Рабская сила Петербурга

Санкт-Петербург изначально задумывался как мультинациональный и мультикультурный город. Так и произошло: с запада ехали немцы и голландцы, с востока башкиры и татары, с юга – армяне и грузины. И вместе со славянскими народами построили не только замечательный город, но и уникальную петербургскую – ленинградскую культуру. «Ленинградец» в СССР означало некий культурный эталон – и с этим соглашались все, «от Москвы до самых до окраин». 

И вот 19 лет назад новая власть в принудительном порядке предложила нам «переехать из Ленинграда в Петербург». И так известно, что два переезда равны одному пожару, но тут к обычным проблемам добавились и специфические: мы начали стремительно утрачивать свой культурный облик. Основные приметы – разрушение архитектурной среды и стремительный поток мигрантов. О последнем до недавнего времени говорить считалось не совсем приличным, но шумное празднование Уразы-Байрама и недавнее изнасилование и убийство на Малой Охте десятилетнего мальчика нелегальным мигрантом из Узбекистана всколыхнуло общественное мнение: новостные ленты информагентств запестрели ежедневными сообщениями о ежедневных преступлениях выходцев из Средней Азии и с Кавказа против коренных жителей, в блогосфере просто стон стоит.

Оговоримся сразу – речь не идет ни о национализме, ни о ксенофобии, просто по статистике мигрантов уже больше миллиона (только в текущем году было выдано почти два миллиона миграционных карт). Город уже не в состоянии ассимилировать такой приток инокультурных мигрантов, в результате начинают появляться анклавы с привычной для них и раздражающей нас кишлачно-аульной жизнью и диковатые для европейского глаза многотысячные обряды-празднества. С собой они везут многочисленные болезни (в т.ч. ВИЧ, сифилис, туберкулез, гепатит), насекомых-паразитов (особенно клопов и блох), да и в преступность свой вклад вносят. К тому же – будем откровенными – едут к нам не европеизированная интеллигенция, а жители кишлаков и аулов, которые привыкли жить по своим нормам и правилам, и совершенно не собираются ни ассимилироваться, ни хотя бы считаться с культурными обычаями хозяев.

Причина их появления – потребность в рабсиле (настолько дешевой и непритязательной, что скорее «рабской», чем «рабочей») у строительных и торгово-сетевых корпораций. Так что же такого хорошего делает для города и горожан корпоративный капитал, что компенсировало бы эти, мягко говоря, неудобства?

 

Начнем со стройкорпораций. Пресловутая уплотниловка, снос скверов, садов и парков — у всех на слуху. Теперь добавилась ликвидация тысяч гаражей (в основном принадлежащих ветеранам) в «Северной долине» и грозящее уничтожение вавиловской коллекции в Павловске. В то же время на недавней лекции лидер ЛЭК П.Андреев посетовал, что всего 2% петербуржцев в состоянии купить строящееся жилье. Получается — мы завозим мигрантов, чтобы строить жилье для мигрантов?

Что же касается сетевой торговли, то о ее недостатках и вредоносности сказано уже достаточно. Остается добавить, что некоторые сети уже не только начали рекламную кампанию «принимаем иностранных граждан», но и вынуждены брать к себе в штат переводчиков.

В итоге получается, что не корпорации работают в интересах горожан, а весь город — всего лишь место для извлечения ими сверхприбылей, а горожанам, как всегда, предлагается «немного потерпеть». Вывод тривиален: пока всесилие истинного хозяина города — корпоративного капитала — не будет ограничено до цивилизованных норм, мы толком не сможем решить ни одной серьезной проблемы. И неконтролируемый наплыв мигрантов — болезненная, но отнюдь не единственная из них. История человечества показала – под управлением корпоратократии у страны будущего нет.

А.Третьяков

Код для вставки в блог: