Доступные лекарства? Ни за какие деньги

В обычной российской семье заболевает ребенок. Выходной день. Вызвать участкового врача из поликлиники невозможно. Взволнованные родители звонят в «скорую помощь». И слышат в ответ: «Мы приедем, только никаких лекарств у нас нет. Идите в аптеку и купите». 

Далее следует список необходимых препаратов. Но даже наличие финансов для покупки медикаментов не всегда может спасти в такой ситуации. Потому что и за любые деньги лекарств может не быть. И дело не в отсутствии их вообще. Зачастую они даже есть в аптеках и лежат на полках, но продавать их нельзя.

ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ ИЗ ПРОДАЖИ ИСЧЕЗЛИ парацетамол, активированный уголь, аспирин и другие препараты, сложно найти лекарства от астмы. Для больных это, без преувеличения, смертельная опасность. Люди, страдающие диабетом, не могут приобрести в аптеках города необходимый им препарат диабетон. Перечень лекарственных средств, ставших недоступными для граждан, весьма велик.

А началось всё так умилительно: представители власти заявили о необходимости улучшить сложившуюся в аптечной сфере ситуацию. Президент Д. Медведев выразил недовольство ценами на лекарства в российских аптеках и поручил правительству обратить на это внимание. Он также потребовал обеспечить лекарственный рынок качественными и доступными медикаментами. В результате… из аптек исчезли самые востребованные и зачастую самые дешевые препараты.

Дело в том, что выполнение этих благих намерений на деле выразилось в формировании перечня жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). С прошлого года была введена обязательная регистрация предельных отпускных цен на них. В перечень вошли 522 наименования лекарственных средств, или около 5,5 тысячи торговых марок лекарств. Эксперты ещё в 2009 году предупреждали об ущербности предусмотренного порядка регистрации.

Прошлогодний опыт работы в авральном режиме не пошёл впрок. Регистрация лекарств была передана в ведение Министерства здравоохранения и социального развития. И начались сбой за сбоем. Зато теперь всё соответствует вступившему в силу Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств».

Закон устанавливает 15-дневные сроки для регистрации новых цен для Минздравсоцразвития и Федеральной службы по тарифам. Но период, в который документы передаются между ведомствами, никак не регламентирован. К тому же обновленный перечень ЖНВЛП был утвержден правительством только 11 ноября 2013 года. Кроме того, вводились инновации и модернизации и в процесс регистрации. Вдруг (!) в конце года выяснилось, что ещё около 40 наименований препаратов должны пройти полноценную процедуру регистрации.

Что касается импортных лекарств, цены на которые теперь определяются в рублях, а не в иностранной валюте, как раньше, то зарубежным производителям необходимо было заново подавать заявления на их регистрацию. Прибавилось бюрократических препон и для отечественных фармацевтов. В результате многим компаниям не хватило времени на процедуру согласования цен с Минздравсоцразвития и Федеральной службой по тарифам.

С наступлением 2011 года в аптеках скопилось огромное количество лекарств, цены на которые не зарегистрированы, так что продавать их нельзя. Эти запасы хранятся в так называемой карантинной зоне, которой сплошь и рядом становится отдельная полка в аптеке. Покупатели зачастую видят жизненно необходимые им лекарства, но… не могут их купить.

Что стоит за всеми этими проволочками — сознательное вредительство, жажда наживы или просто разгильдяйство? Ответ подсказывает вот какое наблюдение: регистрацию более дорогих «версий» жизненно необходимых препаратов производители всё-таки получили. И теперь потребитель, который мог купить аспирин за 2 рубля 60 копеек, вынужден платить по 20 рублей за капсулу. И похожая ситуация со многими лекарствами.

Впрочем, мы уже привыкли, что «забота власти о населении», как правило, приводит к ухудшению жизни большинства граждан, но открывает возможность легкого обогащения для то-о-оненького меньшинства.


Ольга ЯКОВЕНКО


Источник: http://gazeta-pravda.ru/content/view/7132/34/

Код для вставки в блог: