Ильич вернётся к юбилею

Чуть больше года минуло с 1 апреля 2009 года, когда неизвестными до сих пор преступниками был совершён дерзкий и циничный акт вандализма - подрыв памятника Владимиру Ильичу Ленину на Финляндском вокзале. Городские власти тогда пообещали отремонтировать один из символов Города-героя Ленинграда в максимально короткие сроки. Значительную роль в ускорении восстановительных работ сыграли и питерские коммунисты – был объявлен сбор средств на ремонт монумента, руководство городского комитета КПРФ внимательно следило за развитием ситуации. О ходе реставрации памятника основателю Советского государства корреспонденту «Питерской правды» рассказал директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Николаевич ТИМОФЕЕВ 

- Владимир Николаевич, какие именно части памятника оказались повреждены больше всего, и почему пришлось его демонтировать?

- Напомню, что взрывное устройство мощностью свыше трёхсот граммов в тротиловом эквиваленте было заложено вандалами в основание памятника, отсюда и характер повреждений: сильнее всего пострадали брюки и плащ Ленина. Далее необходимо отметить, что по замыслу автора проекта - скульптора С. А. Евсеева, фигура Владимира Ильича была устремлена вперёд для придания всей композиции стремительности и динамизма. Таким образом, плащ исполнял роль своеобразного противовеса, а толщина металла его составляла от четырёх до сорока миллиметров. Так что назначение плаща было не только декоративным. После взрыва в плаще образовалось отверстие размеров примерно 80 на 120 сантиметров. В результате памятник, вес которого составляет более двухсот тонн, утратил равновесие и начал постепенно наклоняться вперёд. Более того, помимо всеми замеченной дыры в задней части фигуры, памятник Ленину получил множество других менее заметных, но куда более опасных повреждений. Монумент собран из составных частей, которые соединены между собой болтами, а от взрыва эти болты деформировались. Это также негативным образом сказалось на равновесии памятника, и его составные части начали смещаться. Угроза обрушения монумента становилась всё более реальной. В этих условиях и было принято решение о демонтаже памятника. Памятник В. И. Ленину был демонтирован нами в ночь на 26 октября 2009 года. Монумент поднимал специальный автокран, скульптура была погружена в трейлер и доставлена в мастерские.

- Оправдал ли себя такой подход?

- Безусловно, да. Во-первых, нам удалось существенно сэкономить бюджетные средства, затраченные на ремонт монумента. Помимо того, что ремонт в условиях мастерской дешевле сам по себе, после проведения определённых конкурсных процедур нам удалось снизить стоимость реставрации с первоначально запланированных 8 миллионов 400 тысяч до шести миллионов рублей. Во-вторых, сама по себе работа предстояла сложная и трудоёмкая. В условиях мастерской, куда проведены все коммуникации, где есть стационарное оборудование и прочие приспособления, работать значительно легче. В итоге всё у нас получается намного практичнее, качественнее и дешевле. А в случае проведения ремонта непосредственно на площади нам пришлось бы вести к монументу дополнительные коммуникации, протягивать силовые кабели, брать откуда-то электроэнергию. Нельзя было забывать и о технике безопасности: нам потребовалось бы сооружать новые леса, удобные для реставраторов. Помимо этого, памятник надо было дополнительно закрепить, чтобы он не съехал с постамента. Практика показала, что мы приняли единственно верное решение. Учтём здесь и то, какой зимой наградила нас в этом году природа – морозами, рекордными снегопадами…

– На какой стадии сейчас находятся реставрационные работы и в чём, собственно, они заключаются?

- Монумент сейчас находится ещё в цехе реставрационной мастерской. Но работы уже вошли в завершающую фазу, и, если не произойдёт чего-нибудь непредвиденного, памятник вернётся на прежнее место к двадцатому апреля - за два дня до 140-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата. Из-за длительных согласований и необходимых следственных мероприятий основные работы мы смогли начать только в январе этого года. Основные этапы реставрационных работ уже пройдены. Внутренний каркас монумента существенно укреплён, поэтому угроза обрушения для памятника перестала быть актуальной. Специалисты тщательно прорисовывали каждый утраченный элемент, используя фотографии и описания памятника, затем делали «примерки» и снова брались за карандаш, чтобы придать деталям максимальную естественность и фактуру. Сперва требовалось сделать макет из пластилина, потом из гипса. По этому слепку делалась восковая модель, и только с неё отливался необходимый элемент из бронзы. Потом изготовленные столь трудоёмким способом элементы составлялись в единое целое. Именно так приходится восстанавливать каждый изгиб «ткани» на плаще и брюках Ленина. Бронза, использованная при реставрации памятника, была максимально приближена по составу к оригинальной. Эта самая бронза была частично взята с деформировавшихся при взрыве элементов, а частично были использованы металлические части монумента, собранные специалистами на месте взрыва. Сначала металл отдали на исследование, которое подтвердило высокое качество материала, а затем переплавили, чтобы заполнить образовавшуюся при взрыве дыру. Естественно, в дело пошла и современная бронза, специально подобранная по химическому составу. Особую сложность представляло для нас точное воспроизведение в металле плаща и брюк Ильича — нашим специалистам пришлось буквально «заново одеть его» в два слоя металла.

– На балансе музея городской скульптуры сегодня находятся ещё несколько памятников В. И. Ленину. Каково их состояние на данный момент?

– Состояние всех памятников сейчас удовлетворительное. К примеру, монумент на площади Ленина, о котором мы сегодня говорим, мог бы простоять без реставрации ещё не один десяток лет, если бы не прошлогодний трагический инцидент. Единственный памятник, по состоянию которого у нас есть определённая озабоченность, расположен у Невского машиностроительного завода на проспекте Обуховской обороны. Фигура покрылась слоем патины, причем патина расположена не вполне равномерно, что несколько искажает художественное восприятие памятника. Мы следим за состоянием объекта, проводим регулярный мониторинг, и это позволит нам при необходимости вовремя поставить вопрос о реставрации.

Беседовал Родион КИРЕЕВ

Код для вставки в блог: