Г.А. Зюганов – Президенту Д.А. Медведеву: Проблемы российского учительства нарастают
Перед сентябрьской встречей руководителей парламентских политических партий с Президентом РФ Дмитрием Медведевым члены Комитета по образованию Государственной Думы от КПРФ Иван Мельников и Олег Смолин подробно доложили ситуацию с российским учительством Председателю ЦК КПРФ, руководителю фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадию Зюганову. На основании всестороннего анализа этой информации лидер КПРФ подготовил на имя Президента России специальное письмо, которое передал Дмитрию Медведеву на состоявшейся в сентябре встрече 
В день профессионального праздника всех учителей – День Учителя - мы знакомим с его содержанием.
Президенту
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Когда 2013-й год был объявлен Вами Годом учителя, фракция КПРФ
приветствовала это решение. Однако реальные действия Правительства
Российской Федерации, а в особенности Министерства образования и науки
РФ и Министерства финансов РФ, привели к дискредитации этой идеи.
1.
В федеральном бюджете на 2013 год в очередной
раз не предусмотрены целевые средства на повышение заработной платы
интеллигенции вообще и работников образования в частности. В сочетании
с дотационностью большинства регионов, переходом на подушевое
финансирование учебных заведений и так называемые новые системы
оплаты труда это даёт следующие негативные результаты:
- крайние диспропорции в оплате педагогического труда. Зарплата
учителей колеблется от более чем 35 тысяч рублей в Москве до
5-7 тысяч во многих субъектах РФ. На наш взгляд, это нарушает
статью 114 Конституции Российской Федерации, которая прямо
обязывает Правительство обеспечивать «проведение в Российской
Федерации единой государственной политики в области культуры, науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии».
Право человека на образование, которое во многом определяется статусом
педагога и оплатой его труда, не может и не должно зависеть от того, в
бедном или богатом регионе страны ему довелось родиться;
- в большинстве регионов отставание роста номинальной заработной
платы от роста цен на товары первой необходимости. По данным Росстата,
в первом квартале 2013 года средняя зарплата в образовании по
отношению к средней зарплате в производственных отраслях составляла
64%. Для сравнения: в США средняя зарплата в сфере образования
составляет 129% от её среднего уровня по стране;
- во многих регионах – снижение номинальной заработной платы,
что отмечено в Постановлении V Пленума ЦК профсоюза работников
народного образования и науки. Заявления Министра образования и
науки РФ, а также многих региональных руководителей о росте
заработной платы в образовании вызывают крайнее удивление у педагогов
большинства регионов страны (копии расчётов заработной платы работников
Красноярского детского сада Любинского МО Омской области, полученные в
письме на имя депутата ГД О. Смолина, прилагаются. Из них
следует, что эта заработная плата без налогов составляет от 3800 до
5500 рублей);
- фактическая ликвидация установленной национальным проектом
«Образование» выплаты за классное руководство под предлогом
её учёта в размере заработной платы, рассчитанном по
«новой» системе;
- резкое сокращение стимулирующей части фонда заработной платы.
Вместо обещанного стимулирования квалифицированного труда это приводит
к «уравниловке» в зарплате педагогов и вспомогательного
персонала. Получая практически одинаковую заработную плату с
техническими работниками, учителя и воспитатели детских садов задают
вопрос: стоило ли так долго учиться?;
- значительный, а нередко – кратный рост уровня зарплаты
руководителей и, соответственно, усиление их зависимости от органов
управления образованием;
- радикальное усиление зависимости уровня оплаты труда конкретного
педагога от личной воли руководителя учреждения и, тем самым,
свёртывание самоуправления и нарастание бюрократизации. Поскольку же
абсолютное большинство руководителей либо стали членами правящей
партии, либо находятся под её воздействием, система образования
превращается в «приводной ремень» партийной политики и
используется в политических целях;
- в итоге – дальнейшее снижение качества образования и рост социальной напряжённости в образовательном сообществе.
2.
В Государственной Думе рассматривается законопроект
группы депутатов, предусматривающий сокращение действующей системы
коммунальных льгот (льгот по оплате жилья и коммунальных услуг) для
сельских педагогов и передачу ответственности за финансирование этих
льгот в регионы. Законопроект вызвал поток писем протеста педагогов,
профсоюзов и иных общественных объединений. Напомню: коммунальные
льготы для сельских педагогов существовали в досоветский и советский
периоды. Их сокращение понизило бы и без того нищенские доходы
педагогических работников на селе.
3.
В федеральном бюджете на 2013 год средства,
выделенные для поддержки лучших учителей России, в Год учителя
сокращены в пять раз.
4.
Крайнюю тревогу в стране вызвал Федеральный закон от
8 мая 2013 г. № 83 «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений». Согласно опросу Левада-центра, большинство населения
России (54%) полагают, что с принятием закона качество бесплатного
образования, медицины и культуры ухудшится. Противоположного мнения
придерживаются лишь 7%.
5.
Бурю возмущения в образовательном сообществе вызвало
предложение Министра образования и науки А. Фурсенко уволить в
Российской Федерации около 200 тысяч учителей, сделанное в Год
учителя и в канун Дня учителя (газета «Ведомости» от
7 сентября 2013 г.). Едва ли не самый популярный вопрос,
который обсуждается в Интернете и в письмах, приходящих во фракцию,
звучит так: если министру не нужны «лишние» учителя, то
нужен ли учителям такой министр?
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в целях разрешения нарастающих проблем российского учительства убедительно прошу Вас:
1.
Дать следующие поручения Правительству Российской Федерации:
- установить минимальный федеральный норматив финансирования
образовательных учреждений различных типов и видов в расчёте на
одного обучающегося. При этом регионам должно быть предоставлено право
повышать данный норматив без финансовых санкций со стороны федерального
центра, но запрещено его понижать;
- утвердить на федеральном уровне базовые оклады педагогическим работникам, также не подлежащие снижению;
- предусмотреть дополнительные средства в федеральном бюджете на
2011 год для тех регионов, финансовая база которых не позволяет
установить федеральные нормативы финансирования образования и базовые
оклады педагогических работников;
- в связи с ростом цен на товары первой необходимости, а также
наличием дополнительных доходов бюджета, проиндексировать с
1 октября 2013 года заработную плату педагогических
работников на 25% из федерального и региональных бюджетов по принципу
50:50.
2.
Рассмотреть вопрос о служебном соответствии Министра образования и науки А. Фурсенко занимаемой должности.