способов снизить расходы - экономия на развлечениях (такой стратегии придерживаются, главным образом, жители России, Казахстана (по 34%) и Беларуси (33%)), крупной бытовой технике и больших покупках (на этом экономят, главным образом, в Казахстане - 42 и 38% соответственно).

Жители стран склонны по-разному оценивать стадию кризиса в своем государстве. Так, большинство жителей Литвы  уверены, что их страна только входит в кризис (76%). На Украине наиболее распространено мнение, что страна находится на пике кризисной ситуации (51%), а среди жителей Казахстана наиболее популярна точка зрения, согласно которой страна уже выходит из трудного положения (42%). Неоднозначно оценивают стадию кризиса в своей стране россияне и белорусы: так, в России респонденты практически в равной степени склонны считать, что страна находится на пике кризиса (31%) и что она уже выходит из него (29%), в Беларуси так думают 30  и 35% соответственно.

В целом, респонденты демонстрируют невысокий протестный потенциал: при ответе на вопрос, какие именно акции протеста они готовы поддержать, большинство опрошенных в России и Беларуси (53 и 66% соответственно), а также на Украине (45%), заявляют, что ни в каких акциях участвовать бы не стали. В то же время, украинцы демонстрируют наиболее высокую готовность к участию в подписях под петициями (27%), митингах (25%) и забастовках (11%).

Источник: КПРФ.Ру

Код для вставки в блог: