М. Калашников: Если это - «выход из кризиса», то что будет дальше?

В Москве под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с 12 по 16 апреля 2013 г. прошла НРБ - неделя российского бизнеса (НРБ). Она оставила тягостное впечатление. Официально объявлен выход из кризиса, однако экономика РФ пребывает в коме. Ни о каком инновационном развитии речи пока не идет. Мы пожинаем последствия сначала ельцинского погрома, а затем путинской лени. Перерастание экономического кризиса в кризис социально-политический просто неизбежно. 

НИ ТУДА, НИ СЮДА

По сути дела, НРБ стала «партийно-хозяйственным активом» постсоветской РФ. Неким моментальным снимком нынешней ситуации. Из множества выступлений олигархов, бизнесменов и чиновников вырисовалась картина застоя, топтания на месте. Попробуем выписать основные моменты.

Итак, несмотря на объявленный еще в 2007 году курс на инновационное развитие (вспомним последнюю президентскую речь Путина в феврале 2008 г. - «инновации или смерть»), на самом деле центральная власть до сих пор не определилась в вопросе: а что понимать под инновациями? Каким образом давать налоговые льготы инноваторам, если непонятно - что это такое?

Но даже если власть разберется с этим термином и выдаст его недвусмысленное толкование, то кто станет определять те компании, которые можно считать инноваторскими? Налоговая служба? Специальная комиссия? Минибрнауки? Какие-то эксперты? 

Об этом много говорилось в первый день. В развитых и успешно развивающихся странах есть самые разнообразные меры налогового поощрения инновационных компаний. Вплоть до семи- (КНР) и десятилетних налоговых каникул (Индия). Однако вопрос даже не в том, что в РФ плохо с подобными льготами. Корень зла кроется в варварском налоговом администрировании. А проще говоря - в коррупционно-обдирательном беспределе фискальных органов. Чего стоит пример Новолипецкого металлургического комбината, где каждая налоговая проверка длится подчас по 10 месяцев - и для предоставления требует (пример 2006 г.) 105 тысяч заверенных копий документов. При этом ФНС проигрывает 70% апелляций в суде.

Итак, есть варварская налоговая система. С другой стороны - нарастающая фискальная нагрузка на реальный сектор. Демографическая катастрофа и воровство «элиты» (с которым власть не борется) приводит к увеличению социальной нагрузки на фонд оплаты труда. В будущем - до 32%. Ведь надо же, сохраняя воровство верхов, как-то обеспечивать растущее в РФ число стариков и нетрудоспособных. Но это уже обрекает экономику на стагнацию и уход в тень. Чуете, чем это грозит?

При этом призывы заниматься инновациями в примитивной экономике РФ с медвежьим чиновничьим аппаратом звучат как издевательство. Спроса на инновации нет. Чтобы зарегистрировать инновационную фирму, необходимо представить в налоговую инспекцию договор аренды помещения на год. А это - если брать стометровый офис - несколько десятков тысяч долларов. А инноваторы - люди по большей части сильно небогатые.

Иными словами, вырисовывается мрачная и застойная перспектива. Государственный аппарат в своем воровстве дошел до полного маразма. Работать в этих условиях невероятно трудно: приходится писать море бумаг и отбиваться от «наездов» разнообразных чинуш.

Запомнилось выступление нижегородцев: государство работает черт знает как. Предприятия отрасли свели свои потребности в импортном оборудовании, на которое нужны таможенные льготы. Получилась 861 позиция. Глянули в список таможенников (федеральный) - нашли только 9 позиций. Кредиты при этом в банках страшно дороги, все - под залог (причем на 70% от его стоимости). В залог требуют теперь и личное имущество. И все равно - 20% годовых, тогда как промышленность стагнирует при пятнадцати. Если залога нет - лихва поднимается и до 30%.

Развиваться в этих условиях нельзя.

 

БАНКОВСКОГО КРИЗИСА НЕТ?

Особенно застой чувствуется в банковской сфере.

Очень интересным вышел разговор банкира-олигарха Петра Авена, зампреда Центробанка Геннадия  Меликьяна, вице-президента РСПП Александра Мурычева и председателя комитета Совфеда по финансовым рынкам Дмитрия Ананьева.

Всем известно, что в РФ - очень высокие ставки по кредитам, тогда как в США и ЕС они близки к нулю. Естественно, промышленность не берет кредитов. Непосильно. Но, как оказывается, кредиты промышленности и не нужны. Успешные (экспортно-сырьевые) предприятия обходятся без них - выпускают облигации. А остальные предприятия брать кредит не хотят, потому что им некуда расширять производство. Нет новых рынков сбыта. Петр Авен добавляет: в банковской системе РФ нет «длинных денег». Раньше их брали с Запада, теперь источник иссяк.

Налицо кризис расеянской модели «реформ». Собственный народ нищ, все рассчитано на вывоз из РФ сырья и лоу-тек-продукции. А там спрос упал. Повысить доходы народа - нельзя, противоречит канонам колониального неолиберализма по-расейски. При этом банковская система немощна: длинных активов у нее нет. Значит, даже теоретически взять ссуду надолго и под низкую лихву (ради технического перевооружения) здесь невозможно. Ну, и какое тут, на хрен, инновационное развитие? Да вообще промышленная жизнь будет еле теплиться. А это - гарантированная стагнация страны.

Более того, нельзя рассчитывать на возобновление кредитования реального сектора. Гражданин Ананьев заявил, что учетную ставку Центробанка снижать нельзя. Выяснилось, что банки не могут давать кредиты под низкие проценты, ибо уже привлекли средства вкладчиков под 15% годовых. Да и куча плохих долгов на них висит. Их никак не возвратить.

Из кулуарного общения нам стало известно: в прошлые (еще докризисные) годы владельцы тысяч фабрик и заводов набрали кредиты у банков. Они даже не думали их отдавать. Кредиты брались за «откат» банковским манагерам. Затем эти деньги были переведены за границу, куда смылись и эффективные собственники. Сейчас они наслаждаются жизнью на Канарах. А банки нынче получили (как залог на невозврат займов) тьму дохлых предприятий. Что с ними делать - непонятно. Производство стоит. При этом оказалось, что оборудование заложено в одном банке, стены - в другом, земельный участок под фабрикой - в третьем. А подчас одно и то же имущество было заложено в разных банках. Понятное дело - «висяк» полный. Понятное дело, что банки пытаются восполнить потери, задирая проценты по кредитам сегодня.

Что это? Перспектива опасной экономической депрессии.

Г.Меликьян заявил: нынешний кризис - неэкономический. Он вызван недееспособностью государства, неэффективностью госаппарата, скверной судебной системой, отсутствием защиты прав собственности. И он прав. Кризис смыл пену «нефтяного бума» и показал, что ни хрена не было сделано ни при Ельцине, ни при Путине. Коррупция и государственная уголовщина правят бал. Ни о каком инновационном росте тут и речи быть не может.

 

НЕОБХОДИМЫЕ ВЫВОДЫ

Выводы элементарны. В силу всего сказанного кризис (кризис застоя, гниения РФ) продолжится. Теперь есть и предел существованию ее экономики: на НРБ особо говорилось об оскудении человеческого капитала, о нехватке подготовленных кадров, о росте доли стариков в населении. Это 0 вкупе с физическим износом техносферы и нарастающее неконкрентоспобностью молодежи - рисует финал самой беловежской России-91. «Реформы» 90-х и нулевых - а не мифические сталинские суперрепрессии - стали колоссальной мясорубкой, перемоловшей русский народ. Сейчас выпрет наружу чудовищное падение рождаемости на протяжении пятнадцати лет.

Это значит, что социально-политические потрясение уже неизбежны. Улучшение экономической ситуации будет иллюзорным, наткнувшись на нищету народа и на невозможность опереться на внутренний спрос.

В чем выход? Мое мнение: необходима революция со сменой строя. С установлением временной диктатуры развития - новой опричнины, принципы коей ваш покорный слуга описывал не раз и не два. С программой вывода РФ из системного кризиса. Очевидно, что промышленности нужны новые источники спроса. А это - и повышение доходов народа, и открытие совершенно новых рынков сбыта.

То есть, нужен Пятилетний план  (планы) с развитием прорывных технологий и проектов, которые и открывают новые рынки. Здесь и футурополисы (новая урбанизация, дом - каждой семье), и новая техника, способная выйти на мировой рынок. Например, гибридные летательные аппараты, обладающие скоростью самолета 1940-х и грузоподъемностью морского судна. Или новая медицина, что реально лечит, а не калечит и не выворачивает карманы пациентов. 

Для того, чтобы создать взаимосвязанную таких проектов, и необходимо иметь модель Будущего, новой эпохи. Имея набор проектов, можно строить планы инвестиций и экономического развития.

Такая модель есть у нас. И ее нет у нынешней власти. Она вообще не в силах проектировать Завтра.

Вице-премьер Сергей Иванов на НРБ сказал: для выживания РФ необходимо применить те знания и технологии, которых нет ни у кого в мире. Сказано правильно, однако нынешняя «элита» не сможет применить этот принцип. У нее нет для этого ни ума, ни смелости, ни бескорыстия, ни нужных инструментов.

Значит, впереди - решительная борьба. Ежику (РФ) - уже грядет конец. Дело лишь в его сроках. Второе цунами глобокризиса - а оно будет - ударит по Росфедерации со страшной силой. Это уж и Кудрин признает. Не менее страшным испытанием для постсоветских обломков станет и переход Запада на Шестой технологический уклад. Это станет похоронами антисоветского эксперимента-91.

Ну, а пока экономика РФ - в коме.

Тем важнее предпринять попытку национального спасения. Терять-то уж нечего. Двум смертям, как говорится, не бывать... 

М. Калашников

Код для вставки в блог: