Белоруссия не встанет на колени перед российскими и западными олигархами! Пресс-конференция Александра Лукашенко

Почти пять часов продолжалась пресс-конференция президента Белоруссии, на которую были приглашены журналисты столичных и региональных СМИ республики. Давно запланированное традиционное мероприятие вызвало повышенный интерес в связи с трудностями на валютном рынке и ростом потребительских цен. 

КОММЕНТИРУЯ высказывания некоторых «экспертов» и средств массовой информации, пытающихся убедить общественность в том, что белорусская социально-экономическая модель рухнула, Александр Лукашенко заметил: «Никуда она не рухнула и никогда не рухнет. Мы от нее ни на йоту, ни на шаг не отступим. Мы шли своим путем, и мы будем им идти».

Сегодняшние трудности, напомнил он, возникли в значительной степени из-за того, что за три года в 4,1 раза поднялась цена на природный газ, который в Белоруссии сейчас втрое дороже, чем в Смоленске. И конкурировать на российском рынке, куда она продаёт половину продукции, непросто. Нефть полтора года назад стоила 60—70 долларов за баррель, а теперь — 115—120. Вдвое подорожал металл — он поступает по импорту, в два-три раза — комплектующие, значительную часть которых приходится закупать: республика в силу сложившейся за три четверти века специализации остаётся сборочным цехом СНГ.

— Какая экономика вынесет такой удар? — спросил Лукашенко.

Но Белоруссия успешно преодолевала возникшие трудности, пока на неё не бросились в психическую атаку с трёх сторон — с Запада, из России и из недр «демократической» оппозиции — те, кто давно планирует сменить её строй и поживиться лакомыми кусками здешней экономики. С помощью своих СМИ, в том числе посредством «мусорки, имя которой — Интернет», они стали сеять панику на потребительском и валютном рынках республики. Этот новый подход, опробованный, по словам Александра Лукашенко, в отдельных странах для того, чтобы их «раскачать», против Белоруссии использовали, что называется, на полную катушку. Был создан искусственный ажиотаж, люди бросились снимать валюту и сметать с полок магазинов товары.

— Именно с паники на валютном рынке всё и началось. При спокойном течении обстоятельств мы бы и сегодня спокойно жили, — убеждён Лукашенко. — Но при той рыночной, в данном случае читай: «неуправляемой» экономике мы получили то, что имеем.

Журналистов, естественно, интересовало, как глава государства относится к участившимся в последнее время разговорам о необходимости проведения в Белоруссии приватизации и радикальных реформ. Этого, как известно, потребовали взамен на стабилизационный кредит и российское руководство устами господина Кудрина, и эмвээфовцы.

— Вы знаете, что они имели в виду, — сказал Александр Лукашенко. — У нас сегодня (по их мнению. — О. С.) очень много государственных предприятий и слишком много государственных пакетов акций в акционерных обществах. Нам говорят: реформа — это приватизация, надо продать предприятия. Сегодня уже по периметру стоят и щёлкают зубами, быстрее бы мы упали.

Для тех, кто нацелился скупить по дешёвке лакомые куски белорусской экономики, представляют интерес прежде всего такие крупнейшие и успешно работающие предприятия, как «Беларуськалий», МАЗ, Белорусский металлургический, нефтеперерабатывающие заводы. В своё время они были модернизированы за счет государства и сегодня являются одними из лучших в Европе.

— На плохое никто не будет точить зубы. Поэтому под реформами у нас они понимают одно: у государства забрать, отдать частнику, а если и продать — за доллар или по маленькой цене.

Не надо, предупредил А. Лукашенко, обожествлять частника, не надо из него делать священную корову. Все видят, насколько «эффективны» частные предприятия в России. А в Прибалтике? Производство разрушено. Украина, раздавшая землю и технику по дворам, сейчас закупает у Белоруссии даже сахар, а промышленность, переведенная там на частные рельсы, вряд ли достигнет прежнего, советского уровня. «Поэтому государственные предприятия, которые нормально и рентабельно функционируют, нет необходимости резать», — считает белорусский президент. Причём не только в промышленности.

— Вот вы требуете: дайте свободу бизнесу! Я подписал последнюю директиву — суперрыночную, и цену отпустили, а что получили? — спросил Александр Лукашенко журналиста газеты «Белорусский рынок».

Получили удар в спину экономики. Бизнес воспринял либерализацию как возможность набить карманы и бросился за вожделенной прибылью, ради которой он идёт на любые преступления. Хорошо ещё, что 30 процентов оптовой торговли осталось в собственности государства. Именно государственный сектор помог сдержать ажиотажный рост цен, а затем и снизить их на многие виды товаров. Этот процесс пошёл затем и на частных предприятиях, в супер- и гипермаркетах, которые, кстати, тоже находятся под государственным контролем.

— Мы задействуем все рычаги, чтобы минимизировать рост цен, — сказал Александр Лукашенко. — Если ценовой фактор захлестнет страну, тогда будет не до предпринимательства и не до инициативы.

Известно, что в Белоруссии цены на продовольствие и многие потребительские товары сегодня намного ниже, чем в России, Прибалтике, Польше и на Украине. Это создаёт благоприятные условия для спекулятивного вывоза. На вопрос, подрастут ли цены в республике до их уровня у соседей, президент ответил отрицательно. Прежде всего на более высокий уровень будут выводиться доходы населения. И вообще, подчеркнул он, в ценообразовании решено идти не рывками, а плавно, перед любым удорожанием обеспечивая компенсацию людям.

Как и ожидалось, был затронут один из самых острых вопросов: о курсе белорусского рубля. После девальвации он снизился по отношению к доллару с трёх до пяти тысяч. Это, по мнению Лукашенко, основанному на комплексном анализе ситуации, завышенный для доллара курс. Он обусловлен тем, что на валюту ещё сохраняется ажиотажный спрос: кто-то хочет купить автомобиль до 1 июля, кто-то не избавился от последствий паники.

— Сегодня некоторые говорят: надо сделать 10 тысяч рублей за доллар — он потом упадет. Кто это говорит? — задал резонный вопрос Лукашенко. — Тот, у кого есть валюта. Он продаст по 10 тысяч. Но это еще один всплеск цен, который население и государство не выдержат. И начнется хаос. Да и нет необходимости уже, все поняли. Сегодня за 10 тысяч даже на «черном» или «сером» рынке валюту не продают. За пять с половиной, иногда за шесть. Но меня же толкали согласиться на 10 тысяч. И только выдержка нас спасла.

Не менее острый вопрос, когда появится валюта в обменниках. Белоруссия из-за отсутствия энергоносителей, металла, основных видов сырья и нехватки комплектующих, необходимых предприятиям, покупает пока ещё больше, чем продаёт. И потому надо экономить валюту как средство для закупки того, что необходимо производству. Ажиотажный спрос на неё опасен для экономики.

— Вы хотите, чтобы я его удовлетворил? Чтобы кто-то автомобиль купил, кто-то шмотки какие-то на рынке, еще что-то? Можно. Но одномоментно надо миллиард, а может быть, и два миллиарда долларов из золотовалютных резервов вбросить сегодня на рынок. Вы готовы? Я нет. Нельзя отдать бешеному рынку, бросить в его топку валюту: кто её получит? Получат те, — пояснил Лукашенко, — кто может подождать или вообще её получать не должен. Отдать «челночникам» или прочим спекулянтам, которые завтра купят шмотки и привезут к нам? В этой ситуации надо привыкать к своему. Из кризиса мы должны выйти с меньшим импортом.

Пока, считает президент Белоруссии, выбрасывать в обменники излишки валюты нецелесообразно. Прежде всего её надо дать экспортерам, предприятиям, которые закупают критический импорт — лекарства, к примеру, ценные технологии. Останется — получат по очереди те, кто очень нужен экономике, обществу, государству. Будет больше золотовалютных резервов — страна спокойно вырулит на нормальную ситуацию, никто из тех, кому нужна валюта, без неё не останется.

Пока, констатировал президент, и в идеологии, и в экономике Белоруссии подбрасывают самое худшее. Он обратил внимание на то, что сегодня в США день и ночь печатают доллары, а в Европе — евро. И эти денежные бумажки лягут инфляцией на весь мир. Да, собственно, они уже давно стали средством переноса инфляции из стран «золотого миллиарда» на тех, кто в него не входит.

И чтобы выстоять, надо проводить политику, отвечающую условиям и интересам своей страны, своего народа. Поэтому Белоруссия и сохраняет свою социально-экономическую модель, а руководство республики делает всё, чтобы смягчить последствия неблагоприятной ситуации для населения. Повышена и будет дальше повышаться заработная плата на предприятиях. В июне увеличили пенсии. Они будут повышены в августе, затем ещё раз — осенью. «Мы выведем пенсионеров, студентов, государственный сектор примерно на тот же уровень, что был до этого ажиотажа», — сообщил Александр Лукашенко. Будет оказана помощь учителям. Около полумиллиона детей пройдут оздоровление в лагерях, где стоимость путёвок на 70 процентов дотируется государством.

Семьи, воспитывающие трех и более детей, будут иметь бесплатное жилье. На оплату жилищно-коммунальных услуг население будет тратить 23 процента их стоимости — остальное возместит государство.

Мимо внимания журналистов не прошёл факт, помогающий лучше увидеть истинное лицо тех, кто прикидывается «доброжелателями» белорусского народа.

— Когда в ЕС дали почти стомиллиардные кредиты стране, которая по населению равна нашей республике, никто не поднял вселенского шума. А когда нам, белорусам, надо помочь кредитом в десять раз меньшим, началась истерия. Почему? — спросил обозреватель белорусского телевидения.

Увы! Отвечать на этот вопрос Александр Лукашенко не стал. Ограничился фразой: «Не провоцируйте меня». И напомнил, какие условия выдвигают республике, желая поставить её на колени.

— Мы в течение нескольких месяцев, даже без кредитов, которые нам выделили, с ситуацией справимся.

В подтверждение президент Белоруссии привёл обнадёживающие данные: впервые менее чем за два квартала получено от экспорта товаров и услуг около 20 миллиардов долларов. Сегодня бюджет формируется с профицитом. Несмотря на все попытки извне, раскачать Белоруссию, даже с помощью новейших технологий и методов, не удастся.

Белоруссия выстоит.


КПРФ.ру

Код для вставки в блог: