НЕ СПЕШИТЕ ХОРОНИТЬ МАРКСИЗМ

Двадцатый век богат научными открытиями, событиями, которые повлекли за собой глубокие перемены в жизни человечества. Век электричества, атомной энергии, информационных технологий, искусственных материалов, генетики. Век варварских мировых войн с применением самого истребительного скорострельного оружия (самолетов, танков, ракет). 60 миллионов человек белой расы - количество жертв первой и второй мировых войн xx века. В социальной жизни народов в двадцатом веке произошло становление национальных социалистических государств и возврат к дикому капитализму во многих из них. В ситуации неопределенности XXI века, возникшей связи с распадом социалистических государств, люди наемного труда стремятся понять смысл происходящих событий. Особенно актуально стоит вопрос обретения смысла жизни и своего места в бушующем мире для молодых.  

Любознательные граждане стремились понять историю социальной жизни народов. Долгое и трудное житье под бременем эксплуатации труда породило мечты о светлом будущем. По-научному – утопии. Некоторые публицисты высказывают мнение: марксизм устарел. Это утопия, которая никогда не станет реальностью вновь. Однако научное обоснование марксизма дано в философии, а социализм далеко не утопия. Китай,   сохранивший социалистический строй – наглядное доказательство его жизнеспособности.

        Рассмотрим философское обоснование марксизма. Слово философия обозначает «любомудрие»,   стремление к мудрости и истинному знанию человеческого разума. По своей сущности это наука о знании как едином целом.

    Огюст Конт писал, что философия - общая система человеческих знаний. Профессор В.Снегирев ( XIX в.) считал, что   проблема единства есть задача философии.    Истинная философия осуществляет это единство, заслуживает свое название.

     Идеальная цель философии – разъяснение вечных проблем бытия, которые возникают по мере развития цивилизаций. По свидетельству исторических фактов философия - наиболее сознательное выражение духовного развития человечества   во времени. Философия Просвещения, философия Нового времени   отображают мировоззрения соответствующего периода развития западноевропейского общества. Позднее формируется позитивизм, философия индустриального общества, прагматизм - американский вариант позитивизма.

     Основатели философских школ дают миру глубокие идеи и возвышенные идеалы. Примеры: доказана бесконечность вселенной, существование вечного мирового разума, движение материи, реальность бессмертной человеческой души и другие. Идеи нравственного долга, самоотречения и самообладания, самопожертвования и справедливости можно рассматривать как основу личной и общественной жизни. Очевидно, что философия оказывает более сильное влияние на бытие человека по сравнению с другими   составляющими   человеческой культуры.

   Становление современной западной философии ученые относят к середине XIX в. Объективный фактор: философские труды Гегеля не соответствовали уровню развития производительных и духовных сил западноевропейских стран в период капитализма. Поиски смысла   и роли философии в науке, социальной жизни привели к созданию разнообразных школ, течений, направлений.

     Результатом синтеза европейских философских идей и научных поисков ученых Америки является прагматизм,   основа политики   и   идеологии США.

      Появление марксизма связано с построением   «индустриального общества».   Понятие «индустриальное общество» введено в общественные науки с середины XX века (Р. Аргон, У. Ростоу).   Определяющим фактором становления и развития индустриального общества является промышленность. Для индустриального общества характерны развитая и сложная система разделения труда по степени его специализации, массовое производство дешевых товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение достижений науки и техники в производство и быт людей. Для организации жизни в индустриальном обществе характерно создание централизованных государств по национальному признаку на основе общего языка и культуры, урбанизация, рост грамотности, расширение избирательных прав населения. Согласно теории индустриального общества переход от традиционного к индустриальному обществу с массовым рыночным производством и демократическим строем основной показатель общественного прогресса. В Западной Европе и США переход в индустриальное общество   осуществлен   средствами научно-технической революции   к середине XX века. 1

      Современная русская философия возвращается к углубленному изучению всемирной философии.   Марксизм – направление западноевропейской философской мысли. Изучение западной философской традиции помогает сделать переход   к   изучению   культуры и современного «западного» мышления. При всей информационной открытости западного мира эта традиция   так и остается отделенной от нас невидимым барьером смыслового непонимания, который следует преодолеть.

  Рассмотрим элементы философских систем, которые имеют отношение к философии марксизма.

   Западноевропейская   философия формируется на основе немецкой философии конца XYIII . и XIX веков.    Становление немецкой философии   обусловлено достижениями в области физики и химии, математики, геологии, астрономии; учением Лемарка о связи   развития организма с окружающей средой;   формированием социологических теорий и т.д.

    Творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:   Эммануила Канта (1724 - 1804);   Иоганна Фихте (1762 - 1814);   Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);   Георга Гегеля (1770 - 1831);   Людвига Фейербаха (1804 - 1872) составляют основу классической немецкой   философии. В ней традиционно выделены три ведущих   направления. Объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель). Субъективный идеализм (Фихте).   Материализм (Фейербах).

   Основоположником немецкой классической философии признан И.Кант. Важнейшие проблемы философских исследований Канта - проблемы бытия, природы, естествознания . В исследовании названных проблем он   большое внимание уделил аспекту развития . В разработке проблемы развития заключается новаторство Канта. Философские выводы Канта были передовыми для его времени:   природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;   природа находится в постоянном изменении и развитии;   движение и покой относительны. Все живое на земле, в том числе и человек, есть результат естественной биологической эволюции.

    В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта в качестве главной причины трудностей познания считало объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, в котором существует множество явлений, непознанных на протяжении тысячелетий.

     Кант   выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не объект, а субъект познавательной деятельности,   человек и его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Кант выделил неразрешимые противоречия и назвал их антиномиями.

1. Ограниченность пространства: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; мир не имеет начала во времени и безграничен.

  2. Простые и сложные системы : простые элементы составляют системы.     В мире нет ничего простого.

1.       Свобода и причинность : существует не только причинность по законам природы, но и свобода; свободы не существует; все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

  4. Наличие Бога :   Бог есть причина всего сущего; Бога нет; как абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

       С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

      Само знание человека   И. Кант   рассматривал как результат познавательной деятельности и выделял следующие типы знания. Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Апостериорное знание не может быть достоверным, истинным, так как его нужно проверять на практике. Например, человек из опыта знает, что все вещи подвержены энтропии, но точный период энтропии (распада, исчезновения) можно определить приблизительно. Следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.  

    Априорное знание , не выведенное из опыта, существует в разуме изначально, не требует   доказательства. Например, аксиомы   геометрии Евклида: параллельные прямые не пересекаются, через две точки можно провести только одну прямую и т.д. В геометрии сфер Лобачевского эти аксиомы не действуют.   Таким образом, по Канту, только априорное знание абсолютно достоверно и надежно.    "Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе", внутренняя сущность вещи, которая недоступна человеческому разуму.

    Кант выстроил   схему познавательного процесса: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;   органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;   человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему. В результате работы сознания в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира.

            Анализ работ   Канта позволяет исследователям утверждать, величайший мыслитель считал: для решения проблем бытия, морали, религии необходимо знать возможности человеческого познания   и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в человеческом разуме и составляют основу знания, придают ему характер необходимости и всеобщности.    Кант установил различие между восприятием человеком явления вещей и вещей , которые существуют сами по себе.

    Человека доступно только знание явления вещей (феномены). Они составляют содержание нашего опыта.   В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств человека возникает хаос ощущений, который силами разума приводится в порядок и единство.  

         Миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи сами по себе». Абсолютное познание вещей невозможно, так как они для человека «ноумены», умопостигаемая, но не данная в опыте «сущность».

     Пространство и время Кант относил к идеальным понятиям, которые известны человеку до осознанного восприятия.   Чувственные впечатления в учении Канта связываются   между собой   с помощью суждений, в основе которых лежат категории (в переводе с греческого — высказывания). Это предельно общие понятия. С помощью категорий   можно описать все сущее. Кант выделил двенадцать категорий и разделил их на четыре класса:   количество,   качество,   отношение,   модальность.

         Противоречие Кант рассматривал как необходимый момент познания, однако, его диалектика   субъективна, так как отражает противоречия только мыслительной деятельности. 1  

       И. Фихте сформулировал концепцию субъективного идеализма.   По концепции Фихте   единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание ("Я -концепция"). В абсолютном «Я» Фихте стремился   обосновать познавательную активность человека, как некоторый принцип. 2

     Шеллинг, продолжая традицию классической немецкой философии,    дал анализ категорий диалектики, свободы и необходимости, тождества, единого и многого и т.д., обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе. Его исследования в области философии природы оказали значительное влияние на   ученых-естествоиспытателей, на русскую философию.

     Высшим достижением классической немецкой философии   является диалектика Г. Гегеля. Основные философские работы Гегеля:   "Феноменология духа";   "Наука логики";   "Философия права". Диалектика, выделенная впоследствии в отдельное направление философии, представляет собой учение о существовании и развитии Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики:

  предметы и явления   окружающего мира содержат в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.).  

     Начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют.  

      Единство и борьба противоположностей — основа существования и развития.   Гегель выделяет понятие "бытие" (то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии. В философской системе   Гегеля противоречия   не зло, а благо. Именно   они являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.  

        Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. На основании тождества Гегель выводит   философское понятие — абсолютная идея, мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.    Следующее онтологическое понятие философии Гегеля - отчуждение. Абсолютный дух, отчуждает себя в виде:   окружающего мира;   природы;   человека.   Человек в онтологии (бытии) Гегеля — носитель абсолютной идеи. Его сознание есть частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека Мировой дух   проявляет себя в языке, действиях, поступках;   в познавательной деятельности человека;    в   результатах материальной и духовной культуры, созданной человеком.   

            Таким образом, Гегель сформулировал диалектический метод понимания мира, в который включены вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные.   По Гегелю, метод - отражение реальной связи, движения и развития явлений объективного мира, а познание есть исторический процесс.

    Истина в учении Гегеля не рассматривается как готовый результат познания, данный навсегда. Истина развивается в логических формах, которые имеют объективный характер. Сознание человека в онтологии Гегеля – частица Мирового духа. 1  

    Ф. Шеллинг обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.      Замена классической немецкой философии на новые направления и школы обусловлена   становлением капиталистического способа производства. Сознание людей сохраняет иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Но философия уже ориентирована не на религию, а на науку, разрабатывает онтологические, гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы.   Ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы.

       Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от   собственности, от участия в распределении продуктов производства, от собственной сущности.    В условиях, когда ставка делается на науку и развитие техники, человек превращается в средство достижения целей, отчужден от продуктов своего труда. Цель труда не всегда доступна его пониманию.

·          Смятение одинокого человека индустриального общества, лишенного корней (рода, племени) перед смыслом жизни описал С. Кьеркегор. Философствование С. Кьеркегора не вписывается в рамки   классической философии. Тем не менее, в литературно-психологических эссе на религиозно-этические темы С. Кьеркегор определяет для человека религиозную стадию существования, так как только Бог может задать условие истины, истинного бытия. Это сознание истины, ощущение подлинного бытия, открывает человеку вера.   На основе веры в   спасение человек религиозный открывает для себя Бога, обосновывает собственное бытие в Боге. Его жизнь обретает относительный покой и определенный смысл. Таким образом,   С. Кьеркегор в своих работах ориентируется не на классическую философию, а на раскрытие и решение проблемы бытия конкретного индивидуума   в условиях индустриального общества.

     Рассмотрим   известное направление философской мысли – экзистенциализм на предмет его связи с прагматизмом.

Экзистенциализм (от позднелатинского exsistentia – существование) возник в начале двадцатого века в России.   После первой мировой войны распространился в Германии, во время второй мировой войны во Франции.

Основание экзистенциализма – учение Кьеркегора, философия жизни, феменология. В структуре экзистенциализма историки философии выделяют два направления религиозное   (Н. Бердяев, К. Ясперс, Л. Шестов Г. Марсель др.); атеистическое   ( М. Хайдеггер, Ж. Сартр, А. Камю и др.).

     Предмет исследования экзистенциализма - проблема существования человека.   Объективные причины появления экзистенциализма следует искать в жестоких реалиях двадцатого века: войны, революции, социальные кризисы (экономические, политические, духовно-нравственные). Философы стремились осмыслить происходящие события и помочь выжить простому человеку в кризисной ситуации. К этому направлению примыкает персонализм и философская антропология.

    Центральное понятие философского течения – экзистенция, как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть. Модусы проявляются через смерть. Человек ощущает экзистенцию   корнем своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя, он обретает свободу, выбор самого себя, своей сущности, ответственности за все происходящее в мире. Экзистенциализм оказал существенное влияние на литературу и искусство Запада, на мировоззрение интеллектуалов.

       Наиболее распространенная экзистенциальная система создана немецким философом Хайдеггером. Основное ее содержание изложено в книге «Бытие и время» (1927). Хайдеггер рассматривал проблему влияния матафизики на жизнь современников. На основании своих исследований сделал вывод: метафизика, источник всей европейской культуры и уклада жизни. Она основа современной науки и техники, с помощью которых человек хочет подчинить себе мир неживой природы. Она же и есть причина безбожия, утраты «святого и священного».

Метафизика – основа самого стиля жизни урбанизированного   человека, рассматривающего окружающий мир как средство для реализации своих целей.   На основании метафизики для человека действительность выступает в форме предмета, как нечто предметное. Это результат субъект субъектного отношения человека к самому себе и окружающей природе.   Такое отношение возникает в определенную метафизическую эпоху. Преодолеть метафизику, по мнению Хайдеггера, возможно через возвращение к изначальным нереализованным смыслам европейской культуры. Современность «забыла бытие», но оно живет в лоне культуры. Вместилищем бытия является язык. Отношение к языку как орудию обслуживания труда превращает его в простой предмет. Язык становится средством передачи информации и окончательно умирает, как речь, речение, сказание.   Смерть языка – самая большая опасность, которую несет метафизика, так как теряется последняя нить, связывающая человека с бытием. Язык продолжает жить в произведениях поэтов, которые слышат голос бытия.   Услышать, что говорит   язык через вестников бытия, – значит стать в просвет «истины бытия».  

      В «Бытие и времени» Хайдеггер определяет для исследования феноменологический метод. Понятие феномена   противопоставлено понятию явление . Феномен – цель познания, в   том числе интуитивного. Феноменологический метод может успешно применяться   к художественному анализу действительности.   В философии экзистенциализма феномены   заменяют   категории классической философии. Далее автором используются понятия «модусы времени», которые образуют заботу.   Бытие   в мире – есть модус прошлого, прогнозы – есть модус будущего, бытие –   модус настоящего. В зависимости от модуса на первом плане Хайдеггер различает два способа существования человека: подлинный и неподлинный. Для неподлинного существования характерно: перевес модуса настоящего; мир вещей заслоняет его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной. Человек рассматривает бытие как вещь. Возникает объективный взгляд на личность. Простой человек становится на место действительного человека и принимается за такового, индивидуумы полностью взаимозаменяемы.     Подлинное существование характеризуется перевесом модуса будущего, осознанием человеком своей историчности, конечности и свободы.

      Известный философ-экзистенциалист   К. Ясперс. предлагал рассматривать человека как экзистенцию.      Человеческое бытие, по Ясперсу, взаимосвязано с бытием других людей: « мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного, сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид». 1 Исходя из необходимости социального объединения людей,   Ясперс вводит понятие «коммуникации», как средства общения и свободы.   Коммуникация    Ясперса не аналог общения, в котором человеку отведена определенная социальная роль, а возможность быть понятым, услышанным. Следовательно, коммуникация является критерием свободы в отличие от общения, в котором возможен произвол   на социальном уровне   личностей.  

      Проблема истины рассматривается Ясперсом в аспекте коммуникации: истина – это точнее   сообщение, которое объединяет одного человека с другим. В соответствии с основными положениями своей философии Ясперс делает вывод об истинах науки: наука не может дать человечеству конечной истины, так как не обладает конечным, объективным знанием. На личностном уровне истина не является подлинной, так как каждый человек обладает своим пониманием истины. Следовательно,   Ясперс вводит понятие «множественности истин» в противовес классической философии и религии (христианство).

    Ясперс связывает историчность с категорией времени для событий и отдельного человека. Человек, оказывается в определенной ситуации, которая   складывается в зависимости от времени и событий этого времени.  

      «Если мы будем рассматривать историю с точки зрения всеобщих законов, … то мы никогда не соприкоснемся с самой историей. Ибо история есть нечто индивидуальное, однократное…. То, что повторяется, что может быть в качестве индивидуума заменено другим – это не история». 1

      В этом тексте выражен взгляд философа на историческую реальность, как однократное, неповторимое бытие индивидуумов во времени.   Следовательно, в реальной действительности в соответствии с положением   историчности    философии Ясперса    есть две несовместимых, радикально различных реальности: история человеческих обществ и история природы. Таким образом, история стоит за пределами   сферы предметного бытия и принципиально не является объектом познания. Ясперс считает правомерным исследование истории различными науками. Однако попытки ответить на вопрос   «Что такое человек?» заведомо обречены на неудачу. По Ясперсу этот вопрос и есть граница всякого реального познания, так как ни одна наука не может дать ответа на вечный вопрос.

          Ясперс оказал определенное влияние на формирование западноевропейской философии двадцатого века в плане анализа сущности человека и его бытия.

    Сартр Жан Поль – французский философ, писатель, публицист, наиболее яркий представитель экзистенциализма двадцатого века во Франции.  

      Понимание бытия Сартром сформировано в   главной философской работе «Бытие и ничто», литературных произведениях «Тошнота» 1938,   «Стена» 1939 г. и др.   .

  Сартр определил категории отрицания бытия человека:  

  отсутствие, неприязнь, отвращение, сожаление, рассеянность, тревога, беспокойство и т.д. Сартр пишет, что человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность. Отрицание самого себя - одна из сторон   человеческого бытия.   "Свобода" – еще одна категория онтологической феноменологии Сартра.   Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости. Свобода, по Сартру, предполагает   связь   бытия человека с категорией времени.  

       Младогегельянцы, группа молодых философов   (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах, Д. Штраус, М. Штирнер)   считали себя   последователями   Гегеля. Однако это обстоятельство не помешало им критически относиться к   его учению, чтобы создать новое философское направление . Мировому духу Гегеля они противопоставили самосознание отдельной личности и ее роль в истории.

      Человека Фейербах предлагал рассматривать как целостность, сущность которой разум и чувства. Сущность человека   определяется его предметным бытием.    Предметный мир человека, области его реальных потребностей и средств их удовлетворения дают представление об его бытие.   

     На основе критики диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, исследований отношений   труда и капитала в 40-х годах   XIX   в. формируется марксизм, как одно из направлений западной философии (К. Маркс и Ф. Энгельс).  

     Основная концепция марксизма – диалектический материализм. Содержание концепции:

--материя единственная основа мира,

  -сознание – свойство материи,

- в мире существует всеобщая взаимосвязь предметов и явлений. Развитие мира осуществляется в форме становления и разрешения противоречий.  

       Центральная категория диалектики – материя, основные формы ее существования: движение, пространство и время.

        Сущность диалектического понимания движения и развития объективного мира   и познания выражают основные законы диалектического материализма:

- единство и борьба противоположностей;

-переход количественных изменений в качественные изменения;

-закон отрицания.

Категории диалектики:

-качество и количество,

-противоречие,

-причинность,

-сущность и явление,

-содержание и форма,

-случайность и необходимость,

-возможность и действительность и др.

     Важнейший принцип диалектического материализма - единство диалектики, логики и познания, выражающее единство законов бытия и мышления. Исходные положения теории познания в марксизме:   принцип отражения; практика как основа познания и критерий истины.

            Таким образом, в интерпретации Маркса и Энгельса диалектика Гегеля становится материалистической: бытие определяет сознание, а не мировой дух. Человек в философии Маркса получает метафизический статус субъекта, так как   его деятельность лежит в основании предметного мира. Однако реальное существование человека у Маркса завершается «практической   деятельностью», которая социальна. Бытие отдельного человека в философии Маркса не   индивидуализировано как у Кьеркегора.

Для философии ХХ - XXI в. значимы следующие положения   учения Маркса:

--формационная концепция исторического развития человеческого общества;

- анализ идеологии и особенно «ложного сознания»;

-исследование власти;

-практика как основа познания и критерий истины,

-предметная   деятельность человека. 1

Особое внимание в трудах Маркса уделено именно предметной деятельности человека, как смысла его бытия.

    «Главный недостаток всего предшествующего материализма, включая и фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, не как человеческая,   чувственная деятельность, практика, не субъективно» 1 - писал Маркс в «Тезисах о Фейербахе» .

      В обществе действуют люди.   У каждого из них свои цели, сознание и воля к их осуществлению. Возникает   неверное представление будто идеи, цели определяют общественную жизнь.   В действительности чтобы жить человек должен удовлетворять сначала   материальные, потребности в пище, одежде, обуви, жилье, средствах гигиены, лекарствах   и т.д., а затем духовные. Удовлетворение потребностей вынуждает человека вступать в определенные отношения с природой, другими людьми. Люди распахивают и обрабатывают поля, строят жилища, создают все более и более совершенные орудия труда, обменивают продукты своего труда. Материальная жизнь людей составляет их общественное бытие, которое развивается по своим законам. Главное содержание общественного бытия составляет трудовая деятельность по производству материальных благ, создания условий для безопасного проживания.

В социологии марксисты применили понятия «классы» к группам людей любой общественной формации кроме первобытного общества.   Население капиталистического постиндустриального государство разделено на две неравные в количественном отношении группы: люди   наемного труда и капиталисты (собственники). Основной признак принадлежности тому или иному классу: отношение к средствам производства.   Капиталисту принадлежат средства производства, природные ресурсы. Поэтому он имеет возможность эксплуатировать наемный труд рабочих и служащих, присваивать продукты их труда. Владение средствами труда позволяет классу эксплуататоров навязывать волю ограниченного количества людей всему обществу.

Сколько платить наемному труженику? Основной вопрос отношений труда и капитала. Ответ находим в работах Энгельса: столько, чтобы наемный рабочий мог купить одежду, еду, жилище для своей семьи, иметь досуг для воспроизводства своей энергии. За восьмичасовой рабочий день, право на пенсионное обеспечение, образование, медицинское обслуживание, запрет детского труда заплачено    жизнями борцов за справедливое распределение продуктов труда.

  При капитализме любые протестные движения против эксплуататоров, объявляются незаконными и преследуются. Участников движений уничтожают физически, держат в тюрьмах и концлагерях (политические заключенные). Машина подавления угнетенных граждан – буржуазное государство.   Органы государства: полиция, суд, армия, тюрьмы, система образования, налоговая система   и др.

Однако управление общественными делами может осуществляться всеми людьми сообща. Власть не отделена от народа. Авторитет вождя, старейшины, лидера   обеспечен качествами   личности. Он   обладает разумом,   успешный опытом, мудростью, воинской доблестью, честностью,   справедливостью. Важнейшие решения, значимые для народа принимаются при   его непосредственном участии. Такое возможно при одном условии: важнейшие системы жизнеобеспечения всех жителей находятся в общей собственности. С появлением частной собственности на средства производства и природные ресурсы имущие классы захватывают политическую власть и горе побежденным.   Народ отрешен от власти, она принадлежит эксплуататорам. Основная функция власти – подавление сопротивления угнетенных тружеников.

С классовой позиции различают типы эксплуататорских государств: рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство. Форма государства зависит от формы правления и политического режима. Основные формы правления: монархия и республика.

Монархия – власть одного человека (короля, царя, императора). Республика – власть осуществляется выборными органами. Значимое понятие для организации социальной жизни государства демократия. Демократия – такое государственное устройство, при котором народ имеет возможность принимать участие в управлении государством, пользоваться политическими правами (правом равенства перед законом, свободой слова, свободой печати, собраний, неприкосновенностью жилища, частной жизни и др.).

  Истинная демократия возможна только в условиях социализма. При социализме экономические отношения позволяют реализовать основные принципы демократии: народовластие и подлинную свободу личности, сочетающуюся с обязанностями гражданина.

Марксизм выявил основное противоречие эксплуататорских государств   во все времена народов: противоречие между трудом и капиталом. Разрешение противоречия   - организованная борьба за социальную справедливость.   

Таким образом,   марксизм, как одно из направлений философской мысли, обладает признаками научной теории: законы, закономерности, категории, понятия, гуманистическая направленность в решении проблем бытия.

  Марксизм, был популярен в конце XIX   начале XX   века. Однако   не мог стать ведущей западноевропейской идеологией    индустриального общества, так как не соответствовал    менталитету западного общества.   

       Краткий анализ становления и развития современной западноевропейской философии, дает основания для некоторых выводов.

     Направления западноевропейской философии   конца XIX в течение   XX обусловлены следующими факторами:

  Стремительный прогресс промышленности на основе развития науки.   

  Наука становятся производящей силой. Результат прогресса – урбанизация, приносящая вред окружающей природе, изменение бытия человека в век развития индустрии. Стремление человека подчинить силы природы.   Многообразие социальных и культурных систем сосуществующих друг с другом.

      Компаративистский поход и применение сравнительно-исторического метода к анализу позитивизма, философии индустриального общества, позволяет сделать следующие обобщения.

Философские направления (первый позитивизм, махизм, марксизм, эмпириокритицизм, экзистенциализм), объединены в истории западноевропейской   философской мысли в рамках позитивизма по признаку значимости подлинного знания, полученного опытным путем. В философских течениях позитивизма отражается динамика социального развития передовых промышленно развитых западноевропейских стран, в которых непрерывно   совершенствуются технологии производства на базе достижений естественных наук.

  Философия, наука о знании как едином целом, оказывается востребованной   в индустриальном обществе. В философских направлениях позитивизма нет жесткого деления на материализм и идеализм на основании признака первичности материи либо духа.   Позитивизм способствовал разрешению проблем науки посредством разработки теории познания, сущность которой в выдвижении гипотез и подтверждении их истинности экспериментально.

Причем процесс познания, по представлениям позитивистов, обладает свойством непрерывности.  

Екатерина Ершова-Киреева

Июнь 2011

 

 

 

 

 



1 Новая технократическая волна на Западе. Составление и вступительная статья П.С. Гуревич. Прогресс. М.; 1986

1 Якушев А.В. Философия. Приор. 2005. С.105-115

 

2 Там же.

1 Якушев А.В. Философия. Приор. 2005. С.105-119

 

1 Ясперс К.Смысл и назначение истории. Политиздат. М., 1991, С.41

 

1 Ясперс К.Смысл и назначение истории. Политиздат. М., 1991, С.31

1 Зотов А.Ф. Современная западная философия. Высшая школа. М., 2005

 

1 Маркс К. тезисы о Фейербахе.   М.1940, С. 6

От редакции : Мы высоко ценим научное исследование Е.Ершовой и полагаем, что сегодня нам жизненно необходимо творческое развитие марксизма. Конечно, современная наука, в частности, квантовая физика, многое меняет в нашем сознании, раскрывая такие тайны бытия, которые говорят нам о его изначальной осмысленности, то есть о существовании первичного  фактора бытия, принципиально не познаваемого с позиции "частицы" (материализм), но открытого при "волновом" восприятии (первичной трансцеденции).    А время и пространство оказываются относительными даже со строго научной точки зрения. Тем не менее,  "ньютоновская наука" остается актуальной и может развиваться. То же самое, на наш взгляд, относится и к марксизму, чьи философские основания безусловно еще послужат человечеству, давая четкое понимание важнейших механизов функционирования человеческого общества. .

Код для вставки в блог: