Несколько слов о психологии человека, воспитанного в обществе капитала

Или "Почему я не люблю европейцев" 

(К посту «Не люблю Европу» http://blog.fontanka.ru/posts/66110/)
Это началось не вчера. А в 1996 году. Когда я летом на 2 недели поехала учить английский в языковую школу Harrow House в городишке Swanage. Поведение европейцев травмировало мою неустоявшуюся 16-летнюю психику.

1. Пьяный мелкий итальянец
По британским законам до 16 нельзя было курить, а до 18 – пить. За нарушение данных правил учащимся грозило выдворение из страны и закрытие визы. Я этих правил не нарушала и за две недели ни капли алкоголя не приняла. Но не все «делали как я».
Однажды я наблюдала такую картину: бредет компашка итальянцев. Человек 5-6. Всем лет по 14-15, одному вообще лет 12-13, он мельче всех. И ему-то как раз хуже всех. Видно, что выпивали все, а развезло капитально именно его – возраст, тщедушная комплекция, отсутствие опыта...
Они идут по тропинке, а мы с подружками и нашими друзьями-литовцами сидим во дворике. И нам прекрасно видно, что с другой стороны тропинки, слегка скрытые кустами, к группе итальянцев движутся тренеры по физкультуре. Ситуация становится опасной для итальянцев.
Мало того, мы видим, как к тренерам подходит какой-то немчик лет 14 и что-то им шепчет, указывая рукой в сторону пьяных итальянцев. Тренеры ускоряют шаг. Одновременно те итальянцы, которые менее пьяные, наконец-то, замечают тренеров.
Мы, понятное дело, обсуждаем, что сейчас итальянцы все вместе спрячутся в кусты. Как же мы ошибались. Все происходит иначе: те, кто трезвее, просто берут и сдают тренерам самого мелкого – того, что пьянее всех. И сами сваливают, пока их не «пронюхали». Мелкого итальянца на следующий день увозят из языковой школы – в аэропорт. «Лондон гуд бай», как говорится.
В шоке были и мы с подружками (русские) и наши друзья (литовцы). Черт побери, если бы нам только в голову пришло, что они его не спрячут, а сдадут – мы бы сами его спрятали. Но нам такое в голову даже и прийти-то не могло.
После всех спортивных лагерей, где три человека ночью ходили гулять, а потом вся команда бегала утром по десять километров – потому что никто не сдал «гулящих». После школы, где нас закрывали в классе, чтобы мы сдали хулигана, а мы не сдавали. Здесь ведь даже наказания не предвиделось – надо было просто спрятаться всем вместе, никто бы не нашел…
Этот случай был первым камнем в фундаменте моего отношения к европейскому менталитету. Как к немцу, который стукнул, так и к итальянцам, которые сдали своего.

2. Вопрос консультаций на контрольных
Там же в Harrow House я испытала второй культурный шок. Тут у меня никаких претензий к европейцам нет, сама виновата.
Я попала в самую сильную группу по английскому. И была там не худшей ученицей, скорее, одной из лучших. Но на контрольной я, по привычке, предложила соседке-полячке сверить ответы к тесту. Она с выражением крайнего возмущения на лице закрыла работу руками. И подняла хай на всю аудиторию. После чего меня в группе записали в «прокаженные».
Я с уважением отношусь к европейской системе образования. И это здорово – когда никто ни у кого не списывает, и каждый получает ту оценку, которую заслужил (хотя, тестовую систему приема экзаменов и всякие насильственно инсталлированные в нашу жизнь ЕГЭ и Болонские процессы я не люблю). Наверное, когда списывать – это позор, все учатся лучше.
Но я была маленькая и глупая, и я этого не знала. Это был 96 год. В родном Питере на математике в школе я успевала за первые 20 минут контрольной решить и перепроверить свой вариант, запустить его по рядам. Потом решить второй вариант, и, иногда, еще и что-то из третьего. И это называлось «взаимопомощью». В общем, я просто не знала, что тут, в Европе, все по-другому. Обидно было до слез.

3. Добрый немец
Только один случай хоть как-то сгладил впечатление (понятно, что выше я описала не все наши злоключения). Однажды мы с подружками почему-то не успели вернуться в корпус до 11. Не помню сейчас, за каким бесом мы застряли на улице на эти лишние 10 минут. Корпус закрыли на ключ, и начался тренерский обход по этажам. Опоздание не было таким страшным нарушением дисциплины, как пьянка. Но все равно проблемы у нас были бы.
Девчоночьи палаты были на втором этаже. А на первом жили парни. И мы с безумными глазами стали ломиться в окна. Одно окно нам открыли – это был Тимо, немец 16 лет, здоровущий качок. Чуть не уронив его на пол, мы влетели в комнату, где он обитал с еще 5 товарищами более младшего возраста. Пролетели палату насквозь и стремглав бросились на свой этаж, успев прокричать «thank you!». В общем, все закончилось благополучно — мы успели влезть в кровати (в одежде, ясно дело) до того, как тренерша дошла до нашей комнаты.
А потом мы с удивлением выяснили, что кое-кто из сожителей нашего Тимо хотел побежать жаловаться. Только он (по неизвестным нам причинам) пользуясь своим авторитетом старшего возраста, качка и любимца всех местных девчонок, их заткнул.


Результат

Для меня Европа так и осталась страной стукачей. Конечно, исключения (вроде того немца) попадались. Но общая картина все равно осталась той же.

У меня довольно много знакомых, приятелей и даже друзей среди европейцев. И я к ним очень хорошо отношусь, как и они ко мне. Но менталитет европейцев в общей массе мне не нравится.

Конечно, наша российская «взаимопомощь» часто приводит к нарушению правил. Но, на мой субъективный взгляд, нарушение правил ради помощи лучше, чем стукачество и предательство ради правил.

Мария Евневич

Источник: http://blog.fontanka.ru/posts/66731/

Код для вставки в блог: