Современная Россия живёт в условиях практически полного отсутствия чёткой национальной политики. Между тем национальный вопрос для многих граждан России сегодня является вторым по важности после первого – экономического, проще говоря, «хлебного». Неясность в национальной политике государства порождает радикальные настроения в обществе, обостряет межэтнические проблемы, которых не было ещё лет двадцать назад. 
Иллюстрацией неразберихи в национальной
политике нынешней России явилась показанная 17 сентября 2013 г. по Питерскому
ТВ в программе «Невское время» дискуссия по теме «Какова позиция политических
партий в отношении мигрантов?». В прениях принимали участие депутаты
С-Петербургского Законодательного Собрания:
Елена Бабич
(ЛДПР), Максим Резник (Яблоко), Ватаняр Ягья («Единая Россия»), Павел Солтан
(«Справедливая Россия»).
От фракции КПРФ никого "почему-то" не
пригласили. Коммунистов С-Петербурга в эфире представлял
некий меньше всего похожий на коммуниста человек, член оргбюро движения с загадочным названием «Аврора»
Собравшиеся говорили много и разно. Из сумбурной разноголосицы звучали
шаблонные требования: «Должна быть диктатура закона!», и такие же пожелания: «Хочу,
чтобы все те, кто к нам приезжает, приезжали с добрыми намерениями».
Произносились формулы-заклинания: «Не навреди себе, не навреди окружающему
пространству». Итоги подвёл один из ведущих программы Михаил Иванов, сторонник
теории малых дел и главный редактор газеты «Невское время»: нужно сделать
мигрантов подвластными нашему законодательству, и селить их не в гетто, а в
какие-то приличные места. Но это всё так – бытовщинка. Главное – необходимо
интегрировать трудовых мигрантов в нашу культуру, вводить языковые курсы.
Конечно, последнее утверждение озвучивалось не единожды, и где только не
озвучивалось. Это пустой звук, в лучшем случае – «благое пожелание». Однако на
проблему культурной интеграции в нашем многонациональном обществе имеет смысл
посмотреть с иной стороны.
Не только экономическое, но и культурное вторжение
мигрантов испытывает сегодня весь так называемый крещёный мир. По сообщениям
британской телерадиокомпании
BBC
имя
Мо
хаммед в 2007 году стало вторым по популярности в
Великобритании, уступив лишь имени Джек, которое возглавляет рейтинг уже 13
лет. В 2007 году 6’772 новорожденных британца получили имя Джек и 6’387
младенцев были наречены Мохаммедами. Это связано с высоким уровнем рождаемости
в семьях британских мусульман. Влияние мигрантов в Европе сказывается и в
религиозном отношении. В 2007 году в интервью газете «Деловой Петербург»
бывший офицер ФСБ, президент Фонда поддержки
офицеров запаса госбезопасности Сергей Рац заявил: «В Германии ежегодно 10
тыс. немцев, настоящих немцев, арийцев, принимают ислам». Год спустя немецкая
газета «
Bild
», используя информацию Министерства внутренних дел
Германии, увеличила эту цифру до 17 тысяч.
Российская Федерация лидирует среди
европейских стран по числу трудовых мигрантов. По данным Федеральной
миграционной службы
в настоящее время на
долю России приходится 48% от всех мигрантов в Европе. Большинство из них живут
в средних и крупных российских городах, причём живут в основном нелегально.
Например, на каждого легального мигранта в С-Петербурге
приходится примерно 7 нелегалов. Стремительно растёт число и «законных»
переселенцев.
Цифры, которые приводят эксперты, поражают воображение.
По данным Комитета по занятости правительства С-Петербурга,
в 2008 г. году количество легальных мигрантов
в С-Петербурге выросло почти в два раза, в 2009 – еще в пять раз!
Согласно данным последней переписи
населения, в С-Петербурге живут помимо русских представители 138 различных
национальностей – то есть каждый седьмой петербуржец не имеет русских корней.
Вместе это 15% населения города. В С-Петербурге зарегистрировано 307
национальных общественных организаций: национально-культурных автономий, землячеств,
обществ и союзов.
В конфессиональном отношении самая большая
категория некоренных жителей Северной столицы – мусульмане. Число мусульман в С-Петербурге
определяют исходя из количества представителей народов, традиционно
исповедующих ислам. При таком подходе мусульман в пятимиллионном городе
насчитывают до 800 тыс. человек. С поправкой на несколько размытые данные о
нелегальных мигрантах эту цифру можно приблизительно увеличить за миллион.
В российских городах мигранты обживаются
довольно уверенно, не смотря на некоторые трудности, такие как скороспелые
законы местных властей в отношении переселенцев и весьма неуклюжее выполнение
этих постановлений органами правопорядка. Открываются этнические школы и
детские сады, строятся культурные и религиозные центры. В декабре 2007 года по
данным Интерфакса в Москве на Волгоградском проспекте открылась большая коммерческая
поликлиника для мусульман. Мужчины и женщины лечатся в разных отделениях.
Персонал женского пола носит на голове платки или хиджабы. В поликлинике
планируют открыть халялъный буфет и молельную комнату для совершения намаза,
разделенную ширмой для мужчин и женщин. Все медикаменты, в соответствии с
принципом халяля, не будут содержать спирта. Подобные поликлиники откроют и в
регионах.
Реалиями повседневной жизни российских
городов уже становятся такие необычные для нас прежде явления как «гетто». На
языке социологов гетто – это депрессивный район в черте мегаполиса, населенный
представителями нетитульной национальности. Жители гетто не учат язык той
страны, в которой они проживают, зачастую не имеют официальной работы, с доходов
от которой могли бы платить налоги, и не принимают участия в жизни города
(имеются в виду выборы, участие в общественных мероприятиях и даже оплата
коммунальных услуг).
В 2005 году в С-Петербурге учёные и
чиновники приступили к созданию демографо-социологической карты жителей. С её
помощью власти намереваются бороться с появлением в городе этнических гетто.
Однако сделать это крайне трудно по многим причинам, одна из которых –
отсутствие в паспортах графы «национальность». Эта графа, как помнится, исчезла
из удостоверений личности в результате «паспортных» реформ 1990-х годов. Поэтому
сделать выборку из обычной паспортной базы, как это делается, например, для
определения среднего возраста жителей, невозможно. По словам социологов,
главная цель создания этнической карты – выявить места скопления мигрантов и
наделить эти районы всем необходимым для скорейшей адаптации приезжих к жизни
современного цивилизованного С-Петербурга.
Остаётся только гадать, как относятся к
культурной адаптации сами приезжие. Не известно, часто ли мигранты посещают,
скажем, Эрмитаж или Русский музей, записываются ли в массовом порядке в
Публичную библиотеку, валом ли валят в филармонию… Однако доподлинно известно,
что им нужна работа. В первую очередь именно для этого они и приезжают в Россию
– кто на время, кто насовсем. Справедливости ради надо заметить, что в
большинстве своём трудовые мигранты стремятся в российские города не с
корыстной целью отнять заработок у коренного населения. Они сами пострадавшие
от политического «кораблекрушения», они жертвы тех буреломных экономических
«реформ», которые бушуют на просторах бывшего СССР, они гонимы волнами нужды и
социального одичания на наши относительно спокойные берега. Для жителей многих
стран СНГ заработок в России – единственный способ обеспечить существование
своей семьи. К примеру, в Таджикистане средняя зарплата составляет 8% от зарплаты
в России, в Туркменистане – 9,3%, в Грузии – 10%, в Киргизии –11,6%, в Молдавии
– 31%, на Украине – 57,1%.
Однако среди мигрантов немало и «настоящих»
иностранцев. Неизвестно, правда, все ли они «трудовые», но точно приехали в
Россию зарабатывать, т.е. «делать деньги». И здесь от них коренному населению
пощады не ждать – бизнес есть бизнес. Председатель Совета С-Петербургской ассоциации
малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков в интервью
газете «Деловой Петербург» (2007 г.) заметил: «В Петербурге мы видим, как
иностранные торговые сети пожирают всё пространство и заняли уже 81%
товарооборота. Малый бизнес ради них усиленно ликвидируют, люди остаются без
средств к существованию, разоряются отечественный пищепром и агропром, а цены
на продукты из-за сетевой монополии растут». Наступление иностранного капитала
идёт по всем фронтам – транспорт, розничная торговля общепит. Лидирует
строительство. В С-Петербурге самые выгодные и престижные объекты отданы
турецкой строительной компании «
Renaissance
Construction
». Весь колоссальный объём смежных работ выполняют только
турецкие фирмы и фирмочки. Рабочие, разумеется, тоже из Турции. Да и вообще по
данным ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» в целом в
России
иностранцы составляют
70%
рабочих на всех строительных площадках.
Но турки – капля в море в сравнении с
китайцами.
Россия за последние годы вышла на
первое место в мире по темпам прироста китайской миграции. По официальным
данным, в России на сегодняшний день проживает около 350’000 этнических
китайцев, однако по некоторым оценкам, их число уже достигло 3,5 миллионов
человек, что составляет примерно 2% от общего населения страны. В крупных
городах самые большие китайские общины проживают в Москве и С-Петербурге. Здесь
выходцам из Поднебесной «национализированы» уже целые производственные отрасли.
По музеям китайским мигрантам ходить некогда. Зато лотки возле Эрмитажа и
Исаакиевского собора трещат под тяжестью китайской продукции с русскими
мотивами – каждая вторая матрешка сделана в Китае. В июне 2007 года губернатор
города Валентина Матвиенко указала Общественному совету по малому
предпринимательству на то, что в Петербурге почти не осталось хороших,
качественных сувениров.
Активно осваивают китайцы и ставшие им уже
«родными» Западную Сибирь и Дальний Восток.
Соответственно росту мигрантов из Китая растет
и сервис, ориентированный исключительно на удовлетворение их потребностей. По
сообщению благовещенской газеты «Телепорт» в Благовещенске недавно заработало
такси, которое обслуживает только китайцев.
Впрочем, матрёшки и такси –
это всё мелочи.
Недавно стало известно, что половину Владивостока могут
отдать в аренду Китаю на 75 лет. Уже состоялось заседание рабочей группы по
разработке «Стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года»,
которую возглавляет глава города Игорь Пушкарёв. На заседании была в целом
одобрена концепция «Хай-Шень-Вэй». Согласно этой концепции Китай, как
предлагают разработчики проекта, будет платить за аренду сумму в размере 150
млрд. рублей, которая в несколько раз перекрывает бюджет Приморского края. На
эти деньги федеральный центр сможет содержать в регионе флот, армию, а также
укрепить власть на местах.
Однако на
китайские деньги скоро, похоже, будут содержаться не только дальневосточный
флот и армия России.
Китайские строительные компании рвутся к югу – в Сочи. А это огромные
инвестиции, большие деньги, против которых не может устоять даже президент
Олимпийского комитета России Александр Жуков.
«Надеемся,
что утверждение Сочи в качестве места проведения Олимпийских игр 2014 г. придаст
дополнительный импульс нашему сотрудничеству в инвестиционной сфере, – сказал
А.Жуков на заседании российско-китайской комиссии в Ханьчжоу. – Мы будем
приветствовать участие китайских компаний в тендерах на строительство различных
олимпийских объектов».
Действительно, китайские
строители строят добротно, качественно. Говорят, и поговорка у них есть: «В
России строить нужно хорошо, ведь нам здесь жить». И вкладываются они в
освоение новых земель по ту сторону Великой стены обильно, с размахом – для
себя стараются. Всего по прогнозам федеральных властей РФ объём китайских
инвестиций в Россию к 2020 г. составит не менее 12 миллиардов долларов.
Но мы не должны пугаться
китайской экспансии. «
Россия не должна бояться Китая, слухи о том, что
многомиллионная армия Китая однажды займет обширные территории нашего Дальнего Востока,
сильно преувеличены, – уверенно заявляет российский премьер Владимир Путин. Во время
своего визита в черноморский курортный город Сочи Путин на конференции сказал
одному из российских специалистов: «Китай не является угрозой безопасности
России. Мы поддерживаем добрососедские отношения уже на протяжении нескольких
сотен лет. И за эти годы мы научились уважать и понимать друг друга». И мы
верим Путину. Или должны верить. По крайней мере, мы должны делать вид, будто
верим.
Но вот что настораживает, не сильно пока
что, но так – слегка. В сентябре 2007 г. в газете «Деловой Петербург» была
опубликована заметка об открытии на базе Восточного факультета СПбГУ так
называемого Института Конфуция, который входит в глобальную сеть китайских
культурно-образовательных центров, создаваемых Министерством образования КНР
совместно с зарубежными центрами китаеведения.
Вот замечательные подробности: «Институт будет
организовывать курсы китайского языка культуры и студенческие стажировки в
Китае. В Институте Конфуция будут обучать работе с потенциальным лидером
мировой экономики –
Китаем. Самая
быстрорастущая из крупных экономик мира уже начала свою экспансию на рынки
Петербурга. Достроено первое здание в рамках проекта «Балтийская жемчужина»
общей стоимостью $1,3 млрд. А минувшим летом Импортно-экспортный банк Китая,
специализирующийся на поддержке китайского бизнеса за рубежом, открыл своё
представительство в Петербурге». Прямо под текстом заметки фотография
заместителя директора Института Конфуция Алексея Родионова в обнимку с каменным
бюстом великого китайского философа. А под фотографией подпись: «Заместитель
директора Института Конфуция
Алексей
Родионов
научит студентов родному языку их будущих работодателей».
Звучит многообещающе для нас, русских туземцев. Неправда ли?
Действительно, всё чаще подданные других
государств приезжают в Россию жить и работать. Да не просто работать –
руководить. И слово для них уже есть в «рыночном» нашем новоязе – «экспаты».
Они не просто трудовые мигранты, они руководители. Дик Адвокат, главный тренер
национальной сборной России – типичный трудовой мигрант, в смысле экспат.
Герхард Шредер, один из фактических руководителей газового «Голубого потока»,
Роберт Дадли, возглавивший третью по величине нефтяную компанию в России «NewCo»,
и
президент другой нефтяной российской группы «Сиданко» Роберт Шепард,
гендиректор «ВымпелКома» Джо Лундер – все трудовые
мигранты-экспаты.
Быстрорастущая масса трудовых мигрантов в
Росси многолика, разноцветна, многоязычна. Она пестра по своему социальному
составу и достатку, неоднородна по уровню образования. Однако, пожалуй, одна
характеристика в той или иной степени присуща всем приезжим – безразличие к
традиционной российской культуре. Заметим, не отрицание или неприязнь, а просто
безразличие. Впрочем, это нормально, ведь Россия для них лишь рынок.
Справедливости ради заметим и другое:
среднестатистический коренной житель больших российских городов, т.е. русский
городской обыватель, также почти равнодушен к своей традиционной культуре.
Иногда он даже стесняется её. Нет, конечно, он не хочет быть турком или
китайцем, которых порой ненавидит и часто клянёт. Русский обыватель не хочет
быть и европейцем. Для русского европейцы слишком чопорны, и вообще они –
«немцы», они, как и мифические сионисты, всегда во всём виноваты и «должны нам
по гроб жизни». Наш урбанизированный обыватель стремиться работать в
маркетинге, ещё лучше в консалтинге. Он мечтает иметь внедорожник с хорошим
тюнингом. Его машина будет стоять на паркинге рядом с домом. Свой дом обыватель
лицует сайдингом, интерьер декорирует молдингом. Он занимается дайвингом и
бодибилдингом, по воскресеньям выезжает на шопинг. Наш обыватель хочет быть
немножко американцем. В культурном отношении он «роллинг», что на английском сленге
значит – бродяга. И это его роднит с трудовыми мигрантами.
Всё это удручающе выглядит в стареющей
России, где специфической особенностью является активное пополнение рядов
пенсионеров за счет бывших мигрантов, которые закрепились здесь ещё в трудоспособном
возрасте. Коренное население России стремительно сокращается. В современной
политике этот процесс стыдливо именуют «демографическим кризисом». Однако не
только природа, но и социальная среда не терпит пустоты. В условиях отсутствия
в Российской Федерации хоть мало-мальски вразумительной национальной политики
страна превратилась в проходной двор, и растущие социальные пустоты необратимо
заполняются кем угодно. Так что это ещё очень большой вопрос:
кого и в какую культуру будут интегрировать
?
Денис
Миронов-Тверской, писатель, активный сторонник Компартии России (КПРФ)