Динамизм и стабильность Республики Беларусь

Статья А.В. Воронцова  

    2 апреля 2011 года исполняется 15 лет, когда президенты России и Белоруссии подписали в Москве Договор о Сообществе Белоруссии и России, а через 3 года был   подписания «Договор о создании Союзного государства». С сожалением приходиться констатировать, что Союзное государство как таковое   пока еще   не сложилось. До настоящего времени по существу не созданы предусмотренные   Союзным договором органы исполнительной власти, неудовлетворительно исполняются принятые союзные бюджеты, затягиваются сроки формирования Парламента Союзного государства, создание конституционных органов,   приостановлено развитие союзных электронных и печатных СМИ, а главное - тормозится работа по созданию единого экономического и социального пространства наших стран.

   С горечью приходится   признать, что основная причина этого торможения лежит в нежелании отдельной части руководства России опирающиеся   на либеральные силы и олигархические круги, и определенных кругов в Белоруссии, прежде всего оппозиции, проводить Союзный договор в жизнь, даже в рамках подписанных ранее документов. В многочисленных выступлениях по радио, особенно в Радиогазете «Слово», газете «Земля Русская», в «Новом Петербурге», журнале «Экономика и жизнь», в журнале «Вестник Петровской академии», на сайтах Интернета,   особенно Белорусского посольства в России, Русской линии, Санкт-Петербургского отделения КПРФ и др.

    СМИ   наша организация совместно с Петровской академией наук и искусств обосновывает необходимость создания Союзного Государства объективными экономическими,   стратегическими, военно-политическими и религиозно-нравственными   причинами. В современном геополитическом пространстве не лучшим образом складывается ситуация почти на всей протяженности наших границ и особенно на юго-западе. Союз Беларуси и России – уникальное объединение двух независимых государств. Это особое межгосударственное формирование с четко зафиксированной в Договоре и Уставе целью - продвижение к добровольному объединению государств-участников при соблюдении их суверенитета.         

      К объективным причинам относятся назревшие экономические и геополитические условия. Западу и Соединенным Штатам Америки, как и международным финансовым корпорациям невыгодно возрождение на руинах бывшего СССР нового мощного экономического и политического центра.   Союз России и Белоруссии имеет для нас не только судьбоносное, но и эпохальное значение. Будет союз с Белоруссией, - будет союз и с другими государствами – Украиной, Казахстаном. Следовательно, будущее союзное государство займет достойное место в современном геополитическом пространстве, что будет серьезным препятствием мировому глобализму . Наши оппоненты готовы приветствовать объединительные процессы в любой точке земного шара – в Германии, в Европе в целом, в Корее – только не на территории бывшего СССР. С чего бы это? Почему наш Союз должен быть направлен против кого-то, кому-то или чему-то угрожать, он не против, он за.

     Союзное государство создается в интересах русского и белорусского народов, для того чтобы наша жизнь была богаче и спокойнее, чтобы наши дети могли увереннее смотреть в будущее. Западу и США, как и международным финансовым корпорациям, невыгодно возрождение на руинах бывшего СССР нового мощного экономического и политического центра. В то же время России для возрождения былой мощи необходимы, прежде всего, военно-политическая реинтеграция постсоветского пространства, присутствие в Европе и широкий выход к Балтийскому и Средиземному морям.

Напомню противникам российско-белорусского союза элементарную правду. Беларусь обеспечивает стабильность на западных границах. Она располагает одной из самых боеспособных армий в Европе. Общая численность Вооруженных Сил составляет 85 тысяч человек, из которых более 70% сухопутные войска, около 17% - военно-воздушные силы, 13% - войска ПВО (Ни о каком сокращении Вооруженных Сил Беларуси речь не идет). На пространстве от Риги до Киева только белорусские ПВО отслеживают ситуацию и информируют Москву. Беларусь сохранила уникальный центр, который фиксирует любой взлет самолета за 2,5 тысяч километров, т.е. практически с любого   аэродрома в Европе. Без Белоруссии России трудно обеспечить безопасность своих западных рубежей. Создание реального Союза освобождает Россию от обустройства границы с Белоруссией (1239 км) и ее охраны.

 Существенен вклад Беларуси в совместное производство вооружений. В настоящее время 180 российских оборонных предприятий поддерживают контакты со 120 заводами белорусского ВПК. Доля поставок из Белоруссии в оборонном заказе РФ достигает 15%, по имеющимся оценкам, при отсутствии координации с белорусскими предприятиями на организацию альтернативных производств только в оборонной промышленности России потребуется единовременно около 20 млрд. рублей в ценах начала 1998 года. [1]

     В преддверии выборов Президента Республики Беларусь так называемая «пятая колонна» через своих представителей в российских СМИ и органах государственной власти пытается вбить клин в дружеские и добрососедские отношения между братскими народами, беспардонно принижая и дискредитируя деятельность ныне действующего Президента Беларуси Александра Лукашенко, что оскорбительно для всего братского белорусского народа, ибо он избран населением страны в результате признанных международными наблюдателями, в том числе и из России, свободных, равноправных и демократических выборов. Эта же публика всячески подталкивает руководство России на многостороннюю конфронтацию с руководством Беларуси.         

     На телеэкранах, в том числе государственных, появляются одиозные фигуры разрушителей СССР, типа Шушкевича С.С. и других оппозиционеров, которые не скрывают своих прозападных настроений. В репортажах СМИ звучат провокационно ориентированные утверждения, что «Беларусь живёт за счёт России». При этом умалчивается тот факт, что почти половина белорусского экспорта потребляется развитыми странами Европейского Союза, Америки, Юго-Восточной Азии, Китаем. К примеру, объединение «БелАЗ» занимает 30% мирового рынка по производству крупнотоннажной автотехники; минское предприятие «Белкоммунмаш» - первое место в мире по объёму производства троллейбусов. Более чем на 90% Республика обеспечивает свое население качественными продуктами питания собственного производства.  

     Беларусь стала первой среди стран СНГ, восстановившей ВВП уровня 1990 года, единственной страной в СНГ, удвоившей ВВП за последние пятнадцать лет, несмотря на негативное влияние двух финансовых кризисов (1998 и 2009 годов). Промышленный потенциал Беларуси динамично развивается. В сфере промышленного производства Беларусь также стала первой страной в СНГ, достигшей уровня, существовавшего до распада Советского Союза, уже через десять лет. А с 1995 года объем промышленного производства в Беларуси увеличился более чем в три раза. Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась за последние пятнадцать лет в 1,5 раза. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь занимает первое место среди государств СНГ. Особо важное значение в этом имеет реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2013гг.

     За это время   введены в строй 1   188 агрогородков, в них построено 7   087 жилых домов (квартир) общей площадью 603,7 тыс.кв.м. [2] Данные, свидетельствующие об устойчивости экономического роста в Беларуси и стабильности развития экономики страны в целом, приводятся в исследованиях различных международных организаций и структур Европейского союза. В частности, европейскими экспертами отмечен успех Беларуси в предотвращении открытой рецессии в кризисный период 2008-2009 годов в мировой экономике. По оценке Европейской комиссии, Беларусь оказалась единственной страной в регионе, которая добилась максимума от кризиса в целях проведения реформ и модернизации экономики. Европейские исследователи также подчеркивают более устойчивый характер банковской системы Беларуси в сравнении с регионом в целом. Кроме того, Беларуси удалось существенно увеличить объем капитализации банков и обеспечить самый низкий в регионе уровень невозвратных кредитов (1,7 процента). Согласно европейским исследованиям среднегодовой рост экономики Беларуси в период 2001-2008 годов составил более восьми процентов, а в 2009 году в условиях мирового финансово-экономического кризиса Беларусь демонстрировала более высокие экономические показатели, чем страны ЕС и большинство стран СНГ. СМИ России в искаженном виде говорят и пишут об экономике Белоруссии, ее инвестиционном климате. А между тем, в Беларуси проведены самые серьезные меры по оживлению экономического развития страны. Усилия белорусской стороны в сфере либерализации экономики и улучшения условий ведения бизнеса активно повышают инвестиционную привлекательность экономики Беларуси. Согласно исследованию Всемирного Банка «Ведение бизнеса» за два года, начиная с 2008, Беларусь поднялась со 115 места на 58 (в целом на 57 позиций) среди 183 стран по простоте осуществления деловой деятельности. Более того, Беларусь вошла в первую в мире пятерку стран-реформаторов как по количеству реализованных реформ в сфере либерализации условий ведения бизнеса, так и произведенному ими эффекту. В докладе Всемирного Банка, касающемся регулирования прямых иностранных инвестиций в государствах мира, отмечается, что Беларусь лидирует в своем регионе по показателю простоты создания иностранного предприятия, опережая такие страны, как Австрия, Великобритания, Испания, Ирландия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и Франция, а также США и Япония. Беларусь занимает высокие позиции по обеспечению эффективного доступа предприятий к земле.

    По совокупности различных индикаторов в этой области она находится на уровне стран Европейского союза, США и Канады. Всемирный Банк констатирует, что по показателю возможностей инвестирования в различные секторы экономики условия в Беларуси соответствуют условиям в странах Европейского союза. Республика Беларусь является относительно малой страной с высокой степенью открытости экономики. Если в среднем по всем странам мира объем внешнеторгового оборота сопоставим с 38-39% мирового валового продукта (примерно таков он и в России), то для Беларуси это соотношение колеблется в пределах 116-119%. По этому показателю Беларусь входит в число стран лидеров по степени открытости экономики, а следовательно, и зависимости от мировых экономических процессов. Предприятия двух стран, несмотря на трудности последних лет, продолжают поддерживать тесные производственные связи и заинтересованы в их дальнейшем развитии, для которого прогресс экономической интеграции призван создать благоприятные условия.

     Для Белоруссии экономическое сближение с Россией создает перспективу значительного расширения рынка сбыта белорусских товаров (которые, благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества перед российскими на внутреннем рынке РФ), облегчения доступа к российским энергоносителям, за счет которых удовлетворяется подавляющая часть потребностей республики в газе и нефти. Развертывание интеграционных процессов будет способствовать привлечению крупных российских инвестиций в белорусскую экономику, что должно стать важным фактором устойчивого роста экономического потенциала республики, модернизации структуры производства и активизации рыночных реформ. В целом Белоруссия рассчитывает, интегрировавшись с экономически более мощной Россией, ускорить решение своих хозяйственных проблем. [3] Для России выгоды экономического союза с Белоруссией также очевидны.

    Полное снятие ограничений во взаимной торговле позволит России обеспечить свободный доступ своих товаров на белорусский рынок и улучшить тем самым финансово- экономическое положение сотен предприятий и целых отраслей, поддерживающих тесные многолетние связи (в том числе производственно-кооперационные) с контрагентами из Белоруссии. В то же время некоторые виды продукции, производимые в Белоруссии, жизненно важны для российской экономики. Так, до сих нор 80% тракторного парка в России составляет машины, выпускаемые Минским тракторным заводом. В горнодобывающей промышленности РФ более 40% грузов вывозятся автомобилями   белорусского производства. Развитие интеграционных процессов в отношениях между Россией и Белоруссией способствует проникновению в Белоруссию российского капитала. Действует более 500 российско-белорусских совместных предприятий (СП) в различных отраслях экономики. Создано несколько транснациональных финансово-промышленных групп (ФГП) с участием российских и белорусских предприятий; в ближайшее время число таких ФГП может значительно увеличиться. Развитие российско-белорусских интеграции должно внести вклад и в укрепление экономической безопасности обеих стран. Так, предусматриваемое в рамках Таможенного союза установление эффективного контроля на внешних границах Белоруссии должно поставить барьер на пути бесконтрольного вывоза и ввоза товаров и тем самым положить конец многомиллиардным потерям, которые несут Россия и Белоруссия из-за контрабанды. [4]  

     Среди факторов, определяющих значение экономической интеграции с Белоруссией для Российской Федерации, важное место занимает удобное географическое положение Белоруссии, через территорию которой проходят основные сухопутные транзитные пути, связывающие Россию со странами Центральной и Западной Европы. В целом, по оценке ряда экспертов, российско-белорусская экономическая интеграция позволит России добиться 25%-ного прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии,   которая буквально начинена суперсовременным производством. Ожидаемый эффект для Белоруссии от интеграции с Россией – более 40%. В то же время нельзя не отметить, что в развитии российско-белорусских экономических отношений имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, приводящих к потерям для России и Белоруссии и активно используемых противниками союза двух стран для дискредитации самой его идеи. Противники интеграции РФ с Белоруссией (как и другими странами СНГ) нередко приводят тот аргумент, что данный процесс якобы способствует консервации технологической отсталости России, обеспечивает практически гарантированные поставки низкокачественных товаров на невзыскательные рынки стран-партнеров (а также поставки столь же низкокачественных товаров этих стран на наш рынок) и ограждают российскую промышленность от благотворной для нес конкуренции со стороны третьих стран, прежде всего высокоразвитых.

     Между тем Россия сегодня просто не в состоянии выдержать полноценной конкуренции с последними, она пока находится с ними в разных "весовых категориях". В этих условиях взаимодействие (и конкуренция) с Белоруссией и другими странами СНГ может помочь сохранению и укреплению производственного потенциала РФ, его качественному обновлению и созданию предпосылок для более активного входа российских предприятий на мировой рынок. Этот вывод, на наш взгляд, вполне оправдан и в отношении Белоруссии. Многие трудности в развитии российско-белорусского экономического сотрудничества связаны с незавершенностью унификации денежно-кредитных систем, налогового законодательства и тарифной политики, низкая гарантированность возврата валютных средств. Многие соглашения не.   Союз России и Беларуси призван помочь нашим государствам выйти из нынешних трудностей, обеспечить благополучие и безопасность наших народов.

    Именно в рамках Союза, поддерживая и помогая друг другу Россия и Беларусь будут идти вперед гораздо быстрее и добьются больших успехов, нежели обособленно. Союз позволит объединить усилия двух государств на пути стабилизации и возобновления экономического роста. Сегодня   в    Республике     Беларусь    строится   социально ориентированная многоукладная рыночная экономика с равноправным функционированием государственной и частной собственности, с различными формами хозяйствования: акционерной, коллективной, арендной и т.д. Республика Беларусь рассчитывает на свой белорусский путь к эффективной экономике, на собственную модель социально-экономического развития, которая отвечает интересам и специфике страны. Концепция реформ в Беларуси основывается прежде всего на том, что государство, используя весь имеющийся потенциал стремится обеспечить обществу стабильное развитие.

    Направления государственной социально-экономической политики концептуально определены Президентом Республики. Они следующие: - главным в экономике Беларуси, по-прежнему остается государственный сектор. Приватизация объектов хозяйствования может осуществляться исключительно с согласия трудовых коллективов. Извлеченные при приватизации средства направляются на поддержку производства и создание рабочих мест; - развитие рыночной инфраструктуры производится в соответствии с защитой потребителя; - в сфере развития предпринимательства - введение упрощенного налогообложения для малого и среднего бизнеса в производственном секторе; - финансовая система - приоритет на обеспечение эффективного развития производства товаров и продуктов питания; - забота о людях труда проявляется в льготном кредитовании в жилищном строительстве. Руководство Беларуси убеждено, что без сильной государственной власти никакие реформы неосуществимы и только такая власть в экономике переходного периода обеспечивает стабильность, регулирование и координацию всех трансформационных процессов. Второй принцип заключается в том, что в переходный период государство проводит активную промышленною стратегию и поддержку промышленных предприятий. В-третьих, государство в финансовом и внешнеэкономическом плане поддерживает экспортную ориентацию экономики. Банковская система республики сориентирована на работу с реальным сектором. Белорусские банки избежали системных кризисов и реально обслуживают экономику. При этом нужно иметь в виду, что обвал валютного рынка в России и в мире, а затем более чем двукратное увеличение цен на энергоносители крайне негативно сказались на Белорусской экономике. Тем не менее,   Белоруссия при ее ограниченных природных ресурсах занимает по данным ООН 52 (из 152) место по жизненному уровню населения, выше, чем Россия, Украина и другие страны СНГ. В Белоруссии стабильные цены на транспорт, коммунальные услуги, продукты питания .              

     В передачах и публикациях российских СМИ умалчивается, что Республика строго исполняет свои обязательства в рамках Таможенного Союза и Союзного Государства; Беларусь гарантирует беспрепятственный и безвозмездный транзит миллионов тонн промышленных грузов и продуктов питания, поступающих в Россию. Бесспорно, что с отрудничество с белорусскими предприятиями выгодно тысячам российских хозяйствующих субъектов, в частности оно создает в нашей стране 10 миллионов рабочих мест. Для многих российских граждан кажутся нелепыми «заказными» назойливые разговоры о предоставлении Беларуси дешёвого газа и нефтепродуктов, при том, что миллиардные прибыли компаний-поставщиков уплывают за рубеж и обогащают лишь узкую олигархическую группу. Напомню, что и   в советское время Белоруссия была наиболее динамично развивающейся республикой СССР. Уступая России по площади территории более чем в 80 раз и по численности населения в 14,5 раза, в республике производилось 60% выпускающихся в СССР электродвигателей, более 22% металлорежущих станков, почти 62% химических волокон и нитей, более 46% цветных телевизоров, 12% всего объема сельскохозяйственной продукции. Беларусь никогда не была нахлебником у России, ежегодно вкладывала в бюджет СССР около 3 млрд. долларов. И это тоже правда, о которой не любят говорить противники российско – белорусской дружбы. И сегодня, когда Россия закупает за границей более 50% продуктов питания, Беларусь не только обеспечивает свое население продукцией сельского хозяйства, но и вывозит около 20% за пределы республики, в том числе и в Россию.

     В международном рейтинге по такому комплексному показателю, как индекс развития человеческого потенциала, Беларусь занимает 68-е место среди 182 стран мира и входит в группу государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала.   Заметим, что Россия занимает 71-е   место по этому показателю. Беларусь по праву может гордиться достижениями в области борьбы с безработицей, которая в настоящее время составляет менее одного процента.   Это один из самых низких показателей в Европе. К сожалению, в России на конец 2013 года она составляла 6,6%, а в Европе и того больше - 10%.   Благо Стабильное социально-экономическое развитие, отсутствие межнациональных конфликтов делает Белоруссию привлекательной для иммигрантов. В Беларусь приезжает больше людей, чем уезжает. С 2005 года миграционный прирост населения увеличился в шесть раз. В Беларуси наблюдается поступательный рост реальных денежных доходов населения. За последние пятнадцать лет они выросли более чем в пять раз. При этом рост денежных доходов неуклонно сопровождался повышением их покупательной способности. В середине 2013 года средняя заработная плата в Беларуси достигла 410 долларов США, благодаря чему среди стран СНГ Беларусь находится на третьем месте после нефтедобывающих России и Казахстана. С 1995 года в Беларуси наблюдается устойчивый рост пенсий: реальный размер назначенных пенсий за последние пятнадцать лет увеличился в пять раз и более чем на 30 процентов по сравнению с размером пенсий, выплачиваемых пять лет назад. В стране заметно сократилась доля малообеспеченных людей: количество населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума за последние пятнадцать лет снизилось в Беларуси с 38 до 5 процентов жителей страны.

     В Беларуси один из наименьших в СНГ разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, что отражает справедливое распределение доходов среди социальных групп населения. Беларусь является одним из мировых лидеров по уровню финансирования сферы образования – около шести процентов ВВП ежегодно. За последние пятнадцать лет численность студентов в Беларуси возросла более чем в два раза, а по количеству студентов в расчете на десять тысяч человек Беларусь вышла на среднеевропейский уровень – 445 человек, что является самым высоким показателем в истории страны. Одним из приоритетов социально-экономической политики является здравоохранение. В этой области Беларусь имеет самые высокие показатели не только среди стран СНГ, но и многих других государств мира. В частности, на каждые десять тысяч населения в стране приходится 50 врачей и 120 специалистов среднего медицинского звена, что соответствует высоким международным стандартам. В Беларуси созданы самые благоприятные условия для занятия спортом. В настоящее время в стране функционирует более 25 тысяч физкультурно-спортивных сооружений. Значительное внимание в Беларуси традиционно уделяется вопросам жилищного строительства и обеспечения жильем нуждающихся граждан, в том числе молодых семей. За последние пятнадцать лет объемы вводимого в стране жилья выросли в три раза. По масштабам жилищного строительства Беларусь занимает лидирующее место среди стран СНГ. За последние пять лет более 170 тысяч человек улучшили свои жилищные условия в рамках государственных программ льготного строительства. В 2009 году в Беларуси построено 5,8 млн. кв. м общей жилой площади, или 600 кв. м в расчете на 1 тыс. населения. Для сравнения: для России этот показатель составил 421 кв. м, Казахстана – 401, Азербайджана – 156, Украины – 139, Армении – 125, Молдовы -112 кв. м. [5]  

     Согласно последним данным ООН Беларусь опережает все страны СНГ и ряд крупных развитых стран, включая Великобританию, США и Францию, по уровню представительства женщин в Парламенте. Беларусь превосходит многие государства Европейского союза по уровню телефонизации населения, а по количеству пользователей сети Интернет Беларусь занимает первое место среди стран СНГ. Стабильное социально-экономическое развитие, отсутствие межнациональных конфликтов делает Белоруссию привлекательной для иммигрантов. Наряду с Россией, Казахстаном и Украиной Белоруссия имеет положительное сальдо миграции Миграционный прирост населения в Белоруссии по сравнению с 2005 годом увеличился более чем в 6 раз Миграционный прирост населения в Белоруссии по сравнению с 2005 годом увеличился более чем в 6 раз, сообщает БЕЛТА. Стабильное социально-экономическое развитие, отсутствие межнациональных конфликтов делает нашу страну привлекательной для иммигрантов.

      Наряду с Россией, Казахстаном и Украиной Белоруссия имеет положительное сальдо миграции. По данным Национального статистического комитета, в Белоруссии миграционный прирост за первое полугодие текущего года составил 4 тыс. 778 человек (в нашу страну в январе-июне прибыли 7 тыс. 949 человек, а выехал за пределы республики 3 тыс. 171 человек). Сальдо миграции осталось положительным как со странами СНГ, так и с другими государствами. Основной миграционный обмен происходит со странами СНГ. Из этих государств прибыли в республику в январе-июне 6 тыс. 567 человек (из них 90,9% составляют граждане России, Украины и Казахстана). Ожидаемая продолжительность жизни в Белоруссии по сравнению с 1995 годом  увеличилась на 1,9 года, с 2005 годом - на 1,7 года, сообщает БЕЛТА, и составила 70,5 года, в том числе у мужчин - 64,7 года, у женщин - 76,4 года. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Белоруссии выше, чем в России, Украине, Казахстане, Кыргызстане. По продолжительности жизни женщин среди стран СНГ Белоруссия уступает лишь Армении. Уровень ожидаемой продолжительности жизни при рождении является одним из основных показателей индекса развития человеческого потенциала, который использует ООН для оценки и сравнения уровня развития различных государств мира. Организация Объединенных Наций и Всемирная организация здравоохранения считают его одним из значимых показателей цивилизованности страны. В Республике Беларусь исключительное внимание уделяется детям. Успешно реализована программа "Дети Белоруссии" за 2006-2009 года. В стране улучшилось положение детей-инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Получила развитие система учреждений социального обслуживания семьи и детей. Усилена межведомственная координация, работа по оперативному выявлению детей, проживающих в неблагополучных семьях. До 70% увеличился охват семейными формами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мне неоднократно приходилось бывать в Белоруссии. Восхищает чистота города, обустроенность села, оптимизм молодежи. В обществе здоровая морально- психологическая обстановка, нормальные отношения государства и православной церкви.

В обращении к соотечественникам в связи с 93-й годовщиной Октябрьской революции президент Белоруссии Александр Лукашенко подчеркнул: «Взяв все лучшее из советского периода, Республика Беларусь успешно развивается, занимает сегодня достойное место в мировом сообществе, уверенно проводит независимую политику.....Успешное функционирование белорусской модели социально-экономического развития -это результат эффективной государственной власти сильной социальной политики и   народной поддержке» [6] Такова правда о сегодняшней Белоруссии.

Воронцов А.В.,

Председатель Совета МОО «Русско-Белорусское братство», Первый Вице-президент Петровской Академии наук и искусств, д.ф.н., профессор



[1] См.: Алексей Шурубович «Проблемы и перспективы российско-белорусских экономических отношений». http :// www . ccsis . msk . ru / RUSSIA /3/ shurub / htm .

[2] Беларусь в развитии. – Минск, 2013. -С. 6.

[3] См.: А. Шурубович «Проблемы и перспективы российско-белорусских экономических отношений». http :// www . ccsis . msk . ru / RUSSIA /3/ shurub / htm .

[4] Там же.

[5]   Беларусь в развитии. – Минск, 2013 -   С.8.

[6] Правда, 9-10 ноября 2013 года.С.2

Код для вставки в блог: