Два законопроекта – две концепции образовательной политики
В мае 2013 г. на сайте Минобрнауки РФ был выставлен проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который обычно называют интегрированным. 
Фактически речь
идёт о попытке создания Образовательного
кодекса. Значительная часть организаций,
составляющих образовательное сообщество,
а также некоторые экспертные советы
при профильных комитетах Госдумы и
Совета Федерации признали этот проект
неудовлетворительным. В этой связи
Минобрнауки объявило его подготовительными
материалами, а на специальном сайте
1 декабря 2013 г. выставило новую
версию законопроекта. Эта версия примерно
на четверть короче предыдущей, однако
содержательно мало от неё отличается.
В таких условиях движением
«Образование – для всех» (далее – ОДВ)
совместно с КПРФ разработан альтернативный
законопроект, в основу которого положены
тексты законов РФ «Об образовании»
в редакциях 1992 и 1996 гг., а также
декларация ОДВ «Образование – для
всех». 15 июля 2011 г. на сайте Минобрнауки
появилась версия правительственного
законопроекта, в которой частично учтены
положения, содержащиеся в законопроекте
ОДВ.
Предлагаем вниманию читателей
краткую сравнительную характеристику
содержания двух законопроектов в
таблице.
См. таблицу в разделе файлы
вниз страницы
* * *
Как видит читатель, из 76
выделенных позиций в двух законопроектах
совпадают 10. Различаются полностью или
частично 42, а по 24 позициям официальный
проект не содержит норм. По всем
различающимся позициям проект ОДВ –
КПРФ по сравнению с проектом Минобрнауки
значительно расширяет права человека
в области образования, повышает уровень
финансовой и социальной поддержки
образовательной системы и всех участников
образовательного процесса. Как нам
представляется, законопроект Министерства
предполагает консервацию современной
образовательной политики, которая
приводит к понижению интеллектуального
и человеческого потенциала страны.
Напротив, альтернативный законопроект
предполагает действительную модернизацию
образования, способную стать базой для
научно-технического прорыва и движения
России по направлению к «обществу
знаний».