Зарубежная пресса о ситуации в России

У России проблемы в отношениях с "отцом", - считают воспитанные на психоанализе и либеральных идеях аналитики, частично улавливающие основные "тренды" нашего общества, и частично донельзя наивные (чего стоит одно только представление Медведева как лидера молодежи). 

Пол Старобин | The Boston Globe

Фото: Reuters

У России проблемы в отношениях с "отцом"

Митинги "За честные выборы" в России - не стремление к демократии, а семейная драма, конфликт "отца нации" с недовольными своей жизнью "детьми", утверждает в статье, опубликованной в The Boston Globe , журналист Пол Старобин. По его мнению, сейчас повторяются события, которые происходили циклически веками, в том числе при царизме. "В данном случае поколение, которое достигло совершеннолетия при Путине и первоначально мирилось с его строгой властью, зачастую даже восхищаясь, теперь от нее подустало", - говорится в статье.

Поэтому бунт, главная цель которого - свержение символического "отца", может породить опасный вакуум, после чего все вернется на круги своя: придет новый правитель с железной рукой. Патриархат в российском обществе - наследие православной византийской культуры - укоренен глубоко, убежден Старобин. Ссылаясь на "Домострой", он пишет: "Otets возвеличивается как властный (и непогрешимый) отец семейства". В этом контексте нация - огромная семья, а царь - глава семьи. Даже в советские времена этот менталитет сохранился.

После распада СССР в России возник вакуум лидерства, продолжает автор: Госдума слыла слабым и коррумпированным институтом, Ельцин имел проблемы со здоровьем и с алкоголем. Фигура Путина отвечала потребностям в сильном лидере, а Кремль, в свою очередь, культивировал поклонение Путину среди молодежи.

Модель "Домостроя" не дает рецептов, как сменить отца, который завел страну не туда. "Иногда смена отца возможна лишь путем катастрофических мятежей", - пишет автор, напоминая о большевистской революции и героях "Отцов и детей" Тургенева. Путин напоминает царей, так что мятежные настроения не могли не возникнуть. На сей раз предмет недовольства - коррупция.

"Западу и особенно Америке всегда было нелегко разгадать Россию, в том числе потому, что мы упорно полагаем, будто российское общество стремится к джефферсонианской демократии, которую выбрали мы сами", - рассуждает Старобин. Если же взглянуть на Россию изнутри, то скорее кажется, что антипутинское движение порождено не мечтами о демократическом обществе, а негодованием определенного поколения.

Кандидатура Алексея Навального на звание "нового лидера" вызывает у автора тревогу. Этот человек воплощает специфически-русский архетип "сердитого молодого человека, человека действия". Навальный - тургеневский Базаров, утверждает автор: по его мнению, идеология Навального туманна, а риторика напоминает о насильственных "чистках".

"Справедливый гнев может оказывать оздоровляющий эффект", - замечает автор. Но он опасается, что нынешняя ситуация будет развиваться в недемократическом направлении, поскольку Россия начала сворачивать демократию еще при Ельцине.

"Самые крепкие связи Вашингтон поддерживает с группой старых либералов ельцинского периода, но эти люди невысоко котируются среди молодежи, протестующей на улицах", - отмечает Старобин. Он также предостерегает, что публичные усилия США по поощрению антипутинского движения только повредят делу, ибо позволят Путину разыграть карту "вмешательства иностранцев".

В России разгорелась семейная ссора, и посторонним трудно понять, в чем причина и чем дело кончится, заключает автор. Россияне приходят к мысли, что Путин - отжившая фигура. "Но отцы почти всегда отказываются признавать, что их время миновало".

Источник: The Boston Globe

Элен Каррер д?Анкосс | Le Figaro

Российская весна?

Акции протеста в России поспешно сравнили с "арабской весной", хотя их объединяет лишь интернет как средство мобилизации и большое число участников, во всем остальном "российская весна" кардинально отличается от арабской, и это обещает ей совсем иное будущее, пишет в Le Figaro историк Элен Каррер д'Анкосс.

"Началом стало это поразительное заявление об обмене членов тандема креслами, - пишет д'Анкосс. - Россияне восприняли это преждевременное и малоприличное заявление как чудовищное надувательство. Они обнаружили, что фаворит молодежи и либералов Медведев был лишь промежуточным президентом, не способным участвовать в президентской гонке. Путин единолично решил их общую судьбу". Именно это превышение полномочий и грубый отказ соблюсти хотя бы видимость выбора или соревнования спровоцировали вспышку народного гнева, полагает автор. Значительная часть российского общества задалась вопросом, как отреагировать на такой захват власти. Кто-то предпочел не участвовать в выборах, но это привело лишь к массовым фальсификациям, так как за них проголосовали "правильные избиратели".

Вторым актом "российской весны" стала реакция общества на фальсификации. Два массовых митинга, прошедших в Москве, отличались прекрасной организацией, спокойствием манифестантов, не поддававшихся на провокации, и их социологическим составом. "Пришедшие на Болотную площадь и проспект Сахарова не имели ничего общего ни с Лимоновым, ни с руководством зарегистрированных политических партий, ни даже с лидерами оппозиции, и это существенно", - отмечает д'Анкосс. Состав участников показывает, что они - не маргиналы и не отчаявшаяся молодежь без будущего, а, напротив, авангард мыслящего и креативного общества, без поддержки которого никакому режиму не устоять.

Манифестанты требовали перевыборов и России без Путина, "то есть эволюции политической системы, уважения к гражданскому обществу и его реального участия в политической жизни". Д'Анкосс с интересом констатирует, что выступления главных деятелей либеральной оппозиции, таких как Немцов и Касьянов, были встречены равнодушно: "Толпа, очевидно, решила, что сама является источником своей легитимности и способна к самоуправлению".

"Перед лицом этой молодежи, не имеющей реальных руководителей, власти хватило ума ничего не предпринимать и избежать столкновений, - продолжает д'Анкосс. - Поразительной была реакция на манифестации главного заинтересованного лица - Владимира Путина. (...) Непонимание устанавливается между наиболее активной частью общества, обсуждающего свое будущее в интернете и отстаивающего там свои идеи, и всей политической элитой, от Путина до лидеров крупных партий и даже лидеров оппозиции". Митингующая молодежь ясно заявила власти, что не приемлет ее презрения к воле общества и ждет ответа, но Путин до сих пор не сумел адаптироваться к обстоятельствам, а президент Медведев утратил свою легитимность.

По мнению д'Анкосс, первый вывод состоит в том, что манифестации протеста в России являются "доказательством политического здоровья граждан России, которые не являются аморфными и пассивными подчиненными системы, способной навязать им что угодно". Второй вывод - в том, что "это движение не является демонстрацией отчаяния неконтролируемых масс, вписывается в четкие рамки и отвергает всякую спонтанность и экстремизм". Третий вывод: "Несмотря на молчание Владимира Путина, перемены уже близки".

И хотя президентские выборы состоятся в запланированные сроки, а победителем, скорее всего, окажется Путин, ничто уже не будет как прежде, говорится в статье. "Это будут спорные выборы, возможно, со вторым туром, но никак не коронация. Популярность Путина никогда больше не достигнет прежних 60-70%. И, наконец, никто в России не допускает, что он сможет остаться на два срока", - утверждает д'Анкосс. "Лозунги "Путин - вон!", скандируемые манифестантами, передают общее настроение. Для россиян немыслимо, чтобы после 12 лет правления он правил еще столько же. И хотя все понимают, что, вероятно, еще рано отстранять Путина, не рискуя дестабилизировать всю систему, он уже воспринимается лишь как переходный кандидат, до появления новой системы, возможно "беспрезидентской", до появления новых людей, лучше понимающих поколение, вышедшее на улицы в декабре. В этом смысле декабрь действительно был российской весной", - резюмирует автор.

Источник: Le Figaro
Но вот одна из основных причин напряженности в нашем обществе:

Корреспондент | Le Parisien

По случаю православного Рождества Куршевель живет по российскому времени

Около 20 тысяч туристов из России нагрянули на прошлой неделе в чрезвычайно популярный у богатых россиян Куршевель, по случаю православного Рождества на горнолыжном курорте был организован праздничный спуск с горы при участии нескольких сотен инструкторов Французской горнолыжной школы (ESF), пишет Le Parisien . "В первую неделю января россияне составляют 70% гостей, но их много и в течение всего года, - говорит Жильбер Блан-Тейер, мэр Сен-Бон Куршевеля. - 14 пятизвездочных отелей курорта в основном заняты россиянами, приезжающими сюда в поисках комфорта, красивого пейзажа и качественного обслуживания". О "деле Прохорова", на время омрачившем любовь россиян к Куршевелю, уже никто не вспоминает, отмечает газета.

"Довольный возможностью получить всех этих клиентов с высокой покупательной способностью в момент, когда большинство европейцев вернулись к работе и покинули курорты, Куршевель всю неделю организовывал многочисленные праздничные мероприятия, связанные с православным Рождеством, от концертов и теннисных матчей до приглашения русского Деда Мороза", - пишет газета, в заключение разъясняя, что с 31 декабря по 13 января жизнь в России замирает.

Источник: Le Parisien
Код для вставки в блог: