Мы, русские, народ великодушный и долготерпеливый. Мы всегда были готовы прощать по-евангельски до «семижды семидесяти раз» даже тех обидчиков, которые не единожды в истории досаждали нам своими тайными и явными нападками. Готовы прощать и теперь, памятуя о древнем завете: худой мир лучше доброй ссоры. Да, наше терпение велико. Но не безгранично. Оно иссякает тогда, когда обидчики переходят грань мира, пусть даже худого, и открыто разжигают вражду. 
С
больной головы на здоровую
Тема так
называемого «Катынского расстрела»
1940 г., когда погибли несколько тысяч
польских офицеров,
долгие годы осложняла
российско-польские отношения
, несмотря
на то, что точку в этом вопросе давно
уже поставили ряд авторитетнейших
экспертных комиссий и
Нюрнбергский
трибунал
(1945–1946 гг.), обвинительное
заключение которого, казалось бы,
навсегда
определило
виновных в этом злодеянии – германских
нацистов
. Тем не менее
в последнее время Польша вновь подняла
этот вопрос и продолжает нагнетать
обстановку вокруг Катынской трагедии
с целью
принудить
Россию взять на себя вину за массовые
расстрелы
.
Вице-министр
обороны Польши Александер Щигло заявил:
«Пусть русские знают,
что к проблеме Катыни мы подходим очень
серьезно...»
и предложил,
чтобы Катынский музей разместился
напротив посольства России –
для
напоминания
«русским
об ответственности за Катынь»
.
В самом польском обществе отношение к
«Катынскому делу» уже приобрело характер
истерии. Польские СМИ широко освещают
кампанию
массовой
подачи пострадавшими семьями исков
в
Страсбургский суд по правам человека
с требованиями не только
моральных,
но даже и материальных компенсаций
.
Несмотря на то, что официальная польская
версия
плохо увязывается с рядом
вновь открытых и давно известных
доказательств и фактов, в частности о
причастности нацистов к Катынскому
преступлению,
Польша настаивает на
признании однозначной ответственности
России
как правопреемницы СССР за
это преступление. Вместе с тем
польская
сторона замалчивает другой вопрос
,
пытается уйти от рассмотрения
собственного
кровавого преступления
, совершённого
по отношению к
десяткам тысяч граждан
Советской России
90 лет назад. И
совершённого не тайно, а явственно
вопиюще !
Польский
зачин
В разгар Гражданской
войны в России поляки воспользовались
ситуацией и попытались реализовать
свои вековые амбиции –
«восстановление
Польши в границах 1772 года».
1
января 1919 г. была провозглашена Белорусская
ССР. В этот же
день
польские части взяли под контроль
Вильнюс
, но уже через
неделю город был отбит частями РККА. 16
февраля 1919 г. власти Белорусской ССР
предложили польскому правительству
определить границы, но
Варшава
оставила это предложение без внимания
.
Тогда же немецкие войска пропустили
польские части на линию р. Неман –
Кобрин. Вскоре туда с другой стороны
подошли части Красной Армии. Так
образовался польско-советский фронт
на территории Литвы и Белоруссии.
В конце февраля 1919 г.
польские войска форсировали Неман и
начали наступление
в Белоруссии, находившейся в федерации
с РСФСР, т.е.
совершили
акт нападения на советскую территорию
.
Весной и в начале лета
поляки
оккупировали
восточные
земли страны Советов. Части Красной
Армии вынуждены были отступать с боями
в виду нехватки сил,
поскольку все
резервы советский генштаб направлял
на южное направление против Добровольческой
армии Антона Деникина, которая рвалась
к Москве.
В ходе войны
польские войска совершали
казни
гражданского населения
и
проводили этнические
чистки
, объектом
которых в основном были евреи. Первым
документированным применением оружия
против гражданских лиц стал
расстрел
поляками миссии Российского Красного
Креста
2 января 1919 г.
В марте 1919 г. после занятия польской
армией г.Пинска была расстреляна часть
персонала госпиталя.
Наступление польских
войск на Украине весной 1920 г. сопровождалось
погромами и массовыми
расстрелами
: в г.Ровно
поляки расстреляли
более 3 тысяч мирных жителей, в местечке
Тетиев убито около 4 тысяч евреев, за
сопротивление при реквизициях
продовольствия
полностью
сожжены деревни
Ивановцы, Куча, Собачи, Яблуновка, Новая
Гребля, Мельничи, Кирилловка и др., их
жители расстреляны. В то же время в самой
Польше было разрушено 114 православных
церквей, в том числе
взорван
уникальный по своей культурной значимости
варшавский кафедральный собор святого
Александра Невского
,
имевший в своем собрании более 10 тысяч
произведений и предметов мировой
художественной ценности.
Несмотря на первоначальные неудачи,
уже
весной 1920 г. ситуация
на польском фронте была переломлена в
советскую пользу
с
вводом в действие переброшенной с
Кавказа 1-й конной армии С.М.Будёного. А
к началу августа
положение
Польши было критическим
и близким к катастрофе. Опасаясь
победоносного наступления советских
войск,
западные страны
в первую очередь США и Франция, оказали
мощнейшую поддержку Польше
.
В августе 1920 г. польско-французским
командованием был оформлен план
контрнаступления и вскоре поляки начали
широкомасштабную наступательную
операцию.
В силу ряда тактических неудач,
части
Красной Армии вынуждены были перейти
в оборону
, а через
некоторое время войска Западного фронта
уже
стали отступать
на восток
. В результате
поражения на польском рубеже
советские
войска Западного фронта понесли тяжелые
потери
. Более 100 тысяч
красноармейцев, защищавших свою Родину,
молодую Советскую республику, остались
лежать на полях сражений. Но смерть в
бою не предел человеческих страданий.
Иногда и живые завидуют мёртвым.
Ещё
худшая участь ожидала советских
военнопленных, попавших в польские
концлагеря
.
Ад
земной
Первые пленные красноармейцы появились
после первого боевого столкновения
частей Войска Польского и Красной Армии
в феврале 1919 г. Согласно российским
источникам,
всего за
время советско-польской войны 1919-1921 гг.
в польском плену оказались примерно
160 тысяч советских граждан
.
Из них даже по оценкам польских историков
не менее 17 тысяч погибли
от голода, болезней, пыток, издевательств
и казней. Российские историки погибших
в польском плену определяют цифрами
от
20 до 80 тысяч
.
В Польше пленных красноармейцев содержали
в нескольких лагерях, оставшихся после
Первой мировой войны. Самым крупным был
концлагерь в Стшалкове
,
рассчитанный на 25 тысяч узников. Но
самым страшным
по условиям содержания стал
лагерь,
в районе города Тухоля
.
Эмигрантская русская пресса в Варшаве,
в том числе газета «Свобода», писала о
Тухоли, как о
«лагере
смерти»
. В письме
руководителя польской разведки
подполковника Игнацы Матушевского от
1 февраля 1922 г. в кабинет военного
министра Польши сообщается, что в
Тухольском лагере за все время его
существования погибли 22 тысячи
военнопленных Красной Армии.
Страдания начинались
для пленных ещё во время пути к месту
заключения
. По дороге,
на остановках, иногда длившихся сутки,
к поезду специально подходили
многочисленные толпы шовинистически
настроенной польской интеллигенции –
«господа с палками» и
«дамы из общества»,
которые
истязали
выбранных ими пленных при полном
равнодушии и попустительстве конвоя
.
К слову сказать, наиболее ярко
антироссийские
настроения в Польше
сформулировал тогдашний заместитель
министра внутренних дел, в будущем
министр иностранных дел Польши
Юзеф
Бек
:
«Что
касается России, то я не нахожу достаточно
эпитетов, чтобы охарактеризовать
ненависть, которую у нас испытывают по
отношению к ней».
Издевательства, изощрённые истязания
и пытки, которым подвергались тысячи
советских военнопленных в польских
концлагерях, не поддаются разумению.
Это было зверство, возведённое в
«доблесть». Это была чудовищная патология,
утверждённая как норма. Лагерные польские
офицеры просто упивались своей властью
и вседозволенностью, подвергая русских
мучениям. Вот лишь
несколько
примеров из хроники ужасов польского
плена
по воспоминаниям
бывших узников, переживших этот кошмар.
В
лагере Стшалково летом 1919 г. помощник
начальника лагеря
«поручик
Малиновский ходил по лагерю в сопровождении
нескольких капралов, имевших в руках
жгуты-плетки из проволоки»
.
Нередко Малиновский
приказывал
пленному ложиться в канаву, а капралы
начинали избивать
.
«Если избиваемый стонал
или просил пощады, Малиновский вынимал
револьвер и пристреливал... Если часовые
застреливали пленных, Малиновский давал
в награду 3 папироски и 25 польских
марок... Неоднократно можно было наблюдать,
как группа во главе с Малиновским влезала
на пулеметные вышки и оттуда
стреляла
по беззащитным людям
».
В августе 1920 г. в деревне
Гричине Минского уезда
после
длительных истязаний и издевательств
взятые в плен красноармейцы были так
«
бесчеловечно
умерщвлены
,
что
некоторые части тела были совершенно
оторваны»
.
В декабре 1920 г. Верховный Чрезвычайный
комиссар по делам борьбы с эпидемиями
Эмиль Годлевский в письме военному
министру Польши характеризовал
положение в лагерях советских военнопленных
как «просто нечеловеческое и противоречащее
не только всем требованиям гигиены, но
вообще культуре». К сожалению, его письмо
так и осталось «гласом вопиющего в
пустыне» и
содержание
пленных продолжало оставаться невыносимо
тяжёлым
.
Вот типичная
ситуация в лагере Стшалково, садистские
условия жизни в котором напоминают
Освенцим:
«19 октября
1920 г. барак для пленных был так переполнен,
что, входя в него, посреди тумана было
вообще трудно что бы то ни было рассмотреть.
Пленные, среди которых оказалось немало
раненых и больных, были скучены настолько,
что не могли лежать, а принуждены были
стоять, облокотившись один на другого».
З
верства властей
Польши по отношению к пленным
красноармейцам, к советским людям
,
невозможно объяснить взвинченностью
общей политической обстановки в
изнурённой войною Европе, невозможно
оправдать всеобщим ожесточением военного
времени. И хотя в марте 1921 г. был подписан
мирный Рижский договор
,
завершивший советско-польскую войну
1919-1921 гг., в 10-й статье которого
подписавшиеся
стороны отказывались от претензий
за «проступки против правил, обязательных
для военнопленных», тем не менее в
сентябре того же года
нарком
иностранных дел РСФСР Г.Чичерин
направил Польше ноту, в которой
обвинил
польские власти в гибели десятков тысяч
советских военнопленных
и подчеркнул, что «
на
ответственности польского правительства
всецело остаются неописуемые ужасы
,
которые до сих пор ещё безнаказанно
творятся…»
Мёртвые сраму
не имут
С тех пор прошло немало времен – девять
десятков лет. Но
польские
власти до сих пор не признали ответственность
за исторические преступления своего
государства по отношению к советским
гражданам
, за массовое
умерщвление безоружных пленных
красноармейцев. Вместо этого они пытаются
произвести ревизию обвинительных
заключений Нюрнбергского процесса.
Фабрикуют мнимые
обвинения
в сторонний
адрес, не признавая своих вин. Ищут
соринки в чужих глазах, не замечая брёвен
в глазах собственных.
Но время есть время. Оно не только лечит
раны прошлого, но и заносит следы былого.
Тем более, если
эти
следы никому не нужны
.
В
то время как в Катыни установлены
мраморные плиты в память о польских
офицерах,
в
Тухоле надгробия бойцов Красной армии
засыпаны грязью и едва видны
.
Их
братские могилы
заросли травой, но сохранились огромные
продолговатые насыпи, уходящие вглубь
леса.
На
месте бывшего концлагеря для советских
военнопленных давно построен цементный
завод.
Окрестности завалены грудами строительного
мусора, неподалёку – канализация.
Местные
рабочие
жалуются: до сих пор, копая землю, они
натыкаются на груды человеческих костей.
Приезжал сюда как-то
российский
посол, но не выразил никакого протеста
.
А когда в 2013 г.
высшие
правительственные лица России от имени
всего государства повинились перед
поляками за «катынский расстрел»
,
то российская сторона и вовсе перестала
интересоваться судьбой могил десятков
тысяч своих соотечественников, замученных
в польском плену.
Но мёртвые сраму не
имут.
Стыдно, совестно
и беспокойно должно быть нам, ныне
живущим
русским
людям
. Стыдно за то,
что
покорно соглашаемся
признать мнимые обвинения
,
очерняя тем самым светлую память предков
и обрекая на незаслуженный позор будущие
поколения потомков. И совестно от того,
что не находим в себе мужества
призвать
действительных виновников исторических
преступлений перед нашим народом если
не к покаянию, то хотя бы к извинению
.
А прощать мы умеем. Великодушно.