Резолюция VIII Съезда Петровской академии наук и искусств «Науке и образованию – высший приоритет во внутреннейполитике и стратегии развития России в XXI веке»

VIII Съезд Петровской академии наук и искусств с горечью констатирует, что внутренняя политика российского государства за прошедшее десятилетие XXI века в области науки и образования носила невежественный и некомпетентный характер, продолжила линию Ельцина по разрушению доставшейся нынешним властям сложившейся в советскую эпоху передовой системы науки и образования, исходя из ложного принципа рыночного фундаментализма, и продолжая превращать Россию в ресурсодобывающую колонию. Наука и образование, как единый социальный институт, в XXI веке становятся «базисом базиса» восходящего воспроизводства наукоемких, интеллектоемких, образованиеемких современных экономики и общества, главным фактором системы общественной безопасности и залогом будущего России, сохранения ею своей цивилизационной идентичности.  

VIII Съезд Петровской академии наук и искусств с горечью констатирует, что внутренняя политика российского государства за прошедшее десятилетие XXI века в области науки и образования носила невежественный и некомпетентный характер, продолжила линию Ельцина по разрушению доставшейся нынешним властям сложившейся в советскую эпоху передовой системы науки и образования, исходя из ложного принципа рыночного фундаментализма, и продолжая превращать Россию в ресурсодобывающую колонию. Наука и образование, как единый социальный институт, в XXI веке становятся «базисом базиса» восходящего воспроизводства наукоемких, интеллектоемких, образованиеемких современных экономики и общества, главным фактором системы общественной безопасности и залогом будущего России, сохранения ею своей цивилизационной идентичности.

Нужно осознать, что наступила Эпоха краха рынка, капитализма и либерализма. Еще в 1991 году комиссия ученых во главе с Гудлендом, Дейли и Эль-Серафи по заказу Мирового банка развития и реконструкции подготовила доклад, в котором показала, что в экологически насыщенной нише бытия человечества рынок исчерпал свой ресурс развития и становится фактором развивающегося глобального экологического кризиса. Выход и России, и человечества из «капкана» первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которая продолжает развиваться и которая может обернуться социоприродным коллапсом в период с 2020 по 2030гг., который может стать «точкой невозврата» и обречь человечество на неотвратимую экологическую гибель, – состоит в переходе к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

В России либеральная установка на подчинение «рынку» судеб экономического и технологического развития уже привела к системной катастрофе, отбросила страну по многим показателям производства, особенно в отраслях машиностроения, от 50 до 200 лет назад, и продолжает инициировать дальнейший разрушительный процесс и вымирание населения, и в первую очередь русского народа. Распространение этой неграмотной по своей сути установки на образовательную политику и политику в научной сфере привело уже к катастрофе в этих сферах, но либеральные власти не хотят себе в этом признаться, и продолжают слепо, демагогически говоря об инновационном прорыве России, рушить научно-образовательный комплекс России, фактически совершая преступление против Будущего России, как самостоятельной евразийской цивилизации, и русского народа, как ее главного исторического созидателя и фактора единства и благополучия всех народов России.

С.Кургинян таких «слепых либералов-реформаторов» назвал «либероидами». Тревогу вызывает деятельность Фонда Потанина, под крылом которого собрались «либероиды», готовящиеся окончательно уничтожить российскую школу, исходя из ложных рыночных соображений (группа реформаторов - инициаторов вокруг «проекта Метавер» и «форсайта образования 2030», http :// ps . lseptember . ru / vienarticle . php ? ID =201101411 ).

Идет демонтаж образовательной системы. Усилиями реформаторов закрыто 13 тысяч школ. И хотя страна уже лишилась 100 тысяч педагогов, министр образования и науки Фурсенко вдруг «обнаружил» еще 200 тысяч лишних учителей! При такой политике уже два миллиона российских подростков просто не умеют читать. Профтехобразование удушается окончательно. При этом, оценка качества, ЕГЭ, механизмы лицензирования и аккредитации становятся не механизмами повышения качества всей системы непрерывного образования в России, а механизмами сокращения вузовской сети, сокращения количества вузов в стране, разрушения научных и педагогических школ. По относительным и абсолютным показателям финансирования науки и образования Россия занимает среди стран мира место, которое находится ниже даже многих развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Бюджеты самых престижных российских НИИ не превышают 3-5% от объема расходов аналогичных институтов в США. В ближайшие три года средств на фундаментальные и прикладные исследования будет выделяться всё меньше. При таких подходах отраслевая наука будет окончательно потеряна. Высшую школу готовят к приватизации, но платное образование в России уже гораздо дороже, чем учеба в лучших университетах США и Европы. При этом уровень зарплат российских преподавателей унизительно низок.

Новый официальный проект закона «Об образовании» фактически закрепляет сложившийся процесс деградации отечественных науки и образования, а альтернативный проект этого закона, представленный КПРФ, властями и СМИ замалчивается. Проект «Сколково» стал симулякром, который отсасывает огромные бюджетные средства в никуда, когда передовые научно-технологические школы, по которым Россия занимает первые места, душатся с помощью финансового «голода». «Нанопроект», который возглавил Чубайс, стал формой финансирования западных технологий в области наноразработок за рубежом и уничтожения собственного потенциала в этой области. Здесь Чубайс, который провел в 90-х годах, преступную по форме, приватизацию, приведшей отечественную экономику к системной катастрофе и вывозу более 3-х триллионов долларов за границу, который затем провел приватизацию единой энергосистемы России, ее реструктуризацию, рыночное расчленение, породив деградацию энергобезопасности России, теперь эффективно осуществляет вывоз капитала за границу из сферы финансирования науки и технологических инноваций, очевидно, являясь важнейшим «оператором Запада» по колонизации России.

В результате разрушительной политики властей по отношению к науке и образованию из полутора миллионов ученых в стране осталось 760 тысяч. Снижение образовательного уровня выпускников вузов резко ослабило подпитку науки кадрами, а хорошо подготовленные специалисты ищут заработка за рубежами Родины. Только за последние годы, по утверждению председателя Счетной палаты Сергея Степашина , за границу уехали 1 миллион 250 тысяч человек.  

  VIII Съезд Петровской академии наук и искусств, в преддверии парламентских и президентских выборов в России, считает необходимым заявить:

1.             Науке и образованию необходимо придать высший приоритет во внутренней политике и стратегии развития России в XXI веке, выйти в ближайшие два года на их финансирование – не менее 12% от национального дохода России.

2.             Признать политику Министерства образования и науки во главе с Фурсенко, на базе принципа рыночного фундаментализма, ложной и некомпетентной, по умыслу или без умысла совершающей преступление против Будущего России, против ее безопасности. Необходимо запретить ЕГЭ – единый государственный экзамен, как невежественную акцию властей, которая уже нанесла колоссальный ущерб качеству отечественного образования и воспитания, фактически осуществляет деинтеллектуализацию учебного процесса и разрушает культурно-творческую атмосферу в образовательном пространстве России. С научной точки зрения тестовая формализация, на основе ЕГЭ, содержания образования, особенно гуманитарного образования, не только его искажает (в соответствии с теоремами Геделя), но и самое главное, профанирует содержание образования, выполняет антивоспитательную функцию. Тем более смешно говорить о ЕГЭ, как об объективном измерителе качества образовательных учреждений.

3.             Необходимо вернуть Российской академии наук и Российской академии образования, а также в зоне их компетентности – Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, роль главных коллективных экспертов в области реформ и законодательных актов, особенно в сфере науки и образования. До каких пор, некомпетентные люди, не имеющие соответствующей известности и статусности в научном и академическом сообществах, будут вершителями судеб отечественных науки и образования, плодя невежественные реформы и антисоциальные законодательные акты и не отвечая за их разрушительные для России последствия?

4.             Необходимо ввести мораторий на сокращение вузовской и школьной сети в стране, провести инвентаризацию всех научных, научно-педагогических и научно-технологических школ и создать государственную систему их поддержки.

5.             Следует выделить, как отдельный важный сектор жизнеобеспечения России, сельское или крестьянское образование. Так называемая рационализация сельского образования, уничтожение малокомплектных сельских школ уже нанесли непоправимый ущерб селу, сельскому социуму в России. Нужна специальная государственная программа по восстановлению школы на селе, которая одновременно послужит центром восстановления культурной жизни там, по поднятию социального статуса сельского учителя, созданию системы гарантий необходимого уровня качества жизни для него. Петровская академия наук и искусств еще в начале 90-х годов разработала концепцию крестьянских университетов, воплощением которой стал Крестьянский государственный университет, с 2013 года – институт, имени Кирилла и Мефодия в городе Луга Ленинградской области. Власти Ленинградской области во главе с губернатором Сердюковым вместо того, чтобы всеми силами поддерживать его развитие, оказывать внимание и помощь, согласились на его поглощение Ленинградским государственным университетом имени А.С.Пушкина во главе со Скворцовым, еще раз демонстрируя свое безразличие к судьбам сельского образования и проблемам села, сохранению молодежи на селе в Ленинградской области. Петровская академия наук и искусств считает, что создание крестьянских университетов по малым городам России должно стать механизмом возрождения сельского социума, культурной жизни на земле, как основы возрождения могучей и процветающей России в ХХ веке. 6.             Необходимо России вернуть систему главного управления стратегией развития науки и образования с перспективой создания в России до 2030 года образовательного общества, как главного условия не только развития демократии и инновационного прорыва, но и стратегии развития научно-образовательного комплекса страны, исходя из требований закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в российском обществе, и как главного базиса устойчивого, ноосферного развития России в XXI веке, ее выхода из состояния глобального экологического кризиса.

7.             Петровская академия наук и искусств поддерживает Программу КПРФ по возрождению отечественных образования и науки, в которой ведущим местом является отказ от рыночной ориентации современной политики в области науки и образования, отказ от проекта «Закона об образовании», как некачественного и разрушительного для отечественного образования законопроекта, возведения всемирного развития науки и образования в высший приоритет государственной политики, с вытекающими из этого положительными сдвигами в социально-экономическом развитии России.

8.             Необходимо вернуть высший приоритет и гарантированное финансирование развитию высшего образования России, с обеспечением не только необходимых экономических, но и социальных стандартов вузовской школы. Необходимо создания на базе вузов страны технополисов, агрополисов, экополисов с полным освобождением развивающихся на их базе научно-образовательно-производственных комплексов от налогооблажения. Считать главным повышение фундаментальной подготовки, на базе которой только и может состояться быстрая профессиональная адаптация и переадаптация к меняющейся динамике конъюнктуры на рынках труда.

9.             Необходимо вернуть системе высшего педагогического образования в России ее истинное значение для будущего России. Академик РАН Н.Н.Моисеев в конце 90-х годов указывал, что переход человечества в «эпоху ноосферы» возможен только с помощью Системы «Учитель». В начале XXI века Россия как никогда нуждается в Учителе новой, ноосферной формации. И решить эту проблему смогут только педагогические вузы страны, опираясь на тот уникальный опыт и те уникальные педагогические традиции, которые оставил нам век ХХ-й. Не будем забывать, что, по оценке такого политического деятеля, каким был У.Черчиль, одержать Победу СССР в Великой Отечественной войне помог советский учитель. Пренебрежение значением высшего педагогического образования в стратегии развития России и в воспроизводстве «Учителя XXI века» –   большая ошибка образовательной политики и стратегии модернизации последних лет в России.

10.        Необходимо восстановить сложившуюся систему подготовки офицерских кадров в России, прекратить безграмотные реформы Министерства обороны по сокращению военных академий и уничтожению уникальных военно-научных школ в этих академиях, которые уже сказались на катастрофическом падении кадрового потенциала Вооруженных Сил России и на росте техногенных катастроф в военной сфере.

11.        Следует признать тотальный переход всей высшей школы на двухэтапную модель (бакалавр – магистр) подготовки стратегической ошибкой и необходимость вернуть специалитету, особенно в области инженерного образования, должные место и масштаб.   VIII Съезд Петровской академии наук и искусств обращается как к властям, выстраивающим политику нынешней России, так и к российскому обществу, с заявлением:

Состоянием науки и образования определяется будущее России в XXI веке, ее безопасность и устойчивое развитие. Отношение к науке и образованию проверяется профессиональная компетентность всех ветвей власти. Не пора ли на деле проявить российскому обществу волю и сказать «НЕТ!» ложным, невежественным экспериментам с ними! Сказать «НЕТ!» той колонизации России, которая происходит на наших глазах! Сказать «НЕТ!» безмозглому западничеству «либероидов», отрицающему достоинство Истории России, достоинство наших культуры, науки и образования! Россия – отдельный «цивилизационно-культурный континент» на карте мира! И ее История еще скажет свое Слово в XXI веке.  

VIII Съезд Петровской академии наук и искусств

Код для вставки в блог: