Ложный след

или Кому и зачем нужен «десантник Серёга» в роли лидера оппозиции?..  

Гора родила мышь

Г рандиозным политическим телескандалом ознаменовалось в этом году начало февраля. Напомним: выступая в эфире одного из федеральных каналов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал «устаревшей» информацию о том, что он и партия «Справедливая Россия» во всём поддерживают Владимира Путина.

Более того, господин спикер чуть позже добавил, что не одобряет антикризисных мер, которые осуществляются под руководством главы правительства.

Заявление Миронова, как говорят в подобных случаях, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Дело в том, что как бы лидер этой как бы оппозиционной как бы партии и прежде позволял себе выражать несогласие с отдельными действиями властей. Порой Сергей Михайлович, насупив брови и добавив металла в голос, мог даже (о ужас!) покритиковать «Единую Россию». Но замахиваться на непререкаемый авторитет «национального лидера», сиречь Владимира Путина, глубокоуважаемый старший сенатор никогда себе не позволял.

Более того, перед последней президентской кампанией Миронов был одним из самых активных проповедников третьего срока для несравненного Владимира Владимировича. И вдруг... такое! Само собой разумеется, «конкурирующая фирма» в лице разномастных медведей не заставила себя долго ждать. Уже на следующее утро после «судьбоносной» телебеседы Сергея Миронова с Владимиром Познером в спикера Совфеда полетели огненные стрелы. Разнообразные единороссы, в том числе бывший анархо-синдикалист Андрей Исаев, с видимым удовольствием «оттоптались» на и без того помятом лице Сергея Михайловича. Припомнили Миронову, что он-де обязан Путину всем, что у него есть, окрестили негодника подзабытым политическим ругательством «ренегат» и единодушно потребовали его отставки. При этом активисты «партии власти» не без самодовольства напомнили, что именно «Единая Россия» располагает большинством как в Совете Федерации, коим уже девятый год рулит проштрафившийся Миронов, так и в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, которое делегировало «отступника» в верхнюю палату федерального парламента.

Однако уже спустя несколько часов «медвежий» азарт заметно поугас. Выяснилось, что спихнуть в одночасье ставшего неугодным Миронова им не позволяет регламент Совета Федерации. Обозвав «ренегата» Кощеем (за то, что тот обеспечил себе аппаратное политическое бессмертие), московские единороссы ещё немного понервничали для вида и успокоились. Питерские же их собратья на заседании Законодательного Собрания в тот же день просто малость пожурили своего «нерадивого» посланца, и ни о каком отзыве сенатора от северной столицы речи даже не шло. А ещё через неделю «единые» и «справедливые» заключили пакт о сотрудничестве и вместе поклялись в верности «национальному лидеру». В общем, гора, как говорится, родила мышь, а стрелы, направленные в сторону третьего лица в государстве, на поверку оказались бенгальскими огнями. Но в политике ничего не бывает случайно. И потому, отбросив всякую иронию, зададимся вопросом: что же могло случиться такого, что вынудило, мягко говоря, сверхлояльного Миронова сделать шаг, который самые рьяные единоросы поначалу назвали «политическим самоубийством»?..

Балтийский десант

А случилось вот что. За несколько дней до искромётной экзерсиции Сергея Михайловича произошло событие, которое главные телеканалы страны постарались, скажем так, не выпячивать. Но в Интернет-ресурсах, пока что неподвластных цензуре, освещение его было весьма широким, не говоря уже о последовавшем резонансе.

30 января в Калининграде прошёл митинг гражданского протеста. Изначально на него собирались прийти автовладельцы, недовольные повышением транспортного налога и состоянием дорог. Прежде подобные акции проходили и в других регионах - в частности, на Дальнем Востоке, и не раз заканчивались столкновениями протестующих с милицией. Однако массовыми при всём уважении к их участникам эти мероприятия назвать можно было с большой натяжкой, и особого дискомфорта властям

они не причиняли.

В Калининграде же события развивались иначе. Если прежде на протестные акции там собирались считанные сотни горожан, то на сей раз к Дому Советов пришли около десяти тысяч человек. Привела их на митинг далеко не только солидарность с автолюбителями и даже не жуткое состояние дорог. Не секрет, что в Калининграде - самые высокие в России цены на продовольствие. Кроме того, состояние рынка труда в западном эксклаве страны таково, что квалифицированную работу по специальности днём с огнём не сыскать даже выпускнику-краснодипломнику, если у него нет «мохнатой лапы» в искомом месте.

Тёмных красок в общий мрачный фон добавило и банкротство местной авиакомпании - системообразующего предприятия для региона, оторванного от «большой России». А с нового года сюрпризы от власти дополнились резким ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, качество которых, разумеется, в лучшем случае осталось прежним.

Иными словами, критическая точка оказалась пройдена. И собравшиеся на площади - а среди них впервые в истории Балтийского края оказались сторонники всех без исключения политических сил (кроме, разумеется, «Единой России»), - начав с запланированного лозунга «Снизить транспортный налог», закончили митинг самым страшным для нынешней власти требованием: «Путина - в отставку!».

Через считанные часы в Калининград примчались ревизоры - полпред президента на Северо-западе Илья Клебанов и даже заместитель генпрокурора Александр Гуцан. Вызвав из едва начавшегося отпуска губернатора Георгия Бооса, они стали разбираться, как такое могло случиться. Шутка ли - совсем распоясалась чернь, на самое святое покуситься осмелилась! Кто дозволил?.. Оргвыводы последовали мигом - губернатору «не для прессы» в последний раз посоветовали больше такой «демократии» не допущать, а куратор региона из центрального аппарата «ЕдРа» и вовсе отправился на вольные хлеба. И засим всё вроде бы затихло. Ан нет.

Выхухоль снова на марше

Буквально на следующий день после разбора полётов в Калининграде, собственно, и последовал «судьбоносный» демарш Сергея Миронова. И, в общем-то, всё встало на свои места. Здесь даже не нужно ничего долго объяснять. Власть не на шутку испугалась того, что народный протест, как-то внешне притихший после памятного «монетизационного» января 2005-го, способен вырваться из-под контроля в любой момент в любом месте, даже не в столь проблемном, как Пикалёво. А раз так - значит, нужно отвлечь внимание. Американцы в этом случае начинают усиленно бороться с терроризмом на всей планете.

Но в нашем случае это был бы не самый актуальный ход, да и ситуация в «профильном» северокавказском регионе России пока к тому не располагает. Выходит, перевести стрелки надо иным способом. Вот и пригодился снова (да и ещё, очевидно, не раз пригодится) верный «десантник Серёга», давно привычный к немыслимым для иного политика кульбитам.

Уже мало кто помнит, как около десяти лет назад прежний записной радикал-демократ из Законодательного Собрания Петербурга, волею самодержца вознесённый на третью позицию в общегосударственной иерархии, организовал собственную Партию Жизни. При невнятности программы и колоссальных затратах на всевозможный пиар она запомнилась разве что инициативой по спасению животного под названием «выхухоль». Прошло несколько лет - и упомянутая РПЖ, аутсайдер множества избирательных кампаний, пристёгивается к новому кремлёвскому проекту «Справедливая Россия». Активно действуя теперь уже на левом политическом фланге и размахивая красными знамёнами, мироновское крыло партии власти сделало немало для того, чтобы запутать избирателя, потенциально близкого к социалистическому выбору. Достаточно вспомнить последние кампании по избранию Законодательного Собрания Петербурга и Госдумы в 2007 году. Кстати, именно тогда почётный доктор десятка вузов вспомнил молодость и предстал перед публикой в образе «десантника Серёги», желая, видимо, общипать до кучи ещё и привычный электорат ЛДПР. Но выборы прошли, и о «Справедливой России» заговорили как об отыгранной карте.

И вот Кремль снова даёт этой политической обманке поиграть в звёздный час. На фоне неизбежного и объективного роста протестных настроений в стране, пожинающей плоды реализации «плана Путина», власти опять потребовалось направить народное недовольство по ложному следу. Очевидно, что из сегодняшних политических сил России партией как таковой и оппозиционной партией в частности является только КПРФ. Именно коммунисты последовательно выступают за изменение социально-политического строя, за гражданские права, беспардонно и пока безнаказанно попираемые властью. Заметим, что ключевое слово в предыдущей фразе - «пока». Прекрасно осознавая перспективы для себя в ином случае, власть опять пытается реанимировать мироновскую «партию небритого социализма». Ход понятный - активная раскрутка «бравого десантника» с элементами антипутинской риторики позволит переключить внимание части неравнодушных людей, дезориентировать их и отвлечь от антикризисной программы КПРФ, которая даёт чёткий ответ на два извечных русских вопроса - «Кто виноват?» и «Что делать?».

Главный же вывод из всей этой истории - разумеется, не в дальнейших политических перспективах господина Миронова, которые, кроме него самого, мало кому интересны. Главное - в том, что для этой власти прозвучал уже второй звонок. Первый, как мы уже отмечали, остался в далёком 2005-ом. Говоря же о третьем, напомним недавнюю реплику Геннадия Зюганова: «Если в Москве на акцию протеста выйдет 100 тысяч человек, Чубайс сразу улетит из страны, выведем 200 тысяч - сразу уйдёт правительство, а 300 тысяч - будем управлять страной. А пока что на кухне матерятся, дома ругаются, а пойти защитить свои права никак не раскачаются». Так вот десять тысяч калининградцев раскачались.

Стихийно вышли сказать Путину «Уходи» 2,5% жителей города. Для Москвы этот показатель - около 400 тысяч, для Питера - около 150 тысяч человек. Трудно? Отнюдь. Поэтому когда прозвучит третий звонок нынешней власти - зависит только от нас.

Сергей СВЕРЧКОВ

Код для вставки в блог: