Учителя ждут перемен

Руководством России сказано много красивых слов и роздано немало авансов педагогам. В частности, недавно Дмитрий Медведев заявил в Петербурге о необходимости укрепления авторитета и повышения социального статуса педагогов, привлечения в образование молодёжи и увеличения зарплаты преподавателям. Однако есть немалые основания полагать, что теоретически правильные слова останутся лишь звучной фразой. Почему? Потому, что весьма влиятельные чиновники и многие директора школ не хотят никаких перемен – им выгодно нынешнее положение дел 

Е щё в марте прошлого года стало известно, что Смольный решил сэкономить шесть миллиардов рублей за счёт бюджетников, в первую очередь - учителей и воспитателей. По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, такие меры были вызваны ситуацией на рынке труда. В свою очередь, глава регионального отраслевого профсоюза работников образования и науки Владимир Кузнецов заявил, что фонды заработной платы по разным районам города сокращены на 10-17%.

Соответственно, учителя потеряли по две-три тысячи рублей. Эта потеря оказалась весьма ощутимой - за тяжёлый труд в государственной школе платят, по признанию самих педагогов, около 13 тысяч рублей в месяц. В Москву же улетели успокаивающие письма из комитета по образованию - мол, никаких сокращений не будет, при переводе учителей на должности преподавателей дополнительного образования увольнения не планируются, а заработная плата педагогов при всём этом не уменьшится. Во Фрунзенском районе есть гимназия №587. Она считается одной из лучших в стране: удостоена звания «Школа России», получала гранты федерального правительства. Уже два десятка лет наряду с общим средним образованием там дают и специализированное - в объёме программы музыкальной школы.

Первый конфликт по поводу зарплаты в благополучном на первый взгляд учреждении возник ещё зимой 2008-го. Тогда директор гимназии Светлана Кузнецова не смогла внятно ответить на вопрос: почему педагогам не начисляют надбавки? Учителя обратились в бухгалтерию Фрунзенского района, и через несколько недель получили ответ: у них в тарификации нет надбавок и доплат, а есть только почасовая оплата. Вскоре после того, как сокращение зарплаты было подтверждено, преподавателям музыки сообщили о переводе на должность педагогов дополнительного образования. А затем была проведена аттестация, снизившая квалификацию и зарплату недовольных учителей. Те не без оснований стали опасаться, что потеряют не только часть зарплаты, но могут лишиться права и на преподавательскую пенсию, хотя у них остались прежние ученики, программа, обязанности и квалификация.

После консультации с юристами и письменного заявления на имя председателя городского комитета по обра-зованию Ольги Ивановой учителя добились возвращения надбавок – но только на один год. Чиновничий ответ был показан опытным юристам, которые уличили городских чиновников в неисполнении требований федерального министерства. «Оплошность» была исправлена, но не сразу. Сомни-тельные распоряжения гороно и поведение руководства гимназии усилили недоверие учителей. Поэтому они обратились за помощью к председателю своего отраслевого профсоюза Владимиру Кузнецову.

В ответе из Дворца Труда педагогам сообщили, что имеются финансовые нарушения при начислении зарплаты, но «повышающий коэффициент определяет руководитель учреждения по согласованию с профсоюзом лишь тем учителям, которые реализуют инновационные программы в рамках основной деятельности учреждения». Устно учителей предупредили, что они фактически являются преподавателями дополнительного образования, поэтому не имеют права на доплаты и надбавки.

В непростой ситуации председатель профсоюза гимназии Марина Лопатина сразу встала на сторону директора. Преподаватели решили выяснить мотивы столь странной позиции, и оказалось, что председатель профкома и директор гимназии - двоюродные сёстры. По словам учителей, выборы председателя профкома прошли без счётной комиссии и без протокола. Ответов на запросы о законности полномочий г-жи Лопатиной, направленные в районный профсоюзный комитет ещё в октябре минувшего года, нет до сих пор.

Стало ясно, что представители Дворца Труда не хотят защищать простых учителей. Поэтому они решили создать независимый профсоюз. Возглавила его Наталья Высоцкая. Уже очень скоро она услышала от директора, что профсоюз – «незаконный», а смутьянов и подстрекателей будут увольнять. Возникла реальная угроза выдавливания председателя профкома из школы. Если это произойдёт, настоящее профсоюзное движение среди учителей будет откинуто на годы назад.

А пока на активистов профсоюза готовят приказы об увольнении, родители, не имея твёрдых гарантий, что их дети получат документы о музыкальном образовании (как было обещано при поступлении), забирают детей из гимназии. В середине февраля по требованию Натальи Высоцкой прошла встреча профсоюзного и другого протестного актива школы с главой администрации Фрунзенского района Терентием Мещеряковым. Представитель «президентского резерва» публично пообещал сохранить музыкальное отделение в школе и провести в ней же собрание с обсуждением реформ среднего образования. Но не станем скрывать: многие учителя настроены по этому поводу скептически.

Отказ своевременно и эффективно решать финансовые конфликты в правовом поле ведёт к коммерциализации образования. В современной России подобные эксперименты нередко заканчиваются банальными взятками и резким падением уровня знаний школьников. Если конфликт в гимназии №587 не будет решён законным и цивилизованным путём, то, возможно, она пойдёт по пути Элитной гимназии, расположенной недалеко от «морской резиденции» президента России.

В конце 2009 года питерским журналистам стало известно о намерении весьма обеспеченных граждан подать в суд на это заведение. Там, по мнению заявителей, за огромные деньги оказывают услуги крайне низкого качества, которое не дотягивает даже до минимального общеобразовательного уровня.

Плата за обучение одного ребёнка в самой дорогой гимназии города – 1 миллион 440 тысяч рублей в год. Это дороже, чем в закрытых английских школах. Но вот работавшие там педагоги, по их словам, получали от трёх до восьми тысяч рублей в месяц. Немудрено, что учителя стали увольняться.

А когда в гимназии провели тесты на соответствие общеобразовательным стандартам, выяснилось, что у одной ученицы отсутствуют знания по химии полностью, а по биологии и русскому языку - нет базовой подготовки. У другой девушки знания по географии составили 13% от необходимого, по биологии - на 11%, по алгебре – на треть. При этом гимназистка, по словам её родителей, никогда не числилась среди отстающих.

После выхода скандала за пределы учебного заведения его директор Нина Кавелина направила журналистам письмо с выражением готовности встретиться. В трёх предложениях письма оказалось пять ошибок… Но если грамматические ошибки в отдельно взятом письме, даже учительском, исправить легко, то кадровые просчёты и отказ властей решать социально-экономические проблемы педагогов могут поставить страну на грань выживания. Кто сможет объяснить детям, что знания и уважение нельзя купить, что только упорный труд должен быть источником благосостояния, что нельзя врать и обворовывать людей, что нормы морали и закона должны быть обязательными для любого человека? Есть очень серьёзные опасения, что эти простые истины не являются руководством к действию для российских чиновников от районного уровня до высшего. А если так, то учителя могут не дождаться перемен к лучшему.

Михаил ДРУЖИНИНСКИЙ

Код для вставки в блог: