Защитят ли Петербург новые правила землепользования и застройки?

В городе финиширует кампания по проведению общественных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Завершится она 23 сентября обсуждением ПЗЗ в Центральном районе, после чего поступившие замечания будут обсуждаться Комиссией по землепользованию и застройке во главе с вице-губернатором Вахмистровым. К началу 2009 года город получит важнейший закон, определяющий перспективы его развития 

 

ПЗЗ - это документ, графическую часть которого составляет карта территориальных зон Петербурга: жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных. Основа текстовых материалов правил - 83 страницы градостроительных регламентов, т.е. тех или иных ограничений, составляющих правовой режим застройки этих зон.

Чтобы был более понятен механизм влияния ПЗЗ на характер застройки, сравним его с советским способом застройки городских территорий. Поскольку в Ленинграде не было ни частной собственности на землю, ни частных строительных корпораций и проектных организаций, застройка кварталов осуществлялась централизованно и в плановом порядке, на основе государственных нормативов.

В проектах планировки кварталов рисовалось определенное количество жилых зданий заранее известных проектных серий, соответствующее им число магазинов, аптек, детских садов и школ, спортивных площадок и скверов и т.п. А затем строители воплощали эти планы в жизнь.

При капитализме - иначе. Застройщик сам решает, что ему строить на этой земле, в зависимости от своих амбиций и финансовых возможностей. Но поскольку строит он не в чистом поле, а в городе, где на одной территории сталкиваются интересы и частные, и общественные, государство определяет ему законом правила застройки. Эти правовые рамки называются градостроительным регламентом. А земельные участки, для которых установлены одинаковые регламенты, образуют единую территориальную зону.

За принятие правил землепользования и застройки городская общественность боролась все последние десять лет. И не случайно, что строительный бизнес выражает сейчас свою обеспокоенность по поводу отдельных положений ПЗЗ, пытается оспорить результаты слушаний в Василеостровском районе, готовится к лоббированию своих поправок в комиссии Вахмистрова и в Законодательном собрании.

Мы же в Движении гражданских инициатив, выступая за принятие данного проекта ПЗЗ, говорим о необходимости более четкого и жесткого прописывания таких требований к застройщику, которые обеспечат благоприятную среду обитания для жителей и сохранение уникального архитектурного облика нашего города.

Наша главная претензия к проекту ПЗЗ состоит в попытке объединить на одной территории противоречащие друг другу функции, в том числе жилую и деловую застройку. В этих зонах разрешается строить объекты розничной торговли и общепита, финансово-кредитные учреждения, многоэтажные и подземные паркинги. А к условно-разрешенным здесь относятся оптовые магазины, административно-управленческие здания, бизнес-центры, офисы и прочие, не связанные спроживанием населения объекты.

Наши оппоненты говорят: «Но ведь строительство будет проходить только после публичных слушаний, если большинство их участников не выскажет возражений»! А как осуществляется учет мнения жителей на этих слушаниях? Сколько уже известно фактов подкупа и фальсификаций при их проведении! Вот почему мы предлагаем такие поправки в проект ПЗЗ, которые гарантируют обязательность учета мнения граждан.

Но дело не только в этом. Объективно, с точки зрения науки, жилая и деловая функции несовместимы на одной территории. Деловая застройка увеличивает транспортную нагрузку, не требует социальных объектов (будет ли нынешнее государство создавать их за свой счет?), отличается высоким коэффициентом застройки земельного участка, а значит, свои парковки офисы будут вытеснять на территории соседних жилых домов.

Вот почему мы предлагаем пересмотреть виды разрешенного строительства в жилых кварталах, вместо ненадежных косвенных показателей плотности застройки ввести прямые

показатели - не более 450 жителей на 1 га и максимальные коэффициенты застройки земельного участка.

Правила землепользования и застройки открывают дорогу наступлению офисов не только на жилые кварталы, но и на промышленные зоны и исторический центр города. Хотя очевидно, что острых проблем выселения граждан из центра на окраины, транспортных пробок, искажения исторического облика Петербурга можно было бы избежать, если бы под деловую застройку были выделены специализированные зоны на периферии.

Проект ПЗЗ исходит из того высотного регламента, который был введен распоряжением правительства 28 декабря 2007 года. Новые карты допустимой высотности застройки в два-три раза превышают отметки прежнего регламента. Более того, разрешается превышать и эти новые отметки, особенно в районах так называемых доминант, которые могут составлять до 20% площади квартала. Мы вступаем за возврат к старому регламенту, обязательность именно государственной, а не частной экспертизы влияния высоты застройки на охраняемый облик исторического центра, против введения принципа доминант.

В ходе общественных слушаний гражданские активисты добиваются от официальных докладчиков не простого разжевывания общих положений Градостроительного кодекса, а ответа на вопрос о влиянии ПЗЗ на среду обитания петербуржцев. Развернутых и убедительных ответов мы пока не получили. Из чего делаем вывод, что идеология развития нашего уникального города не проработана администрацией Санкт-Петербурга, а обсуждаемый проект ПЗЗ ограничить анархию капиталистического стяжательства в строительной сфере в полной мере не сможет.

 

Евгений КОЗЛОВ,

зам. Председателя Общественного совета при фракции КПРФ в ЗакСе СПб


 

Код для вставки в блог: