Лубянское эхо, или кто опять взрывает Россию?..

Последние дни марта 2013-го, обагрённые кровью жертв в московском метро, снова заставили задуматься над тем, куда же движется российское общество и государство. Выражая самые искренние соболезнования близким погибших и сочувствие пострадавшим, невольно возвращаешься к мыслям о корнях «злого рока», преследующего Россию уже не первый год и даже не десятилетие 

Едва информагентства сообщили о трагедии на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» столичного метрополитена, как сразу же и правоохранительными органами, и рядом средств массовой информации был сделан однозначный вывод: случившееся – дело рук «северокавказских шахидов».

Очевидно, что вывод сей уже сам по себе - неудовлетворительная оценка деятельности спецслужб, которые уже давно твердят об успехе борьбы с террористами на южных рубежах России. Да, как бы установлены личности и исполнителей, и организаторов преступления – но и те, и другие на момент «раскрытия» уже заведомо пребывали на том свете. Так что давний и крайне некрасивый способ бездарных следователей «гасить глухари», увы, в сегодняшней России проходит на ура – во всяком случае, на уровне высшего руководства силовиков. Но не об этом сейчас речь.

Неученье - тьма

Итак, «шахиды». Рассуждения о корнях этого явления – повод для беседы с историками и этнографами. Однако же не нужно быть ни тем, ни другим, чтобы вспомнить сравнительно недавнее советское прошлое, в котором не было места ни «шахидам», ни иным проявлениям «исламского» и какоголибо иного «экстремизма» с национально-религиозным оттенком. Дело в том, что дружба народов – одна из официальных идеологем СССР – при всех известных оговорках существовала на практике и была одним из основ фундамента, на котором стояло советское и, подчеркнём особо, светское государство. Но, как известно, одним из главных достижений горбачёвской «перестройки», а затем и ельцинских «реформ» стал поворот к клерикализации общества. Резкое усиление религиозной составляющей в общественной жизни на фоне общих социальных потрясений не могло не стать катализатором целого ряда негативных, ретроградных процессов. Аксиоматично утверждение: чем выше общий уровень образованности общества, тем ниже его религиозность. О том, к каким результатам привели «реформы» образования, повторять нет особой нужды – это сегодня очевидно даже в российских столицах. Что уж говорить о национальных окраинах, где и прежде-то уровень просвещённости не всегда был на должной высоте. Но ныне многие граждане России, что родом оттуда - даже поступающие в столичные вузы - едва понимают русский (государственный язык собственной страны!), не говоря уже о качестве знания общеобразовательных дисциплин, но зато чуть ли не подсознательно чуют разницу: «свой» (мусульманин) – «чужой» (кто угодно другой). И то, что в начале 90-х при отрицании и осмеянии коммунистической идеологии было названо «возвращением к истокам», при активнейшей поддержке власти и разнонаправленной телевизионной обработке на практике реанимировало предрассудки, подзабытые за «безбожные» десятилетия, а порой возвратило к жизни и откровенное средневековое мракобесие.

Отсюда и «лагеря подготовки шахидов», и семи-восьмилетние мальчишки, «за веру» швыряющие гранаты в «федералов-гяуров», а заодно – в их гражданских братьев, сестёр и детей.

Театр одного актёра?..

Но видеть основу проблемы лишь в этом было бы непозволительным упрощением. Фанатики фанатиками, но их существование, как бы ни казалось на первый взгляд странным – одна из основ прочности существующей власти. Нетрудно вспомнить, как в конце 1999-го после взрывов в Москве «преемник» Ельцина, пообещав «мочить в сортире» террористов, совершил головокружительный прыжок от известности половине процента граждан до популярности у трёх четвертей населения. Не станем здесь иронизировать по поводу уровня культуры тех, кто на это «повёлся» - это тема отдельная. Но спустя ровно пять лет – осенью 2004-го - после чудовищной террористической вылазки в Беслане, на фоне всеобщего шока (как бы «под шумок») была отменена практика губернаторских выборов. Следуя этой логике, представляется неслучайным то, что очередная кровавая атака происходит в условиях заметного роста протестных настроений. Перепугать, ввести людей в состояние перманентного страха – лучший способ отвлечь их от прочих мыслей и действий. Нельзя не заметить и возобновления слухов о грядущей отставке Дмитрия Медведева (который, безусловно, свой в доску, но на посту «патриаршего местоблюстителя» явно засиделся) - дескать, не справляется он с ростом «угроз и вызовов» и должен-де уступить место «опытному национальному лидеру». А тот, заметим, снова пустил в ход риторику петросяновского пошиба – «вытащим со дна канализации» и т.п. А уж если очень пристально следить за развитием всех подобных событий – что называется, в режиме реального времени, – то нельзя не увидеть, что иногда кое-какие источники сообщают о некоторых происшествиях чуть ли не в миг свершения, но потом «почему-то» выясняется, что вышла нестыковочка. Так было тем же злосчастным утром 29 марта с «произошедшими», затем «предотвращёнными», а после и вовсе «не соответствующими действительности» взрывами на станциях «Проспект Мира» и «Беговая» московской подземки. Всё это наводит на крайне неприятную мысль об аналогии с обстоятельствами поджога рейхстага в 1933 году.

Капиталу нужна война

Вывод же из всего изложенного, думается, очевидный. И подтверждён он, пусть и с совершенно иными целями, даже самими силовиками: происшедшее в конце марта – только начало. А точнее – возвращение к тому, что уже не раз проходила Россия как за последние годы, так и в дореволюционном прошлом. Например, анализируя форму и содержание Империалистической войны, ещё в 1917 году Ленин отмечал, что правительство, выражающее интересы буржуазии, которая получает колоссальные прибыли на поставках вооружений, не сделает и шага, чтобы прекратить эту войну. Безусловно, прямые аналогии с сегодняшней ситуацией будут опять же упрощением. Но очевидно то, что власти капитала гораздо удобнее управлять как можно менее образованными людьми, ибо чем ниже уровень общей культуры, тем проще вбить в сознание подданных самую несусветную чушь. И, разумеется, буржуазной власти - что правившей некогда, что правящей сегодня - более чем выгодно состояние перманентной войны, то утихающей, то разгорающейся вновь. Поэтому вовсе не случайно надувается нынешней властью большой и дурно пахнущий пузырь в виде потомственного героя России, почётного профессора, академика, и прочая, и прочая, а теперь ещё и генерал-майора милиции Рамзана Кадырова, который в своё время с гордостью признавался, что «первого русского убил в 15 лет».

Перспектива третьей чеченской кампании очевидна, ибо рано или поздно этот пузырь, в который закачиваются сотни миллиардов рублей из государственного бюджета, прорвётся изнутри направленными против «федералов» штыками, что без стеснения закупаются сегодня на эти самые миллиарды. И снова поедут гибнуть на Кавказ «за Родину, за Путина (Кудрина, Сечина, Миллера и т.д. и т.п.)» ни в чём не повинные парни. И снова польются в карманы «мебельных генералов» неисчислимые барыши от поставок (а хуже того – от поставок «налево») вооружений и горюче-смазочных материалов. И снова официальная пропаганда будет твердить о незаменимости и величии «национального лидера», которого к тому времени наверняка уже «едино и справедливо» провозгласят пожизненным президентом «суверенной демократической нефтегазовой России». Посему нет сомнений в поиске ответа на извечный вопрос «Кому выгодно».

Вопрос остаётся один – когда это поймут все?..

Сергей СВЕРЧКОВ

Код для вставки в блог: