Коммунист Сергей Малков: Необходимо повысить роль градостроительного планирования!

Очередной депутатский запрос депутата-коммуниста Сергея Малкова, принятый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, направлен на повышение роли градостроительного планирования в Северной столице. 

Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 30.12.2013 № 1813 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования».

 

Анализ Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования (далее – Порядок) вызывает серьезные вопросы и возражения.

В целом из знакомства с текстом Порядка следует, что ряд ключевых функций регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, профильно относящихся к сфере ответственности Комитета по градостроительству и архитектуре (далее – КГА), связанных с формированием земельных участков, установления их назначения и параметров использования и застройки, подписания акта выбора земельного участка изымается у КГА и передается Комитету по строительству (далее – КС), Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (КЗРиЗ), Комитету по инвестициям и стратегическим проектам.

Так, пункт 5 Постановления поручает КС совместно с Комитетом по управлению городским имуществом (далее – КУГИ) в трехмесячный срок разработать правовой акт Правительства Санкт-Петербурга, устанавливающий порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении необходимости выполнения работ. Далее говорится о том, что тот же порядок должен применяться при определении необходимой потребности в жилых помещениях и объектах нежилого фонда при формировании (изменении) инвестиционных условий.

Учитывая, что определение мест размещения и формирование требуемых параметров результатов строительной деятельности является непосредственным результатом проектных разработок, в том числе, градостроительного планирования и документации по планировке территории, то органом государственной власти для решения данных задач является КГА, а не КС и КУГИ.

Пунктами 8 и 9 Постановления КГА лишается компетенции представлять предложения о выборе земельных участков в целях их предоставления. Компетенция в этом вопросе передается КС, который наделяется полномочиями принимать решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.

Вызывает сомнение обоснованность этого шага, поскольку размещение объектов капитального строительства на территории города в зависимости от их назначения и параметров входит в сферу деятельности по планированию градостроительного развития территории, рационального и безопасного ее использования и обеспечения возможностей ее устойчивого развития, т.е. в сферу профессиональной деятельности, подведомственной КГА.

Следует принять во внимание, что практика последних десятилетий размещения объектов капитального строительства в СПб, именно при постоянном игнорировании градостроительных аспектов принятия таких решений, убедительно демонстрирует всю пагубность такого подхода.

В пункте 10 Постановления полномочия утверждать и выдавать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории изымаются у КГА и передаются в КЗРиЗ.

Следует учесть, что в соответствие с Федеральным законом от 13.05.2008 № 66-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости » в Земельный кодекс Российской Федерации внесено изменение, упраздняющее понятие «Проект границ земельных участков», вместо которого вводится понятие «схема расположения земельных участков». Хотя полномочия КГА утверждать проекты границ земельных участков сохраняются за ним (пункт 3.4-7 Положения о КГА), но в силу указанных обстоятельств они становятся ничтожными.

При оценке этого изменения следует учесть, что именно фактически ведущая роль КЗРиЗ в деле установления границ земельных участков объектов недвижимости в Санкт-Петербурге и пренебрежение требованиями планировки территории привело к массовому проявлению хаотичности и неэффективности произведенного на сегодня межевания. Если до этого названный результат межевания определялся отсутствием инициативы и подготовленности, а также слабостью влияния КГА на фоне энергичности и авторитета КЗРиЗ, то данным постановлением ведущая роль в названном деле КЗРиЗ закрепляется юридически.

Вводится порядок, расширяющий возможности получения земельного участка для строительства, а также всю документацию, достаточную для осуществления строительства, в отсутствие документации по планировке территории.

Пунктом 11 Постановления вносится изменение в порядок проведения публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Предлагается пункт 4 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 № 491, заменить новым текстом, представленным одним предложением, состоящим из 350-ти слов (не считая знаки препинания), которые размещаются на 42-х строчках. Смысл и содержание предложения, изложенного таким образом, очень трудны для восприятия.

При этом ключевой вопрос остался без ответа: откуда берется земельный участок, предоставляемый для строительства? Откуда берется информация, необходимая для подготовки документации, которая, в свою очередь, необходима для проведения торгов по предоставлению земельных участков для строительства (назначение и параметры объекта строительства, ограничения и условия)? И то и другое должно браться из градостроительной документации. Информирование населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства, безусловно, важно, и этого требует п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Но прежде этого, согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимо, чтобы градостроительная документация, в соответствие с которой образован этот участок, и установлены требования и условия его застройки, получила одобрение на общественном обсуждении тем же самым населением.

Этому аспекту в данном Порядке не уделено никакого внимания, что открывает путь для осуществления градостроительной деятельности в обход контроля над этим процессом населения соответствующей территории.

На небрежность подготовки Постановления указывает тот факт, что согласно пункту 13. Постановления, оно распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2011. При этом согласно п. 14 Постановление вступает в силу через 10 дней после его опубликования. Но на 29 января Постановление еще не было опубликовано, из чего следует, что ближайшей датой его возможного вступления в силу является 10 февраля. Таким образом, между 13 и 14 пунктами данного постановления установилось противоречие.

Текущая практика градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге демонстрирует избыточное число случаев градостроительных ошибок самого разного масштаба, форм проявления и тяжести последствий. Совершенно очевидной причиной этого является критическое ослабление в Санкт-Петербурге позиций отрасли градостроительного проектирования, как среди профессионального сообщества проектировщиков, так и в административной системе управления городом.

Анализ данного Положения заставляет усомниться в том, что оно является мерой, которая позволит уменьшить число негативных последствий градостроительной деятельности, которая позволит вернуть Санкт-Петербургу лидерство в сфере градостроительного проектирования.

В связи с изложенными выше соображениями депутат-коммунист просит губернатора:

- поставить вопрос о повышении в Санкт-Петербурге роли градостроительного планирования и обоснования градостроительной деятельности и соответственно принятия мер по усилению профессионализма в деятельности КГА и его роли в области контроля над осознанно планируемым процессом градостроительного развитием Санкт-Петербурга, над развитием мер градостроительного регулирования.

- дать поручение ответить на вопросы, которые вызывают отдельные пункты «Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования», изложенные в Приложении к данному запросу.

Пресс-служба фракции КПРФ

Код для вставки в блог: