"Иудейка"- провокация Кехмана

Речь пойдёт об операх. Вернее, об одной опере, ставшей в умелых руках оружием разжигания межнациональной розни. Все наслышаны о новой ужасной выходке «русских фошшыстов», якобы сообщивших о том, что Михайловский театр заминирован. Однако подробностей истории, связанной с этой постановкой, практически никто не знает, а между тем это весьма и весьма поучительная история. 

Начнём с того, что оперы под названием «Иудейка» в природе не существует. Написанная в 1835 году известным французским композитором Фроманталем Галеви, опера La Juive в русской варианте называется "Жидовка", о чём знает любой музыковед, и что записано во всех без исключения музыкальных справочниках. Учитывая, что слово «жид» в то время было литературной нормой и никакого ругательного значения не имело, русское название было вполне закономерным. Однако уже к концу XIX века название национальности стало ругательством. Какие у этого причины – тема отдельного большого профессионального исследования, но после революции в Советской России опера шла под другим названием. Советские музыковеды нашли название, под которым опера впервые ставилась на территории России в немецком театре. И именно под этим названием – «Дочь кардинала» - она и шла в театрах Cоветского Cоюза. Да-да, вполне себе шла, хотя сейчас и принято в определённых кругах говорить о том, что её не ставили в связи с политикой «государственного антисемитизма в СССР». Шла, правда, нечасто. Формат «большой оперы» из целых 5 актов с сильно усложнённым сюжетом – формат весьма специфический. Чем не устроили бывшего торговца фруктами, а ныне директора театра г-не Кехмана дореволюционное и советское названия, остаётся только гадать. Но тем не менее, Кехман сотоварищи взял на себя смелость переименовать оперу известнейшего французского композитора. Случаи переименования опер в истории случались. Кроме "Жидовки" – "Дочери кардинала," например, по вполне понятным политическим мотивам опера «Жизнь за царя» Глинки шла в СССР под названием «Иван Сусанин». Однако отметим, что подобные решения принимались не одним отдельно взятым Кехманом, а на высоком государственном уровне.

Опера, надо сказать, была заявлена и разрекламирована как премьера мирового масштаба. Тому подтверждением и космополитический состав – солисты из Уругвая, Голландии и Италии, режиссёр из Франции, словацкий дирижер... Но вот что должно было по замыслу постановщиков бить на повал – так это осовременивание происходящих событий. Тема холокоста, уже со всех сторон навалившаяся не несчастных "россиян", муссируется вновь и вновь. Причём, будучи притянутой за уши, смотрится особенно мерзко и уродливо.

Судите сами: по сюжету оперы кардинал осуждает на смерть сыновей еврейского ювелира Елизара. В отместку тот крадёт его дочь, и воспитывает, как свою, в иудейской вере. По прошествии значительного времени в красавицу Рахиль влюбляется местный герцог. И, чтобы ухаживать за еврейкой, сам притворяется евреем Самуилом. Елизар, узнав обман, пытается убить герцога, но тщетно. Заканчивается история, как и положено по канону, трагично. По приказу кардинала Рахиль казнят, после чего Елизар говорит кардиналу, что он велел казнить собственную дочь, и тот падает без чувств. Таков сюжет этой оперы. А на сцене Михайловского театра мы будем наблюдать нацистских молодчиков со свастиками на рукавах, избивающих вдесятером еврейских стариков, злобных маньяков эсэсовцев, затянутых в чёрную кожу, глумящихся над раввинами. Посмотреть куски этой вакханалии можно на сайте канала 100ТВ. «Холокост коснулся каждой семьи» - говорит режиссёр спектакля. И, более того, говорится в сюжете, насколько современна данная тема для нынешнего общества! Как подобная переделка сочетается с классическим каноном большой оперы – остаётся лишь гадать.

Можно не сомневаться, что именно после просмотра этого сюжета по ТВ проблема отношения к евреям в нашем обществе действительно несколько заострится. «Да зачем же театр превращают в хоральную синагогу?». «Для кого в этом театре делают спектакли?» - такими вопросам задаются пользователи Интернета, отнюдь не замеченные ранее в каких-либо националистических настроениях.

Закономерным итогом всего этого провокационного пиара и дешёвой экспрессивной рекламы стало нарастающее чувство протеста в обществе. То, что от этого проект г-на Кехмана получил ещё большую рекламу, да ещё и  со скандальным душком «межнациональной розни» - факт.

Скандальная и пошлая реклама – не новость для Владимира Абрамовича Кехмана, в прошлом – торговца фруктами, а ныне директора одного из известнейших театров страны. Именно с его именем связывают «креатив» «съел банан – спас мир».

Кроме бананов в «активе» кавалера нескольких православных орденов Кехмана непрекращающиеся попытки сноса знаменитого шедевра конструктивизма – Фрунзенского универмага, уже давно вызывающие протест общественности.

Выражаем надежду на то, что, несмотря на таких директоров великих театров, такие постановки и такой пиар, у русского народа всё же хватит долготерпения, и «проблема холокоста», несмотря на все усилия своих горе-пиарщиков, всё же не встанет на повестке дня в России. Несмотря на все провокации.

Т. Краснов

Код для вставки в блог: