Спрашивали? Отвечаем!

Сommunis: «общее» и «общественное» 

В прошлом выпуске нашей рубрики мы разъясняли значение буквального перевода латинского communis («коммунис» - общий), как высшего идеологического принципа Коммунистической партии. Но есть ещё и смысловой перевод: «коммунис» значит «общественный». Это важнейшее научное положение всегда было и остаётся главным стратегическим ориентиром во всей деятельности Коммунистической партии. Дальше мы раскроем его смысл и дадим ему обоснование.

Но сначала следует вернуться к самому понятию «идеология», так как в его обыденном представлении преобладает некоторая однобокость, будто идеология – это только мировоззренческая позиция, сформированная как система взглядов по вопросам построения и развития человеческого общества. Однако при этом уходит из внимания первоначальная суть идеологии, как науки об идее, подобно биологии – науке о жизни, геологии – науке о земле.

Поэтому идеология, будучи по существу научным обоснованием идеи, по своему итоговому воздействию на сознание формирует в нём научно осознанную мировоззренческую позицию. Именно на эту, «общественную» сторону идеологического положения мы и хотим обратить ваше внимание.

Общество – это не арифметическая сумма отдельных личностей, но единый социальный организм, в котором личности связаны между собой многочисленными и разнообразными структурно-функциональными связями – производственными, профессиональными, культурными и другими. Благодаря этим связям общество приобретает свойства, недоступные даже самой гениальной личности. Существование и развитие человеческой цивилизации возможно лишь в форме общества. Общество является той естественной средой, в которой только и возможна жизнь каждого отдельного человека. Лишённый поддержки общества, он обречён на гибель, так как все жизненно необходимые предметы – продукты питания, одежду, жилище он получает от общества. В тех редких случаях, когда человек всё же выживает, он превращается в полудикое существо, поскольку постепенно утрачивает все полученные от общества образовательные и культурные навыки.

Общественная форма бытия сложилась ещё в эпоху первобытного коммунизма, когда племенной образ жизни был единственно возможным способом выживания. Именно общественная форма позволяла человеку достаточно успешно добывать пищу совместной охотой, а в моменты опасности защищаться общими усилиями. Те человеческие индивиды, которые психологически тяготели к более самостоятельному, внеплеменному укладу жизни, в то суровое время борьбы с природой практически не имели шансов выжить и, как подвид человека, были обречены на вымирание. Именно по этой причине сохранился лишь тот подвид, который изначально имел склонность к общественному жизнеустройству на генетическом уровне.

И теперь, на основе изложенной аргументации формулируем центральный идеологический принцип «общественный»: интересы и права общества приоритетны перед правами и интересами отдельной личности.

Не ограничивая вас в оценке обоснованности и справедливости этого высшего для нашей партии идеологического положения, мы просим вас ответить также и на вполне конкретный вопрос: насколько обоснованной вам представляется статья 2-я «ельцинской» (ныне действующей) Конституции Российской Федерации, которой установлено: «Человек, его права и свободы человека и гражданина – обязанность государства»?.. При этом заметим, что ни в одной статье действующего Основного Закона не только не говорится о государственной защите прав и интересов общества, и не только отсутствует научное определение этого понятия - но во всём тексте этой Конституции нет даже самого слова «общество».

Уважаемые читатели! В следующем выпуске нашей рубрики мы продолжим обсуждение этого важнейшего идеологического принципа в отношении обоснования самих конкретных интересов общества. Ваши письма просим присылать по адресу нашей редакции:

191024, г. Санкт-Петербург, 2-я Советская улица, дом 27/2, городской комитет КПРФ, газета «Питерская правда», «Диалог с читателем».

В письмах просим также сообщать ваш контактный телефон, что может потребоваться для уточнения и разъяснения вашей позиции. Ждём ваших отзывов и новых вопросов!

Виктор Дмитриевич КОМАРОВ, доктор философских наук, профессор,

Борис Семёнович ТУЧКОВ, кандидат биологических наук, агитатор-пропагандист.

Код для вставки в блог: