Страховые компании нажились на ОСАГО на 100 млрд. рублей
Но этой сверхприбыли им мало: страховщики хотят поднять тарифы еще на 58% 
С
тоимость
ОСАГО все последние годы была завышена
в среднем на 28%, следует из опубликованного
в конце минувшей недели доклада Федерации
автовладельцев
России (ФАР). В результате страховщики
получили около 100 млрд. рублей сверхприбыли.
Между тем, в следующем году
тарифы
могут вырасти еще в 1,5 раза из-за
подготовленных правительством поправок
в закон об ОСАГО.
Эксперты ФАР
проанализировали статистику взносов
и выплат по ОСАГО за 2005–2009-й годы и
первые девять месяцев 2013 года и пришли
к выводу: страховщики незаконно положили
себе в карман 98,4 млрд. рублей. По закону
выплаты должны составлять 80% от суммы
страховых взносов, оставшиеся 20% –
прибыль страховщиков. В действительности
же страховщики за исследуемый период
выплатили только 57% от объема полученных
ими взносов (428,03 млрд. рублей), оставив
себе в качестве прибыли 43%.
В ФАР подсчитали, что
при нынешнем объеме выплат тарифы ОСАГО
следует уменьшить на 28%, и лишь тогда
выплаты составят положенные по закону
80% от взносов. Для Москвы тариф и вовсе
нужно снизить на 32%, так как в столице
выплаты составили только 54,2% от взносов.
В Российском союзе
автостраховщиков (РСА) полагают, что
нужно не снижать тарифы, а менять
территориальные коэффициенты. Тарифы
ОСАГО устанавливает правительство:
базовые для граждан 1980 рублей умножаются
на коэффициенты в зависимости от возраста
водителя, стажа вождения и места
проживания
.
Самые высокие коэффициенты – в Москве
(2), Петербурге (1,8) и Московской области
(1,7). Самые низкие – в Дагестане, Чечне,
на Чукотке и еще в пяти регионах (0,55). В
результате страховать столичных
водителей оказывается крайне выгодным
(на Москву приходится две трети
сверхприбыли автостраховщиков – 63
млрд. рублей), а в некоторых регионах
ОСАГО убыточно, и с рынка уходят местные
компании. В РСА согласны на снижение
тарифов
в шести крупных городах в обмен на
повышение в 169 населенных пунктах.
Эксперты ФАР возражают
и против подготовленного Минфином
законопроекта о повышении страховых
сумм. Законопроект проходит согласование
в правительстве и предусматривает
увеличение страховых выплат пострадавшим
в ДТП со 160 тысяч до 500 тысяч рублей за
вред здоровью и со 120 тысяч до 400 тысяч
рублей за поврежденный автомобиль.
Максимальная сумма выплат в случае,
если в аварии пострадали несколько
автомобилей, ограничена не будет. В РСА
уже подсчитали, что увеличение выплат
должно компенсироваться ростом базового
тарифа не меньше чем на 58%.
«Увеличение страховой
суммы ОСАГО выгодно злостным нарушителям,
за которых будут платить все остальные
через завышенный тариф», – считают в
ФАР. Там предлагают сохранить нынешние
размеры выплат как «полностью покрывающие
ущерб в мелких ДТП». Виновники же
«серьезных ДТП, совершенных в результате
умышленного превышения скорости или
других грубых нарушений» не должны
перекладывать свою ответственность на
других автовладельцев.
С 2003 года, когда вступил
в силу закон об ОСАГО, тарифы повышались
один раз – весной 2009-го. Тогда на 13–31%
увеличили взносы для молодых (до 22 лет)
и начинающих (со стажем до трех лет)
водителей и на 20–29% – для владельцев
малолитражек с мощностью двигателя до
70 лошадиных сил. В РСА требуют увеличить
взносы для молодых начинающих водителей
еще на 6% и на 20–25% повысить стоимость
трех-четырехмесячных полисов, так как
«действующие коэффициенты недооценивают
риск для этих категорий водителей».
Страховщики также ссылаются на
накопившуюся за восемь лет действия
ОСАГО инфляцию в 200%, тогда как тарифы в
2009 году выросли на 70%, причем лишь для
части водителей. В ФАР возражают: выплаты
росли хоть и быстрее, чем взносы, но с
2005 по 2013 год доля выплат от объема взносов
возросла только с 50,6% до 60,2% – все равно
меньше положенных по закону 80%.
Переплаченные страховщикам 98,4 млрд.
рублей эксперты ФАР предлагают изъять
и потратить на компенсацию гражданам,
пострадавшим от «компаний-призраков».