Искоренители переживаний

О кремлёвских звёздах и орлах 

Обыкновенная новость в череде сенсаций: некие активисты предлагают снять с башен Кремля рубиновые звёзды, вернуть туда двуглавых орлов. В год пятидесятилетия полёта Гагарина они постараются дотянуться до кремлёвских звёзд… Сверхновые ревнители древлего благочестия знают много красивых русских слов – и где-то между «люстрой» и «проституцией» они нашли заветное: «люстрация». Стоит «люстрировать» символику СССР, загнать за Можай ветеранов ЦК и КГБ, как восстанет наяву град Китеж и укрепится духовность.

Правда, после первого акта десоветизации, когда вместо красного флага над Кремлём взмыл триколор (снова – исконно русское слово!), духовность укрепилась так, что убийств в России стало в два раза больше. Безусловно, ненавистников красной звезды донимает не только эстетическая чесотка, не только политическая аллергия, но и сословный, классовый зуд. Звезда напоминает им об эпохе, когда приходилось хотя бы ритуально уважать рабочих и крестьян. А им так сладостно презирать…

Главная и прискорбная тенденция последнего двадцатилетия – появление элиты, отделённой от народа заборами с колючей проволокой. У нас охранников уже больше, чем офицеров. Заборы, железные двери, автоматы в руках у рыцарей МВД, резиновые дубинки…

Дело идёт к тому, что скоро и грамотность станет уделом узкого круга элитариев. Правда, русский язык постараются переменить на английский. Звезда же пугает как символ плебейский, простонародный. Нет в ней феодальной надменности!

Советской системы нет уже двадцать лет, а противники кремлёвских звёзд всё проклинают «наследие совка». Пир победителей давным-давно закончился, а они всё кормят нас «совкоборческой» горчицей. Сталина и вовсе ниспровергают – с перекурами – 55 лет! Над нами летают иностранные самолёты, сданы в утиль научно-исследовательские суда, разрушена система всеобуча, и в России, как встарь, появились неграмотные подростки, а всё рубиновые звёзды мешают танцевать!

Наши красные пятиконечные звёзды от Сталинграда до Берлина мерцают на солдатских могилах. Наши деды смотрели на звёзды, в вышину, а не только в бумажник – и прорвались в космос. Сергей Владимирович Михалков понимал таинственный мир государственной символики и воспевал кремлёвские звёзды так, что, однажды прочитав эти стихи в первом классе, мы запоминали их на всю жизнь:

Кремлёвские звёзды над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!

Константин Симонов пред святынями Отечества написал строки, которые заставляют учащённо биться сердце:

Полночь бьёт над Спасскими воротами,
Хорошо, уставши кочевать
И обветрясь всякими широтами,
Снова в центре мира постоять…

Он стоял не только перед памятниками седой старины. Кремль – это не диковинная антикварная игрушка фирмы Фаберже. Это перекрёсток ветров Истории. И Симонов кланялся Кремлю Ивана Великого и Мавзолею, который навсегда остался в истории заснеженным, когда Сталин напутствовал защитников Москвы на параде 7 ноября 1941 года. Кланялся храму, который в народе называют собором Василия Блаженного. Кланялся кремлёвским курантам, к мелодичному бою которых прислушивался в годы войны весь мир. И горели над Красной площадью звёзды Спасской и Никольской башен. Без героики ХХ века Кремль померкнет. Величие нашей государственной святыни – в симфонии эпох, в сочетании старомосковского, имперского и советского эпоса.

Звёзды на кремлёвских башнях – могущественный символ, потому что в них – свечение Истории. На башенных шатрах они выглядят уместно и гармонично. Башенные вертикали стремятся в небо – и звёзды завершают архитектурный ансамбль, создававшийся почти полтысячелетия. Пропорциями наша звезда напоминает Витрувианского человека – золотое сечение Леонардо. Спасская башня с рубиновой звездой стала эмблемой державы. Этот образ ни с чем не перепутаешь. Мы не настолько богаты, чтобы разбрасываться символами такой силы, такой художественной выразительности…

Но вместо неугасимых маяков нам предлагают миражи.

Один известный политический публицист попытался связать водружение двуглавых орлов с торжеством православной духовности. Уберём звёзды – и сразу станем духовнее. Но как прикажете проверять эту мистическую гипотезу? А если случится так: водрузим орлов, а убийств, изнасилований, матерщины и гей-парадов, как ни странно, станет больше. Или, как обычно, нас призывают к деянию, но не собираются ни за что держать ответ? На это у нас есть одно слово греческого происхождения: демагогия. И два истинно русских слова: горлопанство и пустозвонство.

Над воротами проездных кремлёвских башен снова появились иконы. Над ними горят звёзды – и в этом нет ничего кощунственного. В православных храмах изображение пятиконечной звезды – не редкость! Св. Андрей Рублёв изобразил Преображение Господне на фоне пятиконечной звезды… Наша история показывает совместимость православия и советской героики. Немногие в дореволюционной России помнили адмирала Ушакова. У него не было ни одного ордена первой степени. На новгородском памятнике «Тысячелетие России» не нашлось места для непобедимого адмирала. Великого флотоводца по-настоящему открыли в советское время, увидели в Ушакове всенародного героя. Возник орден Ушакова, вышел на экраны яркий фильм, появились книги… А уж потом праведного воина Феодора Ушакова причислили к лику святых. Советская героика помогла!

Конечно, художественное наследие советской эпохи не сплошь безукоризненно. Почти никто не выступал против демонтажа памятников Свердлову, Калинину. Это были невыразительные циклопы, которые не прижились ни возле Китайгородской стены, ни на Воздвиженке. Но Мавзолей, Останкинская башня, ВДНХ, наконец, рубиновые звёзды – это шедевры, это архитектурные прорывы в народную историю. И Дзержинский Евгения Вучетича – прямой как штык – скреплял одну из немногих ансамблевых московских площадей. Это был не парадный памятник, не льстивый панегирик. У Вучетича вышел трагический герой в духе Шолохова, Лавренёва, Вишневского… Глядя на него, можно было и ужасаться, и восхищаться Железным Феликсом – кому что по душе. Это в современных телесценариях чекисты предстают карикатурными исчадиями ада, с губами, измазанными кровью и белужьей икрой, плоско-гадливыми, как убийцы из сериального «Пинкертона». А Вучетич даже в жанре монументальной пропаганды творил куда тоньше…

Двадцать пять лет идёт у нас идеологическая междоусобица. Не дискуссия, а боевые действия: миф пошёл войной на миф. Миф – это совсем не враньё, не байка. По Лосеву, миф – это форма осмысления реальности массовым сознанием. Кому мешает героический советский миф? Он мешает тем, кто хотел бы легализовать своё презрение к трудовому большинству, к плебсу.

Что такое «десталинизация», о которой заговорил председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека М. Федотов? По-видимому, это наступление на права неэлитарных горемык. Федотов, похоже, рассуждает примерно как персонаж «Острова пингвинов» Анатоля Франса или «Скотного двора» Оруэлла: «Высшая форма демократии – это абсолютная диктатура настоящего демократа». Логика понятна. В народе популярен Сталин. Значит, в не телемском аббатстве Федотова почтенные патриции-антисталинисты смогут загнать в сырые подвалы «чумазых совков». Материального неравенства им мало. Каста хочет идеологически отлепиться от народа, возвыситься над ним в иерархии исторического мифа.

«Десталинизация – это частный элемент декоммунизации. То есть мы должны искоренить не только положительные переживания Сталина, но, скажем, и положительные переживания Ленина и его подручных», – признаётся один из тех генералов, которых когда-то один мужик прокормил. Искоренитель переживаний – это, конечно, звучит гордо. А по-моему, декоммунизация – это попытка на хромой козе объехать великую эпоху.

«Совкоборцы» собираются сравнять с землёй советскую цивилизацию с её звёздами, с её воинской героикой, с её верой в труд и в науку. Собираются закопать весь русский советский ХХ век. Но смешны их суетливые увёртки в тени великого столетия, в лучах рубиновых звёзд! Пускай стараются за своими высокими заборами с видеонаблюдением и охраной. Красная площадь и звёзды над башнями Кремля – это не для меньшинства. Это не коттеджный городок «Ричмонд» на Рублёвке. Это детинец нашей истории, в котором каждый камень – как сума перемётная Микулы Селяниновича. Неподъёмен!

Рубиновые звёзды подняла на башни История. Они состоялись в народной судьбе, а значит – недосягаемы для ниспровергателей.

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Источник: http://www.lgz.ru/article/14870/

Код для вставки в блог: