Идя навстречу предстоящему ленинскому юбилею, «Питерская правда» публикует фрагменты из новой книги Владлена Логинова — известного исследователя жизни и деятельности В.И. Ленина. Она продолжает его предыдущую книгу «Владимир Ленин. Выбор пути», которая вышла пять лет назад, и будет называться «Ленин. Путь к власти (1917 год)». Издательство «Алгоритм» планирует выпустить её к 140-летию со дня рождения Владимира Ильича. 
Временное
правительство — «олигархическое, буржуазное, а не общенародное» Четвёртого (17)
апреля 1917 года, едва вернувшись в Петроград из Цюриха, Ленин выступил в
Таврическом дворце с тезисами о задачах пролетариата в русской революции. Весь
опыт прежней политической борьбы и вся та теоретическая работа, которую Ленин
вёл в предшествующие годы, теперь были чётко сформулированы в этих тезисах. Первый
из них давал оценку продолжавшейся войне. Эта война, - говорил Ленин, - впервые
в истории поставила перед целыми странами и народами проблему выживания. Что
касается России, которая несёт в этой войне наибольшие потери, то продолжение
бойни приведет страну лишь к полной катастрофе, разорению и распаду. Можно
считать вполне доказанным, считал Ленин, что Временное правительство, опутанное
по рукам и ногам обязательствами перед буржуазными кругами, которые получали на
военных поставках колоссальные прибыли, не сделает никаких реальных шагов к
миру. А это означает, что война по-прежнему остаётся антинародной.
Её нельзя
закончить, полагаясь на добрые пожелания отдельных лиц или добиваясь смены
наиболее «воинствующих» министров. «Обращаться к этому правительству с
предложением заключить демократический мир, — писал Ленин,— всё равно, что
обращаться к содержателям публичных домов с проповедью добродетели».
Реализовать требование народных масс можно, лишь передав всю полноту власти
самому народу. Наивно ждать от Временного правительства и спасения от
надвигающегося экономического краха. Его признаки, проявлявшиеся в расстройстве
народного хозяйства, росте инфляции, сбоях в снабжении армии и тыла, множились изо
дня в день. И одновременно, у всех на глазах, росли прибыли промышленников и
спекулянтов, наживавшихся на народном бедствии.
Многие
полагали, что в условиях войны борьба против буржуазии пагубна и необходимо
лишь поддерживать её попытки предотвратить кризис. Но и этот довод Ленин считал
чистейшим ребячеством. «Капиталисты не могут, — отмечал он, — отказаться от
своих интересов, как не может человек сам себя поднять за волосы». Это
правительство никогда не захочет «возложить тяготы войны на богачей», а посему
не даст народу хлеба. Иными словами, и эту задачу можно решить, лишь передав
власть народу.
Таким образом,
существующее правительство — «олигархическое, буржуазное, а не общенародное,
оно не может дать ни мира, ни хлеба, ни полной свободы…». Ленин фиксирует
позицию: «Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости
всех его обещаний». И задача «текущего момента в России состоит в переходе от
первого этапа революции, давшего власть буржуазии… — ко второму её этапу,
который должен дать власть в руки пролетариата».
Народная власть
уже создана народом: это — Советы. Придумывать или создавать такую власть
заново не надо. Она существует. Она создана народом. Это — Советы рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов. Беда в том, что ни их лидеры, ни большинство
самих депутатов не осознали их сути. Не поняли, что это не органы контроля над
деятельностью Временного правительства и тем более не органы местного самоуправления,
что Советы — это и есть новая государственная власть.
Советы являли
собой некий новый тип государственности — «прямую власть», где не было
классического «разделения властей». И это тоже не было случайностью. За подобным
«разделением» народ имел возможность наблюдать все десять предреволюционных лет.
Конечно, Государственная дума по своему составу и функциям была «ублюдочным»
парламентом. Но по части «говорения» она ничуть не уступала аналогичным европейским
учреждениям. И этот опыт «толчения воды в ступе» в немалой мере развеивал в
глазах народа парламентские иллюзии. Напоминая об опыте прежних революций,
Ленин говорил, что они «делались, а полиция, чиновники и проч. оставались. Законы
важны не тем, что они записаны на бумаге, но тем, кто их проводит…» И такое
«разделение» всегда таит в себе опасность формирования авторитарно-бюрократического
режима.
Вот почему,
выдвигая требование свободы, революционные массы вкладывали в это понятие не
только свободу слова, но и надежды на реальную демократию, то есть участие в
управлении государством. Вот почему, не доверяя чиновной бюрократии, они стали
с помощью Советов строить «демократию по-своему», которая исходила от народа и
осуществлялась не казённым «начальством», а самим народом. Здесь Владимир Ильич
заключает: не парламентарная республика, а республика Советов снизу доверху по
всей России, ибо «выше, лучше такого типа правительства, как Советы,
человечество не выработало и мы до сих пор не знаем».
Война породила
множество народнохозяйственных проблем во всех воюющих странах. Они решали эти
проблемы на путях создания «военно-государственного капитализма», то есть государственного
регулирования производства и распределения. Но позволяя буржуазии хотя бы на
время решать некоторые экономические проблемы, указанные меры решали их в
интересах милитаризма, продолжения кровавой бойни за счёт трудящихся. Поэтому,
предлагая ряд экономических шагов, Ленин ставит вопрос политический: кто и в
чьих интересах будет осуществлять их? Ибо в интересах народа их можно
использовать, лишь передав власть самому народу. Такой подход сразу придаёт
экономическим тезисам, взятым, казалось бы, из арсенала
«военно-государственного капитализма», принципиально иной характер. Он
предлагает немедленный переход к контролю Советов над общественным
производством и распределением продуктов. Далее — слияние всех банков страны в
один общенациональный банк и контроль над ним со стороны Совета рабочих. И,
наконец, национализация всех земель в стране и передача их в распоряжение
Советов. А дабы мера эта не приобрела «погромного» характера, подчеркивает Ленин,
необходимо, чтобы Советы строжайше «соблюдали сами порядок и дисциплину, ни в
каком случае не расстраивали хозяйства и производства хлеба, а усиливали его,
ибо солдатам нужно вдвое больше хлеба, и народ не должен голодать».
Что касается
угрозы распада и сохранения целостности России, то Ленин прямо указывает:
«Пролетарская партия стремится к созданию возможно более крупного государства,
ибо это выгодно для трудящихся… Но этой цели она хочет достигнуть не насилием,
а исключительно свободным, братским союзом рабочих и трудящихся масс всех
наций».
Для этого
необходимо избавиться от «предрассудков старины, заставляющих видеть в других
народах России, кроме великорусского, нечто вроде собственности или вотчины
великорусов». А, вовторых, «чем демократичнее будет республика российская, чем
успешнее организуется она в республику Советов, тем более могуча будет сила
добровольного притяжения к такой республике трудящихся масс всех наций».
«Избавить массы
от обмана»
Так в чём же
дело? Если сила на стороне Советов, если есть программа действий, то, казалось
бы, стоит разогнать Временное правительство, и проблема будет решена. Но в
том-то и дело, считал Ленин, что проблема заключалась совсем не в «захвате
власти». Она лежала в совершенно иной плоскости.
Революция выявила
не только сильные стороны массового движения, его способность к организации и
самоорганизации. Революция сделала явными и недостатки этого движения, его слабость.
Прежде всего то, что за рамками сознательности и различных форм революционной
организованности оставалась гигантская политически неразвитая масса, податливая
посулам и демагогии. «Один из главных признаков всякой действительной
революции, — пояснял Ленин, — в необыкновенно быстром, крутом, резком
увеличении числа «обывателей», переходящих к активному участию в политической
жизни… Так и Россия. Россия сейчас кипит… Грех соглашательских партий как раз и
состоял в том, что, опасаясь потерять поддержку масс, они поддались этой «волне
или не осилили, не успели осилить волны… Но необходимо чётко различать и
отделять тех, кто вполне сознательно дурачит народ, от тех, кто одурачен ими,
ибо массы иначе поддаются иллюзиям, «чем вожди, и иначе, иным ходом развития,
иным способом высвобождаются».
Народу
необходимо сказать правду. И не только правду о буржуазном правительстве. Но и
в первую очередь правду о самом народе. О том, что в массе своей он
недостаточно организован и сознателен. Что ум его замусорен невежеством и множеством
«предрассудков старины». Что по привычке, вековой забитости он тянется за прежними
хозяевами жизни, верит им на слово. И что имея возможность взять власть, он сам
дал себя «мирно обмануть» и передал власть буржуазии «по темноте, косности, по привычке
терпеть палку, по традиции».
Что, обидно
слушать? Да, отвечает Ленин,— «это горькая правда. Но это правда. Народу надо
говорить правду. Только тогда у него раскроются глаза, и он научится бороться
против неправды». Главная задача большевиков как раз и состоит в том, чтобы
«избавить массы от обмана».
Возможность мирного
пути к власти
Поворот в
сознании масс неизбежен. И он станет следствием не только, даже не столько
большевистской пропаганды. К нему приведёт сама жизнь. «Мы не хотим, — говорил
Ленин, — чтобы массы нам верили на слово. Мы не шарлатаны. Мы хотим, чтобы
массы опытом избавились от своих ошибок». Поэтому и агитацию надо строить не на
«доктрине», а на разъяснении того, что даст власть Советов…, ибо к этим
вопросам «массы подходят не теоретически, а практически». И если интересы
народа нами поняты правильно, если именно их выразит партия, то поддержка ей
обеспечена. И, в конечном счете, «к нам придёт всякий угнетённый… иного выхода
ему нет». Ленин многократно повторяет эту мысль. «Имея за спиной реальную силу,
Советы — без всякого восстания — могут взять в свои руки всю полноту власти. Вот
почему «нигде в мире не может быть совершен так легко и так мирно переход всей
государственной власти в руки действительного большинства народа…», как в
России.