Местное самоуправление: «Единый Санкт-Петербург», или Кто у нас рейдер на муниципальных выборах
Об итогах избирательной кампании размышляет один из самых опытных питерских парламентариев-коммунистов – депутат муниципального совета трёх созывов, ныне депутат Законодательного Собрания города Александр Павлович ГОРЛОВ. 
В
результате
выборов, прошедших 1 марта с.г., представительство КПРФ в питерском местном
самоуправлении увеличилось. Депутатами муниципальных советов избрано 27
кандидатов, выдвинутых Коммунистической Партией.
Очевидно, что участие в работе муниципальных
Советов открывает для депутатов, представляющих КПРФ, более широкую платформу
для контактов с людьми и для работы в их интересах. Но...
Местное самоуправление в нынешнем виде
действует в Петербурге более 10 лет. Но ещё никогда во время муниципальных выборов
не наблюдалось столь беспардонного поведения власти. Цель очевидна: монополизировать
муниципальные советы, заполонить их представителями «Единой России», вытеснив
всех прочих независимо от партийной принадлежности. Такого циничного отношения
к участникам выборов до сих пор видеть не доводилось.
Давление было реализовано уже на стадии регистрации
кандидатов. «Зачистка» имела вполне целенаправленный и заведомо предвзятый
характер. Так, из 1283 самовыдвиженцев, собравших подписи жителей, отказ в
регистрации получил едва ли не каждый второй. Список КПРФ был «секвестирован»
на 28%, списки «Справедливой России» и ЛДПР урезаны соответственно на 26% и на
21%. А вот результат «Единой России»: из 1477 заявителей получили отказ всего
девять человек, чуть более пол-процента. Любопытно, что комментируя эту
ситуацию в газете «Московская застава», председатель горизбиркома Александр
Гнётов сообщил: «В системе избирательных комиссий в городе отсутствует «единая
управленческая вертикаль», которая всегда имеет место на федеральных или
региональных выборах. (…) В некоторых районах Санкт- Петербурга и во многих
избирательных комиссиях муниципальных образований зарегистрированы практически
все выдвинутые кандидаты от всех партий. (…) Причём тут партийный признак?».
Однако же при общем числе почти в 5000 заявлений
на регистрацию в качестве кандидатов число отказов превысило тысячу. Кто же «отфильтровал»
каждого пятого претендента?.. Вопрос риторический…
Спрашивается, чем вызван такой ажиотажный
интерес к выборам в органы местного самоуправления (МСУ) города? Ведь на самом
деле властные полномочия питерских муниципальных образований (МО) весьма
ограничены.
Всё познается в сравнении. Сопоставим МСУ
двух крупных городов – Санкт-Петербурга и норвежской столицы Осло. Муниципальная
часть бюджета Осло весьма существенна - она равна трети городского бюджета.
Между тем доля муниципальной составляющей в бюджете Петербурга не превышает…
двух процентов. Расходы бюджетов органов МСУ Осло в расчете на одного жителя
больше соответствующих расходов в питерском бюджете почти в 300 (триста!!!)
раз.
По средней численности жителей (порядка 37-42
тысяч человек) муниципальные образования в двух городах близки.
Накопленный опыт работы органов МСУ Петербурга
подтверждает, что принятые размеры МО по условиям работы с гражданами оптимальны.
В этом случае обеспечиваются местный характер власти и прямая связь с людьми.
Местная власть должна быть, условно говоря,
властью пешеходной доступности, властью «на расстоянии вытянутой руки». И рука
эта не должна быть пустой. Таково мнение большинства муниципальных депутатов,
знакомых с проблемой.
При всех своих недостатках действующая система
муниципальных образований Петербурга вошла в структуру органов власти. Более
чем десять лет существования она стала неотъемлемым, хотя, признаемся, и не самым
весомым атрибутом общественной жизни города.
Сегодня мизерное финансирование вызывает неприятие
горожанами органов местной власти, носящих в значительной мере декоративный
характер. Об этом свидетельствует массовое голосование «против всех» в 2000 г.
и сохраняющийся низкий уровень явки граждан на муниципальные выборы.
Безусловно, одним из важнейших условий развития
местного самоуправления является последовательное расширение полномочий МСУ с
соответствующим увеличением муниципальной составляющей бюджета. Как показывает
питерский опыт, для превращения муниципальных Советов в реальный инструмент
улучшения городской среды и жизни каждого жителя в городе делается явно
недостаточно.
Практика последних лет показала опасную тенденцию,
противоречащую самой идее местного самоуправления как формы народовластия:
ограничить участие в работе муниципальных органов представителей всего спектра
общественных организаций и партий, представляющих интересы жителей города.
Задача коммунистов – не допустить реализации этого
плана властей. Муниципальные Советы должны превратиться в реальный инструмент
улучшения городской среды и жизни каждого человека. И, разумеется, избираться
они должны не по указке действующей исполнительной власти, а на основе
свободного волеизъявления жителей города. Депутатами должны становиться
граждане, делом доказавшие способность исполнять обязанности в интересах людей труда.