НАЧАЛА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

При содействии городского и Московского районного отделений КПРФ вышла в свет книга профессора Боровикова Анатолия Павловича «Начала марксизма-ленинизма». В книге раскрываются исходные представления о марксизме-ленинизме, содержится его общая характеристика. Материал предназначен для тех, кто только еще приобщается к этой теории или желает освежить в своей памяти знания о ней. 

На первой странице книги автором дается четкое и емкое определение марксизма-ленинизма: «Мировоззрение, идеологию коммунистов составляет марксизм-ленинизм - теория, созданная Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895), а в дальнейшем развитая Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924). Марксизм-ленинизм есть система знаний о законах развития мира и его революционном преобразовании в интересах рабочего класса, трудящихся. Предназначение марксистско-ленинской теории заключается в выяснении условий и указании путей освобождения народных масс от любых видов эксплуатации, угнетения, социального неравенства и утверждения наиболее целесообразной, подлинно гуманной организации человечества - коммунистической общественно-экономической формации».         Достоинство книги профессора А.П. Боровикова заключается, прежде всего, в том, что ее содержание определено всесторонним изучением первоисточников марксистско-ленинской теории – произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. К достоинствам также относятся и популярный, доступный широкому читателю язык, лаконизм изложения сложных научных определений.         Но, пожалуй, самой примечательной особенностью книги профессора А. П. Боровикова является ее практическая значимость для партийных пропагандистов. Чтобы убедиться в этом редакция сайта представляет его читателям выдержку изананосируемой работы, осносящуюся к чрезвычайно актуальной для КПРФ теме  - «Сохранение единства партийных рядов».  

Пути сохранения единства партийных рядов  

На основе обобщения выдвинутых Лениным по этому вопросу установок можно обозначить здесь следующие наи-более важные (под углом зрения принципа демократического централизма) положения:

1. Учитывать, что возникающие в партийных рядах разногласия могут носить неодинаковый характер. Одно дело – разногласия среди коммунистов-единомышленников. Они во множестве возникают в ходе повседневной деятельности на общей для всех марксистской базе и без них не бывает никакой живой партийной жизни и действительной партийной ра-боты. По поводу таких разногласий можно и нужно спорить, но ни в коем случае нельзя из-за них расходиться, ослаблять единство рядов и, особенно, позволять врагам использовать их во вред партии. Тем более что такие разногласия обычно устраняются самой жизнью, показывающей, кто в данных спорах прав, а кто ошибается. Другое дело – разногласия между коммунистами и отступниками   от марксистской теории, оппортунистами. Эти раз-ногласия абсолютно непримиримы. Ибо, отметим еще раз, коммунистам нужно не всякое единство, а лишь такое, которое зиждется именно на марксистской базе.

«Единство», предполагающее отход от нее, для коммунистов всецело неприем-лемо. Поэтому (при всей нежелательности и прискорбности раскола) следует, не колеблясь, идти на него, если принципы марксизма ставятся под угрозу. Он несравненно лучше, чем затуманивающая сознание коммунистов и сбивающая их с правильного курса идейная путаница. Чисто формальное единство с оппортунистами, писал Энгельс, единство в кавычках не стоит той цены, которую коммунистам пришлось бы за него в конечном счете заплатить. И с теми, кто жертвует про-летарским, классовым характером коммунистического движения, разрыв неизбежен [1] . Причем разрыв, раскол должны быть не тайными, скрываемыми, а открытыми, прямыми и честными. Тайный, скрываемый раскол, заметил Ленин, относится к открытому расколу (по своему морально-политическому значению и морально-политическим последствиям) примерно так же, как тайная супружеская неверность относится к открытой свободной любви [2] .

2. Принимать во внимание, что вызываемые разногласиями дискуссии, споры, сопоставления точек зрения имеют свою внутреннюю логику. Заключается она в том, что большие и опасные разногласия нередко вырастают из самых ма-леньких, даже ничтожных вначале разногласий. Всякое маленькое разногласие может стать очень большим, если на нем необоснованно настаивать, выдвигать все сильнее на первый план и упорно сопротивляться исправлению лежащей в его основе ошибки. В этом случае за маленькое разногласие и маленькую ошибку уцепляются люди, порождающие большие разногласия и делающие большую ошибку. Так растут ослабляющие единство партийных рядов расколы, способные поко-лебать все партийное здание [3] .

3. Если обусловленная наметившимся расколом борьба стала неизбежной, необходимо сделать все для того, чтобы она тоже велась открыто, широко и свободно. Побольше света! Нет ничего хуже отсутствия открытой борьбы, ибо скрытые ее формы оказывают деморализующее воздействие и на членов партии, и на следящих за нею широких масс. Члены партии, массы видят или угадывают в этом своего рода склоку среди руководителей, не понимая, о чем, в сущности, идет речь. Требуется не отрицать, не затушевывать возникшие разногласия и позволить высказаться всем сторонам, чтобы мак-симально проявить их позиции, создав почву для правильных выводов и оптимальных решений [4] .

4. В обстановке такой открытости и гласности все члены партии должны с полным хладнокровием и величайшей тщательностью принять участие в изучении сложившейся ситуации. При этом следует, во-первых, ни в коем случае не верить кому бы то ни было на слово, а строго проверять фактическое поведение участников событий, требовать пред-ставления точнейших документов и аргументированных правдивых объяснений. На слово в политике верят одни дурачки [5] .

Во-вторых, не сосредоточиваться только на внешней стороне развернувшейся борьбы, не видеть в ней лишь сжатые ку-лаки, искаженные лица и уродливые сцены. Они есть лишь эксцессы и крайности в борьбе, ибо борьбы не бывает без ув-лечений, а увлечения чреваты крайностями. Требуется же выявить в борьбе главное – сущность разногласий, их идейно-классовые корни. То есть понять, интересы какого класса, слоя вызвали и питают смуту. Для этого надлежит проана-лизировать все возникшие   платформы, тенденции, течения, оттенки и оттеночки [6] . В-третьих, помимо выявления сущности разногласий, необходимо еще изучить и процесс развития партийной борьбы. Ибо сущность разногласий развертывается, конкретизируется и видоизменяется в ходе борьбы, которая, проходя разные этапы, показывает на каждом из них нео-динаковый состав борющихся, неодинаковое их число и неодинаковые позиции. Без такого анализа невозможно поставить правильный диагноз возникшей болезни и наметить правильное ее излечение [7] .   5. Чрезвычайно важно добиться, чтобы развернувшаяся в партии борьба с самого начала велась в приличных, достойных серьезной политической силы формах и не выходила за рамки партийности [8] .

 Это означает: На всем протяжении она должна оставаться борьбой партийных людей за свои убеждения и не превращаться в нелепую, постыдную, безысходную, вульгарную обывательскую склоку с использованием присущих ей приемов – лжи, клеветы, сплетен, скандалов, дрязг, брани, интриганства и прочих «милых вещей». Категорически недопустимы также неидейные, грубо-механические   приемы борьбы – бойкот, отказ от подчинения, шантаж, угрозы, давления, прекращение материальной поддержки партии. Замена идейного воздействия на противников использованием названных средств по-казывает отсутствие у людей принципиальной выдержанности и веры в отстаиваемые взгляды [9] .

б. Защита членами партии своих убеждений, свобода мнений не должны превращаться в активную проповедь чуждых марксизму воззрений. Лозунг полной, безграничной для членов партии свободы мысли – оппортунистический. Ибо партия есть союз борьбы с буржуазными мыслями (т.е. с буржуазной идеологией). И свобода мысли в ней допускается лишь в известных границах. Есть такие «мысли», по поводу которых между коммунистами и разговора быть не может. Партия, повторим, не обязана идти рука об руку с теми, кто, покинув почву марксизма, начинает распространять враждебные ей взгляды [10] Но даже и когда члены партии в защите своих убеждений не выходят за означенные границы, они не должны до-пускать, чтобы формально-законное использование ими предусмотренных демократией прав наносило интересам партии вред.

Для настоящего коммуниста интересы партии, революционная целесообразность выше формального демократизма. Формальный демократизм должен быть подчинен революционной целесообразности. И если соблюдение интересов партии, если революционная целесообразность требуют от коммуниста поступиться каким-либо из своих прав, он обязан без колебаний сделать это. Он должен понимать, для чего, когда и в какой мере может исполь-зовать свои права [11] .

Например, с точки зрения формального демократизма любой   коммунист может в любое время и по любому вопросу выступить со своим взглядом относительно происходящего, может выдвинуть свою особую платформу, может подвергнуть критике действия любых лиц и может требовать открытия в связи с этим партийной дискуссии. Однако с точки зрения интересов партии, с позиции революционной целесообразности такие выступления могут быть очень большой ошибкой.

Поэтому следует [12] : - учитывать конкретную ситуацию, в которой партия действует, и не злоупотреблять формальным правом на дис-куссии, на критику, не допускать, чтобы дискуссии, критика были для партии ударом, особенно в трудные моменты, и использовались врагами в ущерб ей. (Ленин считал, что революционеры вообще не должны прибегать, без крайней        нужды, к разговорам о «правах» в революционном деле [13] ); - исходить в ходе дискуссий и критики из того, что дело не в том, какие цели субъективно ставят перед собой их участники (отдельные лица или целые группы), а в тех объективных результатах, которые неизбежно вытекают из их дей-ствий. Партии нужны не любая дискуссия   и не любая критика, а лишь такие, какие дают ей плюсы; - помнить, что критика не должна быть злостной, мелочной и вероломной, а дискуссии изнурительными и беско-нечными. Пролетарская партия – не дискуссионный клуб и не место для интеллигентских «обсуждений», а борющаяся организация. Обсуждения – обсуждениями, но нормально жить и нормально действовать партии надо. Ленин по анало-гичному поводу заметил: «Еще один шаг в дискуссии, и мы не партия» [14] .  

И Сталин настойчиво растолковывал, что «...об-суждение вопросов необходимо, дискуссия нужна, но нужны и пределы дискуссии, предохраняющие партию, этот боевой отряд пролетариата, от вырождения в дискуссионный клуб» [15] . Он предостерегал от людей, не мыслящих партию без по-стоянных дискуссий и претендующих «на звание профессиональных дискуссантов» [16] ; - рассматривать спорные вопросы теории в специальных изданиях партии, на научных семинарах и конференциях, а не делать их сразу предметом общепартийного разговора и тем более не создавать на их основе платформы. Но и при этом учитывать, что, несмотря на всю важность такой научно-теоретической работы, партия все-таки есть боевая организация пролетариата, а не общество, существующее просто для изобретения различных теорий, выдвижения различных учений и интеллектуальных упражнений всевозможных дилетантов-доктринеров [17] . г. Весь ход и все перипетии борьбы, связанной с возникновением и преодолением разногласий, ни при каких обсто-ятельствах не должны вносить дезорганизацию в партийные ряды, не должны их раскалывать, не должны мешать пов-седневной положительной работе коммунистов, не должны нарушать единство действий.

Свобода обсуждения, дис-куссий и критики при непременном единстве действий – вот что составляет прямой общий партийный долг, вот чего надлежит всеми силами добиваться. Любые призывы, нарушающие единство действий, – недопустимы [18] . 6. В борьбе за сохранение единства партийных рядов в первую очередь требуется максимально использовать все меры идейного, разъяснительного воздействия на тех, кто его ослабляет, все возможности и средства убеждения их. Партии необходимо не просто единство, а единство сознательное . Тем более что не следует без необходимости создавать в ней, как заметил Энгельс, мучеников [19] .

Но если указанные меры желаемого результата не дают, и нарушители единства продолжают вести себя раскольнически и нелояльно (чему обязательно следует иметь фактическое подтверждение), то они, употребляя опять же слова Энгельса, должны либо сами выйти из партии, либо быть выкинуты из нее [20] .

Лица,    единство партийных рядов попирающие, единством пренебрегающие, к партии принадлежать не должны. Партия ук-репляется тем, что очищает себя от чужеродных элементов.

И из борьбы за сохранение единства партийных рядов, из обсуждений, дискуссий и критики партия должна выходить не раздробленной и ослабевшей, а более крепкой, сплоченной и работоспособной нежели тогда, когда они начинались. Только такой результат достоин марксистской, коммунисти-ческой партии передового революционного класса [21] .  



[1] Маркс К. и Энгельс Ф. Т.35.С.319;Т.38.С.16.  
[2] Ленин В.И. Т.9.С.350;Т.15.С.56;Т.35.С.48-49;Т.39.С.214-216;Т.41.С.93;Т.43.С.185;Т.46.С.56.  
[3] Там же. Т.8.С.239-240;Т.42.С.234,242,269.  
[4] Там же. Т.4.С.331;Т.8.С.94-97;Т.9.С.4-5;Т.12.С.395;Т.13.С.65;Т.30.С.221-222.  
[5] Там же. Т.25.С.220-221;Т.42.С.234-235.  
[6] Там же. Т.21.С.419;Т.23.С.51-52,72,115;Т.25.С.118;Т.43.С.5.  
[7] Там же. Т.8.С.165;Т.42.С.234-235.  
[8] Там же. Т.8.С.119,133;Т.9.С.14,20.  
[9] Там же. Т.8.С.20,33,115-116,158,168,338,351;Т.9.С.3-11;Т.20.С.354;Т.24.С.166.  
[10] Там же. Т.12.С.102-103;Т.17.С.422;Т.19.С.313-318,409-415.  
[11] Там же. Т.42.С.237,246,268-269,282,350.  
[12] Там же. Т.15.С.183-184;Т.26.С.216;Т.42.С.350;Т.43.С.4-5,91,101-106.  
[13] Там же. Т.7.С.97.  
[14] Там же. Т.42.С.350.  
[15] Сталин И.В. Т.5.С.370.  
[16] Там же. Т.8.С.146.  
[17] Маркс К. и Энгельс Ф. Т.18.С.171;Т.33.С.366.  
[18] Ленин В.И. Т.8.С.115-116;Т.9.С.4;Т.13.С.64-65,129;Т.14.С.125.  
[19] Маркс К. и Энгельс Ф. Т.37.С.379.  
[20] Там же. Т.36.С.135.  
[21] Ленин В.И. Т.24.С.102-103;Т.43.С.5-6,92.  

Код для вставки в блог: