Экс-председатель УИК: Я больше не хочу сталкиваться с системой

Первое, что сделала Татьяна Иванова, теперь уже экс-председатель УИК № 99 Василеостровского района, на следующий день после выборов депутатов ЗакСа и Госдумы сходила в баню. Чтобы смыть с себя грязь, прилипшую к ней не только 4 декабря, но и за весь предвыборный период. Как она рассказала «Фонтанке», за 14 лет во главе участковой комиссии ей ни разу не приходилось сталкиваться с таким давлением и принуждением к фальсификациям, как в минувшем году. За честность и несогласие подделать результаты выборов Татьяне Ивановой пришлось написать заявление об увольнении. Выпускной класс школы № 575 посреди учебного года остался без классного руководителя. 

- Вы объяснили детям причину своего ухода?

- Как только я написала заявление, то пришла в класс и рассказала ребятам, почему вынуждена уйти. Разговор между нами был долгий. Они интересовались подробностями, спрашивали, что меня заставляли делать и как я этому противостояла. На все отвечала честно и открыто. Мои ученики, кстати, были первыми, кому я рассказала все о выборах депутатов. Даже со своими родными не делилась.

- Как школьники отреагировали на рассказ?

- На удивление неожиданно. Хором спросили меня: «Татьяна Васильевна, как же нам жить в этой стране?» Посоветовала им поступать по совести и не позволять никому ставить себя на колени. Один раз позволишь, подняться уже не дадут. Я месяц без работы, они каждый день мне звонят и поддерживают. Это приятно, не думала, что современные дети такие серьезные и вдумчивые.

- Планируете вернуться в образование?

- Ни за что! Я больше не хочу сталкиваться с этой системой. Мне хватило! Понимаете, сплю спокойно. Последние три недели до выборов, когда нас обрабатывали всеми доступными способами, учили технологиям фальсификаций, принуждали, почти не спала. Некому было пожаловаться, посоветоваться, чтобы сбросить с себя эту мерзость. Я была одна! На каждом совещании, случайной встрече мне намекали, советовали, приказывали любой ценой помочь району и обеспечить победу партии. Пришлось приказать себе терпеть, но не сдаться.

- Как раз о способах психологической обработки хотел вас расспросить…

- В открытую давление началось после 13 ноября, когда приступили к работе участковые избирательные комиссии. Нас, председателей УИКов, стали собирать на совещания в Социальном центре на 17-й линии. Беседы вел Сергей Пономарев. Он является членом Горизбиркома с правом решающего голоса. На встречах присутствовала Наталья Назарова, начальник районного отдела образования. Всего таких совещаний было три. Пономарев вел себя самоуверенно. Когда мы сказали, что все его рекомендации - это подсудное дело, он улыбнулся и сказал многозначительно, что, когда в «Красненькой речке» выбирали Валентину Матвиенко, он такое там провернул…

- О каких способах фальсификаций говорили на этих встречах?

- Во-первых, сказали, что я должна держать наблюдателей максимально далеко от урны, кабинок для голосования и списков избирателей. Если не согласятся, то нужно им угрожать вызовом полиции за препятствование голосованию. Во-вторых, Пономарев говорил председателям, что они должны будут вбросить в урну бюллетени. Таким образом. мне нужно было вбросить двести  бюллетеней по выбору депутатов ЗакСа и 200 по депутатам Госдумы. Сказал, что мне нужно в день выборов помочь специальным людям опустить их в урну. В-третьих, нам пообещали выдать копию списка избирателей и базу с паспортными данными избирателей. Мы должны были в эту копию переписать тех, кто не пришел на участок в день выборов, подделать их подписи. Это нужно было для того, чтобы количество вброшенных бюллетеней совпало с количеством по списку.

- Взятку предлагали за лояльность?

- Одна из председателей на встречах в Социальном центре в шутку спросила, во сколько они оценят нашу покорность? Удивления вопрос  у Пономарева не вызвал. Нам сказали, что каждому готовы заплатить по 70 тысяч рублей. Для учителя, а именно из них в основном состоят УИКи, это огромные деньги.

- Пытались уволить, когда поняли, что вас не запугать?

- За три дня до выборов вызвали в районную администрацию. Сразу сказали, что меня собираются снять с председателей по рекомендации Назаровой. Я, конечно, понимала, что они по закону не могут меня уволить за три дня до выборов, но, пока ехала в администрацию, накрутила себя, разозлилась. Когда вошла в кабинет, где, кстати, сидела Галина Королева, после выборов ставшая заместителем главы администрации, а в то время бывшая начальником отдела социальной защиты населения, сказала все, что о них думаю. Мне сейчас стыдно, но я там материлась. Поняв, что я неуправляемая, им ничего не оставалось, как оставить меня в покое.

- И как? Выборы прошли спокойно?

- Ночь перед ними не спала. Наблюдателей посадила фактически под урну. Строго-настрого приказала им не отводить ни на секунду от нее взгляда. Сказала, что велика вероятность вбросов. Я не могла этого допустить. Боялась, что после демаршей мне могли отомстить. Подкинуть бюллетени. После вскрыть фальсификацию, отменить результаты выборов по моему участку. Слава богу, обошлось.

- Что было в ТИКе, куда пришли, чтобы отдать протокол голосования на участке?

- Тихий ужас, другого слова подобрать не могу. Нас в главное здание не пустили. Сказали, что должны идти в соседнее здание. Там нас, всех председателей, загнали на один этаж. В какой-то момент началась суета, и в коридоре, где мы стояли, выключили свет, сказали стоять тихо. Мы поняли, что кто-то приехал. Наверное, кандидаты в депутаты. Нас от них прятали. Я простояла немного, полчаса. Были люди, которых продержали в темноте по несколько часов.

- Все это для того, чтобы отдать документы председателю ТИКа?

- Как оказалось, не ему. Меня из темноты отвели в кабинет, где сидел Пономарев и Назарова. Они попросили протокол, почитали его, посмотрели друг на друга, сказали, что в нем невозможно что-либо исправить, и велели идти в ТИК.

- Проблемы в школе начались на следующий день после выборов?

- Недели через две, когда стали распределять премию по итогам года. Ко мне подошла директор, которая перед этим съездила в отдел образования. Она была вся белая, сказала, что районный отдел образования собирает против нее документы, чтобы отдать их в комитет по борьбе с коррупцией, потому что она развела у себя семейственность - вместе со мной в школе работают сын, дочь и невестка. Бред! Но все это было на полном серьезе. Мы подумали и решили отказаться от премии. Тогда поняла, что начали искать способы заставить меня уйти. Я 30 лет в системе образования, знаю, что могут сделать, чтобы человек написал заявление. Решила не доводить себя и перед Новым годом написала заявление. Я уже на пенсии и работать не буду. Больше всего тому, что я дома, рады дети, сижу с внуком.

- Что вам сказали ваши друзья и родные, когда вы им все рассказали?

- Не все поняли мою непреклонность. Были и те, кто сказал, что нужно было быть сговорчивей. Но родные во всем поддержали. Меня, после всей этой истории, приободрила фраза, которую мне сказали: «Гвозди бы делать из этих людей!»

Беседовал Денис Аксенов, "Фонтанка.ру"

«Фонтанке» удалось дозвониться до Сергея Пономарева, члена Горизбиркома с правом решающего голоса, делегированного от ТИК МО «Красненькая речка»:

- Могли бы вы прокомментировать слова бывшего председателя УИК № 9 по Василеостровскому району о том, что вы перед выборами 4 декабря прошлого года в Социальном центре на 17-й линии проводили беседы, объясняя, как нужно фальсифицировать результаты голосования?

- Вообще меня там никогда не было.

- На Васильевском острове в Социальном центре?

- В качестве кого я там мог быть?

- И не рассказывали, как нужно подтасовывать результаты?

- Ну, замечательно! Член Горизбиркома объясняет, как фальсифицировать!

- Тогда скажите, были ли вы в день выборов в районной администрации? Проверяли ли протоколы у председателей УИКов, прежде чем разрешить им отнести их в ТИК?

- Это беспредел, по-моему, полный. Никогда на Васильевском острове не был. Отношения никакого не имею, к Васильевскому острову уж тем более. По сути, по жизни я в Кировском районе. Никаким образом я там (в администрации Василеостровского района. - Прим. ред. ) не был и не мог быть.

До госпожи Назаровой «Фонтанке» дозвониться не удалось. Но редакция в любой момент готова опубликовать ее комментарий.

Источник: http://www.fontanka.ru/2012/02/02/002/

Код для вставки в блог: