В
прошлом выпуске нашей рубрики мы разъясняли
значение буквального перевода латинского communis («коммунис» - общий), как
высшего идеологического принципа Коммунистической партии. Но есть ещё и смысловой
перевод: «коммунис» значит «общественный». Это важнейшее научное положение
всегда было и остаётся главным стратегическим ориентиром во всей деятельности
Коммунистической партии. Дальше мы раскроем его смысл и дадим ему обоснование.
Но сначала следует вернуться к самому понятию
«идеология», так как в его обыденном представлении преобладает некоторая
однобокость, будто идеология – это только мировоззренческая позиция,
сформированная как система взглядов по вопросам построения и развития
человеческого общества. Однако при этом уходит из внимания первоначальная суть
идеологии, как науки об идее, подобно биологии – науке о жизни, геологии –
науке о земле.
Поэтому идеология, будучи по существу научным
обоснованием идеи, по своему итоговому воздействию на сознание формирует в нём
научно осознанную мировоззренческую позицию. Именно на эту, «общественную»
сторону идеологического положения мы и хотим обратить ваше внимание.
Общество – это не арифметическая сумма отдельных
личностей, но единый социальный организм, в котором личности связаны между
собой многочисленными и разнообразными структурно-функциональными связями –
производственными, профессиональными, культурными и другими. Благодаря этим
связям общество приобретает свойства, недоступные даже самой гениальной
личности. Существование и развитие человеческой цивилизации возможно лишь в
форме общества. Общество является той естественной средой, в которой только и
возможна жизнь каждого отдельного человека. Лишённый поддержки общества, он
обречён на гибель, так как все жизненно необходимые предметы – продукты
питания, одежду, жилище он получает от общества. В тех редких случаях, когда
человек всё же выживает, он превращается в полудикое существо, поскольку
постепенно утрачивает все полученные от общества образовательные и культурные
навыки.
Общественная форма бытия сложилась ещё в эпоху
первобытного коммунизма, когда племенной образ жизни был единственно возможным
способом выживания. Именно общественная форма позволяла человеку достаточно
успешно добывать пищу совместной охотой, а в моменты опасности защищаться
общими усилиями. Те человеческие индивиды, которые психологически тяготели к
более самостоятельному, внеплеменному укладу жизни, в то суровое время борьбы с
природой практически не имели шансов выжить и, как подвид человека, были
обречены на вымирание. Именно по этой причине сохранился лишь тот подвид,
который изначально имел склонность к общественному жизнеустройству на
генетическом уровне.
И теперь, на основе изложенной аргументации
формулируем центральный идеологический принцип «общественный»: интересы и права
общества приоритетны перед правами и интересами отдельной личности.
Не ограничивая вас в оценке обоснованности и
справедливости этого высшего для нашей партии идеологического положения, мы
просим вас ответить также и на вполне конкретный вопрос: насколько обоснованной
вам представляется статья 2-я «ельцинской» (ныне действующей) Конституции
Российской Федерации, которой установлено: «Человек, его права и свободы
человека и гражданина – обязанность государства»?.. При этом заметим, что ни в
одной статье действующего Основного Закона не только не говорится о
государственной защите прав и интересов общества, и не только отсутствует
научное определение этого понятия - но во всём тексте этой Конституции нет даже
самого слова «общество».
Уважаемые читатели! В следующем выпуске нашей рубрики
мы продолжим обсуждение этого важнейшего идеологического принципа в отношении
обоснования самих конкретных интересов общества. Ваши письма просим присылать
по адресу нашей редакции:
191024, г. Санкт-Петербург, 2-я Советская улица,
дом 27/2, городской комитет КПРФ, газета «Питерская правда», «Диалог с
читателем».
В письмах просим также сообщать ваш контактный
телефон, что может потребоваться для уточнения и разъяснения вашей позиции.
Ждём ваших отзывов и новых вопросов!
Виктор Дмитриевич КОМАРОВ, доктор философских
наук, профессор,
Борис Семёнович ТУЧКОВ, кандидат биологических
наук, агитатор-пропагандист.