Санкт-Петербург изначально задумывался как мультинациональный и мультикультурный город. Так и произошло: с запада ехали немцы и голландцы, с востока башкиры и татары, с юга – армяне и грузины. И вместе со славянскими народами построили не только замечательный город, но и уникальную петербургскую – ленинградскую культуру. «Ленинградец» в СССР означало некий культурный эталон – и с этим соглашались все, «от Москвы до самых до окраин». 
И вот 19 лет
назад новая власть в принудительном порядке предложила нам «переехать из
Ленинграда в Петербург». И так известно, что два переезда равны одному пожару,
но тут к обычным проблемам добавились и специфические: мы начали стремительно
утрачивать свой культурный облик. Основные приметы – разрушение архитектурной
среды и стремительный поток мигрантов. О последнем до недавнего времени
говорить считалось не совсем приличным, но шумное празднование Уразы-Байрама и
недавнее изнасилование и убийство на Малой Охте десятилетнего мальчика
нелегальным мигрантом из Узбекистана всколыхнуло общественное мнение: новостные
ленты информагентств запестрели ежедневными сообщениями о ежедневных
преступлениях выходцев из Средней Азии и с Кавказа против коренных жителей, в
блогосфере просто стон стоит.
Оговоримся
сразу – речь не идет ни о национализме, ни о ксенофобии, просто по статистике
мигрантов уже больше миллиона (только в текущем году было выдано почти два
миллиона миграционных карт). Город уже не в состоянии ассимилировать такой
приток инокультурных мигрантов, в результате начинают появляться анклавы с
привычной для них и раздражающей нас кишлачно-аульной жизнью и диковатые для
европейского глаза многотысячные обряды-празднества. С собой они везут
многочисленные болезни (в т.ч. ВИЧ, сифилис, туберкулез, гепатит), насекомых-паразитов
(особенно клопов и блох), да и в преступность свой вклад вносят. К тому же –
будем откровенными – едут к нам не европеизированная интеллигенция, а жители
кишлаков и аулов, которые привыкли жить по своим нормам и правилам, и
совершенно не собираются ни ассимилироваться, ни хотя бы считаться с
культурными обычаями хозяев.
Причина их
появления – потребность в рабсиле (настолько дешевой и непритязательной, что
скорее «рабской», чем «рабочей») у строительных и торгово-сетевых корпораций.
Так что же такого хорошего делает для города и горожан корпоративный капитал,
что компенсировало бы эти, мягко говоря, неудобства?
Начнем со
стройкорпораций. Пресловутая уплотниловка, снос скверов, садов и парков — у
всех на слуху. Теперь добавилась ликвидация тысяч гаражей (в основном
принадлежащих ветеранам) в «Северной долине» и грозящее уничтожение вавиловской
коллекции в Павловске. В то же время на недавней лекции лидер ЛЭК П.Андреев
посетовал, что всего 2% петербуржцев в состоянии купить строящееся жилье.
Получается — мы завозим мигрантов, чтобы строить жилье для мигрантов?
Что же
касается сетевой торговли, то о ее недостатках и вредоносности сказано уже
достаточно. Остается добавить, что некоторые сети уже не только начали
рекламную кампанию «принимаем иностранных граждан», но и вынуждены брать к себе
в штат переводчиков.
В итоге
получается, что не корпорации работают в интересах горожан, а весь город —
всего лишь место для извлечения ими сверхприбылей, а горожанам, как всегда,
предлагается «немного потерпеть». Вывод тривиален: пока всесилие истинного
хозяина города — корпоративного капитала — не будет ограничено до
цивилизованных норм, мы толком не сможем решить ни одной серьезной проблемы. И
неконтролируемый наплыв мигрантов — болезненная, но отнюдь не единственная из
них. История человечества показала – под управлением корпоратократии у страны
будущего нет.