Бюджет 2013: почему коммунисты против??

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга приняло городской бюджет на наступающий 2013 год. Фракция коммунистов выступила решительно против финансового документа, носящего ярко выраженный антисоциальный, антинародный характер 

Г раждане России в целом и петербуржцы в частности имеют целый ряд прав, гарантированных Конституцией, федеральными и городскими законами. Реализация ряда этих прав требует бюджетного финансирования – это, например, права на образование, медицинскую помощь и многое другое. Бюджетный кодекс России указывает на то, что эти гарантии должны содержаться в Реестре расходных обязательств. Это позволяет соотносить финансовые обязательства государства с возможностью их реализации. Когда Госдума обсуждает проект федерального бюджета, депутаты имеют возможность изучать реестр. В условиях Питера этого не получается.

Такой реестр в городе существует, и занимается им Комитет финансов правительства Петербурга – во всяком случае, есть основания полагать, что это так. Но этот документ, в отличие от федерального, недоступен ни депутатам, ни сотрудникам парламентского аппарата. Между тем содержание реестра крайне важно. Оно определяет фактическую основу для поправок к бюджету. Знание реестра необходимо для того, чтобы понять, в какой степени государство финансирует свои обязательства в сфере медицины, образования или жилищного строительства. Это первое. Второе - если понадобится перераспределять средства внутри бюджета, то с какой из статей снимать деньги? Если бы реестр был доступен, всё было бы ясно: медицина, условно говоря, обеспечена необходимым на 45%, а органы безопасности – на 85%. Депутаты имеют законное право корректировать бюджет. Но в наших условиях у них нет целостной картины. Поэтому все изменения, которые предлагает парламент, фактически имеют либо лоббистский, либо в лучшем случае локальный характер.

Под локальным имеется в виду то, что раньше называлось депутатским резервным фондом. Речь идёт о десятках миллионов рублей. В масштабах муниципалитета это кажется немалым, но при грамотном распределении средств эти суммы могли бы быть на порядки больше. А так на места поступают крохи, а, так сказать, массив бюджета корректировать парламентарии фактически не могут.

И поэтому ещё раз встаёт вопрос: а точно ли представляемый нам проект бюджета обеспечивает выполнения обязательств государства перед гражданами? Особенно сегодня, в условиях финансового кризиса? Без реестра это проверить невозможно. Поэтому и депутатам, и нам, специалистам экономического блока, приходится либо верить, либо не верить Смольному на слово.

А насчёт веры на слово есть, скажем так, значительные сомнения. Например, Законодательное Собрание только что приняло изменения в текущий бюджет 2009 года. В главный финансовый документ города буквально в последний момент были внесены очень странные поправки. В частности, сначала было оттянуто расходование бюджетных средств по системе госзаказа. В Смольном нам любят объяснять, что финансирование идёт в конце года, потому что работы оплачиваются по факту выполнения. Но у нас масса случаев, когда заказ даже не размещён, то есть конкурс ещё не проводился. В этом году по состоянию на первое ноября не было размещено по меньшей мере 15% годового лимита. А потом на этом фоне принимаются поправки в бюджет. Вместо того, чтобы вовремя провести конкурс на ремонт дорог, эти деньги переводят на субсидии неким юридическим лицам.

На первый взгляд разница непосвящённому человеку непонятна. Но это совсем другой принцип расходования. Ремонт – это конкретные квадратные метры с актом приёмки выполненных работ, а содержание – это, условно говоря, работа дворника с метёлкой. При этом сколько раз он подмёл где-то пол и подмёл ли его вообще, никто никогда не узнает. Но даже и в этом случае, пока уточнённый бюджет не подписан, деньги к этому дворнику (вполне возможно, что мифическому) ещё не пошли. Зато можно не сомневаться в том, что в декабре эти средства будут «освоены» в огромных объёмах.

В Бюджетном кодексе по поводу федерального бюджета прямо сказано: в случае, если проект бюджета не обеспечивает исполнение всех расходных обязательств, Правительство представляет в Думу проекты законов, которые изменяют расходные обязательства. У нас всё наоборот. Формально это может быть и верно, а по сути, как говорил Ильич, издевательство.

Герман ШАЛЯПИН, эксперт фракции КПРФ в Законодательном Собрании, в 1995-2001 гг. – председатель Контрольно-Счётной Палаты Санкт-Петербурга

Код для вставки в блог: