Нравы новой России: бесценная икона в коттеджном посёлке
Коммерсант: Святых распорядились выносить
Министерство культуры РФ приняло решение о временной передаче иконы Торопецкой Божией Матери XII-XIV веков из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную в коттеджном поселке "Княжье озеро" Истринского района Московской области. Связывает икону из Русского музея с элитной подмосковной недвижимостью лишь то, что президент строительной компании "Сапсан", реализующей проект "Княжье озеро", и благотворитель реставрируемого Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где до 20-х годов прошлого века находилась икона, один и тот же человек.
 
Распоряжение
начать подготовку к временной передаче иконы из фондов музея в храм в
Государственном Русском музее получили вчера. Оно подписано директором
департамента культурного наследия и изобразительного искусства
Минкульта Рамазаном Колоевым; основанием для такого решения стало
письмо патриарха министру культуры Александру Авдееву. Пресс-секретарь
Минкульта Наталия Уварова подтвердила это решение, добавив: "О сроках
нахождения иконы вне Русского музея говорить пока рано, потому что
необходимо соблюсти все условия ее транспортировки, хранения и прочие".
"Богоматерь Одигитрия", которую называют иногда
"Эфесской", "Полоцкой", "Корсунской" или "Торопецкой" — одна из
самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам,
иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают,
что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым,
написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной. В
настоящий момент сохранность "Богоматери Одигитрии" критическая,
согласно заключению реставраторов, "грунт хрупкий, его связь с
красочным слоем и паволокой ослаблена": это значит, что образ в любой
момент может осыпаться. В Русском музее из-за этого икону даже не
показывают в экспозиции.
Икону "Богоматерь Одигитрия" одни ученые
датируют XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие —
началом XIV века и считают, что ее написал русский, псковский мастер.
История образа начинается в середине XII века, когда княжна Ефросинья
Полоцкая основала в Полоцке два Богородичных монастыря и для них из
Эфеса привезли икону Божией Матери. С момента захвата Полоцка войсками
Стефана Батория в 1579 году икона пропадает из поля зрения историков и
появляется в XVII веке в городе Торопец, в Корсунско-Богородицком
соборе. Там она находилась до 1920-х годов, когда собор был закрыт, а
икона оказалась в местном краеведческом музее. В 1930 году икону
передали на постоянное хранение в Государственный Русский музей, но к
этому времени живопись на оборотной стороне полностью осыпалась, и
только по описаниям известно, что там был Николай Чудотворец.
В течение последних лет община
Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, который постепенно
восстанавливается на деньги верующих, много раз обращалась к властям с
просьбой вернуть Богородицу, но положительного ответа не получала. Еще
позавчера заместитель начальника отдела музеев Минкульта Владимир Фомин
сказал корреспонденту "Ъ", что эта редчайшая икона находится в очень
сложном реставрационном состоянии и требует соответствующего
"температурного, влажностного и светового режима", который в данный
момент торопецкий собор обеспечить ей не может. На следующий же день
директор департамента культурного наследия Минкульта Рамазан Колоев
направил в Государственный Русский музей бумагу, в которой сообщил, что
Минкульт считает передачу иконы возможной и просит в оперативном
порядке проинформировать, кто из представителей музея будет участвовать
в комиссии по передаче иконы храму.
Правда, икону предлагается передать вовсе не в
торопецкий Корсунско-Богородицкий собор, где икона пробыла три века, и
не в Полоцкий монастырь, для которого ее создавали, а в современный
храм Святого Александра Невского, расположенный в элитном коттеджном
поселке "Княжье озеро" в Истринском районе Подмосковья на 24-м
километре Новорижского шоссе. Реализацию проекта компания "Сапсан"
начала в 2001 году и полностью завершила к 2008 году. На территории в
160 га расположены 720 земельных участков площадью от 15 до 45 соток
каждый. Площадь коттеджей — от 160 кв. м до 800 кв. м, стоимость
— от $820 тыс. до $5,5 млн. Помимо продажи домов застройщик
предлагает их аренду на срок от шести месяцев. В поселке кроме
краснокирпичного новенького храма расположены школа, детский сад, банк,
торговый центр, спорткомплекс и другие культурные объекты.
Единственная возможная связь с храмом
Александра Невского такова: в "Сказании о чудесах иконы Богоматери
Корсунской" говорится, что появление иконы "Богоматерь Одигитрия" в
Торопце связано со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого
князя Брячислава, которые получили святыню в дар как благословение на
брак. Однако "Богоматерь Одигитрия" икона выносная (такие двусторонние
иконы выносили на специальной рукояти по время процессий), имеет сугубо
литургическое назначение и должна находиться в алтаре, такими иконами
на брак не благословляли и в подарок не давали. Так что связь ее с
именем Александра Невского невелика. А связи с коттеджным поселком
"Княжье озеро" у иконы и быть не может — если только не принимать
во внимание, что президент группы компаний "Сапсан" Сергей Шмаков
— горячо верующий православный бизнесмен, отец шестерых детей,
учредитель благотворительного фонда "Иваново дело". Сергей Шмаков
благотворит и в Торопце — в 2006 году он выделил средства
районным больнице и спортклубу, а также пожертвовал 300 тыс. руб. на
золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора.
В секретариате господина Шмакова "Ъ" сказали,
что он будет комментировать ситуацию только тогда, когда "она будет
окончательно разрешена".
Окончательное решение на сегодняшний день
— за Государственным Русским музеем. Вчера сотрудники отдела
древнерусского искусства заявили его директору Владимиру Гусеву, что
икону ни при каких обстоятельствах невозможно ни транспортировать, ни
хранить вне музейных условий. Стоит напомнить, что в 2008 году при
истинно православном министре культуры Александре Соколове директор
Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов был готов на
три дня отпустить "Троицу" Андрея Рублева в Троице-Сергиеву лавру
— если разрешат реставраторы. Реставраторы и хранители иконописи
ГТГ не разрешили — и икона осталась в музее. Правда, и господин
Родионов уже не директор, и господин Соколов уже не министр.
"Нам ничего не известно о передаче Русским
музеем иконы Торопецкой Божией Матери,— сказал "Ъ"
пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир
Вигилянский.— Очень хорошо, что в церковь хотя бы на время
передают икону для храмового поклонения. Хорошо, если бы следующим
шагом со стороны Министерства культуры стало решение о предоставлении
на праздник Троицы иконы Троицы для поклонения ей верующих в
Троице-Сергиевой лавре".
Татьяна Маркина, Мария Сидельникова, Павел Коробов