Газета «Правда» о предвыборной агитации за «партию власти»: Перекорм пустотой до звона в ушах

Уже ясно, что нынешняя избирательная кампания во многом побьёт рекорды всех предыдущих. Конечно, не со знаком плюс.  

Очевидное падение доверия к «партии власти» побудило её действовать, что называется, без оглядки, не считаясь ни с какими нормами приличия и не реагируя на любое самое справедливое возмущение.

— Главное — ни в коем случае не отдать власть! — вырвалось в припадке откровенности у Дмитрия Медведева.

Не добавил только, что для этого все средства хороши. Однако действия руководящей пары, начиная с бесцеремонного довыборного перераспределения своих ролей на время после выборов и включая выступления перед избирателями, демонстрируют именно такой подход.

У кого же больше результат

Разумеется, вряд ли кто сумеет отличить, где члены «тандема» выступают в рамках предвыборной кампании, а где — как должностные лица. Всё слилось, всё идёт навалом. С телеэкрана, и без того занимаемого президентом и премьером по максимуму, они теперь просто не сходят. Так что основное впечатление от их речей: много, очень много!

Однако был момент, вскоре после нашумевшего съезда «Единой России», когда президент Д. Медведев, возглавивший избирательный список этой партии, первый раз официально отправился вести предвыборную работу за ЕР, лидером которой, напомним, является премьер Владимир Путин. И прибыл Дмитрий Анатольевич в город Краснодар, и встретился там с местным активом «единороссов», и произнёс установочную речь, адресованную, понятное дело, не только краснодарским, а всем активистам «партии власти».

Представляю, сколько интеллектуальных сил из администрации президента и всяческих других провластных структур задействуется для подготовки такого рода программных выступлений! Что же придумали эти силы на сей раз? Какой ключевой тезис у них родился, чтобы дать направление всей предвыборной работе «Единой России» на местах?

А вот какой. В советское время, заявил Д. Медведев, нас перекормили лозунгами. Дескать, лозунгов было много, а результатов не было. Ваша задача, пояснил он своим слушателям, не увлекаться лозунгами, а работать на результат.

Больше всего тут поразило, что президент страны проявил информированность на уровне студента юридического факультета ЛГУ Димы Медведева, всецело увлечённого, как мы знаем, тяжёлым роком и не очень, надо полагать, вникавшего в результативность тех или иных лозунгов тогдашней власти. Просто так ему, возможно, казалось, что не было результата, или спичрайтеры так ему подсказали.

Ну да, бывало, какие-то лозунги, то есть ставившиеся задачи, по каким-то причинам не выполнялись вполне. Но можно ли считать это правилом прежней власти? Честно ли провозглашать, что вместо реальных результатов были одни лозунги? А разве не на тех результатах (нефть, газ, ещё действующие предприятия советского времени и т.д.) живет страна все последние двадцать лет? Ведь нового-то почти ничего не создано!

Как было бы сильно и убедительно — взять внушительные достижения за двадцатилетие «новой России» да и конкретно противопоставить их ничтожным результатам двадцатилетия Советской власти, хотя бы того периода, который презрительно до сих пор называют «застойным». Вот вам и лучший предвыборный аргумент в пользу нынешней власти. Но чего же это он не звучит? Может, потому, что в реальности нет его?

А говорить что-то надо, надо. И вот на той же встрече в Краснодаре пускается в ход заранее подготовленная козырная карта — «материнский капитал». Не было же такового при Советской власти? Не было. И «случайно» оказавшаяся рядом с президентом женщина очень кстати подсказывает: мол, она родила в 1990 году и никаких денег не получила. А президент упоённо повествует, как все его коллеги за рубежом были восхищены этой его идеей: у них такого нет, не додумались, видно…

За президентов зарубежных расписываться не будем. Но женщине той, «случайной», очень хотелось ответить. Вернее, спросить её: а как нынче насчет детских садов и яслей? А во что обходятся детская одежда и питание, учебники и другие детские книги, сколько в целом приходится платить за обучение, отдых, медицинское обслуживание ребят? Компенсирует ли всё это и многое другое прославляемый «материнский капитал»?

Естественно, вдаваться в подобные расчёты агитаторам «Единой России» ни к чему. Эффектнее заявить: вот Медведев придумал такое, чем весь мир восхищается, а в советское время об этом даже мечтать не могли…

Гордость г-на Медведева и ловкость г-на Путина

Ах эта любовь к эффектным заявлениям! Тут между Дмитрием Анатольевичем и Владимиром Владимировичем даже нечто вроде соревнования развернулось — кто круче сказанёт. Сразило, например, путинское утверждение, что советские послевоенные руководители неинтенсивно работали (куда там до нынешнего «тандема»!), больше того — даже не понимали, что надо делать. Вот ведь безобразие какое было в руководстве страны.

Казалось, лучше уже не скажешь: рекорд — за Владимиром Владимировичем. Однако Дмитрий Анатольевич поднапрягся и тоже выдал. Прославляя себя как Верховного главнокомандующего за победу над Грузией («это войдёт в историю»), он при встрече с руководством 58-й армии во Владикавказе на полную катушку отыграл тему обещаемой модернизации Вооруженных Сил и — опять же обещанного — повышения зарплаты военнослужащим.

— Скажем без обиняков: я горд, что я это решение принял, — заявил он. — Вы знаете, что от него меня многие отговаривали… И тем не менее это решение было принято, и впервые происходит это беспрецедентное повышение денежного содержания практически в два с половиной — три раза. Такого не было ни в царские, ни в советские времена!

Очень они хотят, чтобы их медведевско-путинское время было лучше всех времён на свете. Чтобы чего-то хорошего, что есть при «тандеме», не было нигде и никогда.

Удаляться в царские века мы не будем, но советская эпоха — в памяти многих ныне живущих. И всякий мало-мальски честный очевидец может долго перечислять, чего тогда в сравнении с днём нынешним не было: такой коррупции, такой безответственности, такой преступности, такого потрясающего разрыва между бедными и богатыми, такого крайнего нравственного упадка и т.д., и т.п.

Да ведь если взглянуть и на состояние Вооруженных Сил, о которых проявлена вдруг столь «беспрецедентная» забота, — какое оно? Говоря без обиняков, как учит Дмитрий Анатольевич, во многом армия и флот доведены до ручки. Сам же он это признал: дескать, нельзя воевать на тех «вёдрах», которые даже не заводятся. И такого, конечно, тоже не было в советское время. Ну а про нищенское своё содержание в годы «реформ» военные давно криком кричат.

Словом, впору бы власти не гордиться, а покаяться. Простите, мол, что до такого довели, постараемся исправить, наверстать, компенсировать. А вместо этого — опять фанфары самим себе.

От сравнений со временем советским трудно уйти. Только сравнения эти зачастую получаются, как уже говорилось, странноватые.

Вот Владимир Путин в Белгороде допытывается у сельскохозяйственных руководителей: когда вам работать лучше было — в советское время или теперь? Люди мнутся. Жмутся. Поёживаются. Но премьер настаивает. Наконец, один исхитрился: теперь, говорит, работать интереснее (?), а раньше (это он добавил после некоторой паузы) было проще (?).

Попробуй разберись, что имеется в виду. Чудеса казуистики! Однако премьер добился своего и, кажется, удовлетворён: интереснее же стало. И ни он, ни его слушатели словом не обмолвились, что при этой «интересности» около 40 миллионов гектаров пахотной земли, которые в советское время «работали», ныне заброшены и пустуют, что катастрофически продолжается обезлюдение российской деревни, что резко упало животноводство, а изобилие на прилавках — за счёт импорта и безденежья…

Проблемы известные. Но что делать? Как их решать? Об этом конкретно и говорить бы с людьми перед выборами. Нет, снова, порой совсем некстати, вытаскиваются, извращаются и раздуваются реальные и мнимые недостатки советской поры.

Так, во время недавней встречи «тандема» с ветеранами те стали говорить: «Мы росли, воспитывались в период великой страны, которой были горды. Для нас страна превыше всего». И поделились обидой, что искажается советская история, роль Советского Союза в Великой Отечественной войне. Медведев и Путин вроде бы согласились: этого быть не должно. Однако «национальный лидер», признав, что мы действительно гордились Победой и Юрием Гагариным, тут же не преминул вскочить на любимого антисоветского конька:

— Мы с вами или раздражались, или было стыдно, что у нас сахар исчез, мяса в магазинах не было. И этой гордости нашей с вами не хватило, чтобы сохранить единую страну.

Сказал бы уж конкретно, кто были те люди, которые, по его словам, «спекулировали на проблемах и занимались популизмом», которые «обещали всё, обещали, что завтра будем жить, как в Париже, как в Лондоне, причём все и в одночасье». Разве не был одним из самых видных среди них Собчак — знаменитый наставник Путина и Медведева? И разве оба они не были тогда с теми людьми, которых премьер назвал популистами?

Игра в «большое правительство»

Впрочем, Путин ловко перекинул отсюда мостик в наши дни.

— И сейчас много нерешённых задач и много проблем, — сказал он. — Но нам ни в коем случае нельзя позволить популистам оседлать эти темы. Проспекулировать и получить какие-то дивиденды. Надо уметь отличать тех, кто решает проблемы, от тех, кто ни фига не делает, а только обещает, чтобы получить как-то властные инструменты и полномочия.

Вообще-то, выходит так: имеется нынешняя власть и «партия власти», есть руководящий «тандем» и поддерживающие его — вот они все проблемы только и решают; а остальные — популисты, не делают «ни фига», лишь обещают, чтобы прорваться во власть.

Таков общественный расклад в изображении «тандема». Исходя из этого, можно полагать, Путин и Медведев не снисходят до участия в предвыборных дебатах: что полезного, дескать, услышишь от «популистов»? То ли дело игра со «своими» в «большое правительство»…

Но обществу в конце концов надо услышать вменяемые ответы власти хотя бы на самые главные, самые принципиальные требования реальной оппозиции в лице КПРФ. Почему власть против национализации природных ресурсов и ведущих промышленных отраслей? Почему она упорно отстаивает интересы олигархов? Почему против введения прогрессивной шкалы налогов, которая поможет приблизиться к социальной справедливости? Обратите внимание: во всех бесчисленных предвыборных выступлениях «тандема», от которых уже звон в ушах стоит, эти коренные и острейшие проблемы даже не затрагиваются.

Если, по мнению Д. Медведева, в советское время людей перекармливали лозунгами, то теперь — перекорм пустотой. Приведу лишь один пример того, как нынешняя высокомерная и самовлюблённая власть относится к острым жизненным вопросам, волнующим очень и очень многих. На предвыборной встрече лидера списка «Единой России» со студентами Алтайского государственного университета его спросили: можно ли молодым надеяться когда-нибудь получить жильё? При ипотеке для большинства это весьма и весьма сомнительно. И что же ответил г-н Медведев? Послушайте:

— Ключ к решению жилищной проблемы — сочетание полезного опыта, эффективно действующих инструментов и грамотной макроэкономической политики.

Вы поняли что-нибудь? Вот и я не понял. И студенты, написавшие об этом в «Правду», — тоже.

 


 

По страницам газеты «Правда». Виктор Кожемяко, обозреватель «Правды».

Код для вставки в блог: