За гранью разума

В Эстонии посчитали "Блокадную симфонию" Дмитрия Шостаковича "великодержавной пропагандой" 

Как передаёт ИА REGNUM Новости , 10 мая на концерте всемирно известного российского дирижера Валерия Гергиева, посвящённого 65-летию Великой Победы, работники концертного зала "Эстония" распространяли среди присутствовавших программки, из названия которых можно было узнать, что данное мероприятие проводится не в честь этой знаменательной даты, как было заявлено изначально на сайте посольства России, а как "Торжественный концерт, посвященный 65-летию окончания Второй мировой войны".


Помимо этого из текста, отпечатанного на русском, эстонском и английском языках, представители дипломатического корпуса иностранных государств, ветераны и представители эстонских местных и государственных органов управления смогли узнать, к примеру, следующую информацию о Блокадной симфонии Шостаковича:


"Это сочинение было окружено политикой, великодержавной пропагандой, неожиданными приключениями в перемещении партитуры из одной страны в другую и противоречивыми мнениями авторитетов об этой музыке. Уже легендарная 1-ая часть симфонии, знаменитое "русское болеро", преподносит ряд вопросов. Например, бесконечное повторение темы гротескного марша - идёт ли здесь речь о "кованном немецком сапоге", как его представляла сталинская пропаганда, или здесь кроется что-то иное? Знаменитый дирижёр Евгений Мравинский называл эту тему эталоном пошлости, а американский критик Артур Лоури отметил, что такой нелепый мотивчик мог бы просвистеть в Советском Союзе любой прохожий. Понятно, что ни Мравинский, ни Лоури не хотели этим сказать, что таковой является и музыка Шостаковича. Здесь скорей имелось в виду то, что Шостакович мог этой музыкой охарактеризовать Сталина и советское общество. Потому что в целом в этом произведении все же ощущается настроение реквиема. И в то же время известны мнения, что мотив этого марша изображает преступные злодейства Гитлера..."


Однако отождествление антигероев 7-ой симфонии со Сталиным и советским обществом не разделяют дирижеры, принявшие участие в концерте. Так эстонский дирижер Эри Класс в интервью, предшествовавшем концерту заявил: "Это грандиозное событие - 65 лет со дня окончания войны. Это огромная победа всех народов мира. И в акции принимает участие Россия, которая победила самое страшное животное. Так я думаю о фашизме. Данное событие отмечается во всем мире. И что касается репертуара, то мы играем именно исходя из этой даты. Седьмая симфония Шостаковича рассказывает о самых страшных событиях в Ленинграде - времени блокады. Музыканты впервые исполнили ее в блокадном городе. Это, скажу, одно из любимых произведений Валерия Гергиева. Кстати, война для меня лично очень трагическое событие. Война отобрала у меня отца, бабушку и дедушку. И я всегда считал и считаю большой победой разгром фашизма, хоть сегодня, к сожалению, он пытается прорваться в нашу жизнь".


REGNUM Новости напоминает также, что дирижер Валерий Гергиев представил в Таллине 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича в рамках проводимого им проекта "Искусство против фашизма". По его словам, концерт посвящался миллионам павших, многие из которых против своей воли были связаны с самой ужасной войной ХХ века. Гергиев на брифинге в Таллине отметил большое значение для всего мира подвига советских воинов, разгромивших фашизм, выразил благодарность эстонским ветеранам за их героизм и мужество.

Код для вставки в блог: