Самую сильную метафору, объясняющую роль ТВ в наше время, время видеократии, создал в IV веке до н. э. Платон. В седьмой книге своего труда «Республика» он изложил удивительно поэтическую и богатую аллегорию. Вот она, в кратком и бедном изложении: 
В пещере, куда не проникает свет, находятся прикованные цепями люди.
Они в этом плену давно, с детства. За спиной у них, на возвышении,
горит огонь. Между ними и огнем — каменная стена, на которой, как
в кукольном театре, шарлатаны двигают сделанные из дерева и камня
фигурки людей, зве¬рей, вещей. Двигают и говорят текст, и их слова
эхом, в искаженном виде ра第носятся по пещере. Прикованные
так, что могут смотреть только вперед пе¬ред собой, пленники видят
огромные тени от фигурок на стене пещеры. Они уже забыли, как выглядит
мир, свет на воле, и уверены, что эти тени на стене, это эхо и есть
настоящий мир вещей и людей. Они живут в этом мире.
И вот, один из них ухитряется освободиться от цепей и карабкается
на¬верх, к выходу. Дневной свет ослепляет его, причиняет ему
тяжелые страда¬ния. Затем, мало-помалу он осваивается и с
удивлением всматривается в реаль¬ный мир, в звезды и солнце.
Стремясь помочь товарищам, рассказать им об этом мире, он спускается
обратно в пещеру.
Далее Платон рассуждает о том, как может произойти их встреча.
Пробравшись к товарищам, беглец хочет рассказать им о мире, но в
тем¬но¬те он теперь ничего не видит, еле различает мелькающие
на стене тени. Вот, рассуждают пленники, — этот безумец покинул
пещеру и ослеп, потерял рас¬су¬док. И когда он начинает
убеждать их освободиться от цепей и подняться на свет, они убивают его
как опасного помешанного.
Если же, освоившись в темноте, он рассказывает им о том, как выглядит
реальный мир, они слушают его с удивлением и не верят, ибо его мир
со¬вершенно не похож на то, что они много лет видят своими глазами
и слышат своими ушами. Если же, в лучшем случае, они следуют за ним к
выходу, уши¬баясь о камни, то клянут его, а взглянув на солнце,
стремятся назад, к привыч¬ным и понятным теням, которые им кажутся
несравненно более реальными, чем мир наверху, который они не могут
разглядеть при режущем глаза свете